Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

lex@g-k-h.ru  Skype: lexconsalting

 

Пляски жуликов вокруг ТСЖ



Источник: http://www.roscomsys.ru


31.03.2007 г.

Известно, что Госдума приняла поправки в жилищное законодательство, продлевающие сроки выбора способа управления многоквартирными домами еще на один год - до 1 января 2008-го. У собственников жилья появилось дополнительное время, чтобы подумать, кому доверить жизнеобеспечение.

Вариантов всего три: можно выбрать профессиональную управляющую компанию, можно создать товарищество собственников жилья (ТСЖ), а можно взять дом в непосредственное управление и самим выстраивать взаимоотношения с обслуживающими организациями. Если жильцы не успеют определиться с выбором до 1 января 2008 года, управляющую компанию им найдет муниципалитет.

Необходимость отсрочки депутаты мотивировали тем, что население еще слабо разбирается в проблемах управления многоквартирным жилфондом (спасибо местным властям, которые в течение двух лет откровенно саботировали информационно-разъяснительную работу). Велика вероятность того, что, пользуясь правовой неискушенностью граждан, муниципалитеты будут навязывать им "своих" , прикормленных управдомов. Не исключено и появление на рынке жилищных услуг компаний-однодневок, созданных с одной целью - обобрать жильцов и скрыться.

Достаточно ли защищает людей от подобных неприятностей жилищное законодательство? Что мешает созданию ТСЖ, этой оптимальной формы управления домом?

Как считает член Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Галина Хованская, к серьезной общероссийской акции по выбору управляющих домами прежде всего оказалась не готова сама власть. Простой вопрос: что, собственно говоря, муниципалитеты должны передать в управление ТСЖ или частной компании? Какой имущественный комплекс? Земля под домами, как правило, нигде еще не оформлена в долевую собственность жильцов, перечень общего имущества (подвалы, чердаки, лестницы, инженерное оборудование) не зафиксирован. Более того, во многих городах муниципалитеты незаконно изъяли в собственность города нежилые помещения, входящие в состав общего имущества дома, а вернуть их можно только по суду.

По-прежнему не решен вопрос с капитальным ремонтом, а в нем нуждается примерно 60 процентов всего жилищного фонда. Создавая ТСЖ в старых домах, люди остаются один на один с проблемой, цена которой в целом по России превышает 10 триллионов (!) рублей, или два годовых бюджета России. Таких денег товариществам, разумеется, вовек не собрать. В законодательстве сказано: средства на капитальный ремонт домов ТСЖ могут быть выделены местными властями. А это значит, что могут быть и не выделены. По мнению Галины Хованской, сегодня необходимо законодательно зафиксировать обязательства государства по непроизведенному капремонту и постановлением Правительства определить порядок компенсации затрат собственникам. Председатель комиссии по местному самоуправлению Общественной палаты Вячеслав Глазычев предлагает оформить задолженность государства по невыполненному ремон ту как внутренний государственный долг, который имеет четкую и отработанную процедуру погашения.

Еще один тормоз для создания товариществ - налоги. Их дерут с ТСЖ по полной программе. Допустим, члены товарищества, не надеясь выбить деньги из бюджета, решили собирать на капремонт свои "кровные". Эта инициатива закончится тем, что в конце года к ним заявится налоговая инспекция и изымет 24 процента от собранной суммы в виде налога на прибыль. Кроме того, налоговики рассматривают ТСЖ как перепродавца жилищно-коммунальных услуг самому же себе и ничтоже сумняшеся облагают его еще и... налогом на добавленную стоимость. И пока этот фискальный абсурд не будет отменен, массового создания товариществ ждать не приходится.

Кроме того, местные власти всячески препятствуют созданию товариществ, не желая расставаться с бесконтрольной властью над платежами граждан. Всеми правдами и неправдами они заставляют собственников выбирать в качестве управляющих компаний МУПы, Г УПы или созданные при содействии самих же чиновников частные фирмы. Сделать осознанный выбор людям очень сложно. Реестр управляющих компаний не создан, никакой информацией о них граждане не владеют. Нередко местные чиновники идут на прямой обман. "В почтовые ящики пенсионеров попадают листочки, где они видят знакомые буквы "ДЕЗ" , но вместо "ГУП ДЕЗ" в них написано "ООО ДЕЗ" , - говорит Галина Хованская. - И люди голосуют за этот ДЕЗ, считая, что имеют дело с муниципальной организацией. И мало кто знает, что потом избавиться от этих мошенников, которые даже на налоговый учет не встали, можно только по суду".

Руководитель общественной приемной полномочного представителя Президента по Центральному федеральному округу Виктор Федорук в качестве иллюстрации привел вопиющий пример. Глава управы Тимирязевского района столицы, надавив на руководителей домкомов, принудил жителей района выбрать в качестве управляющей компании ООО "Тим ирязевская". Люди думали, что голосуют за реорганизованный муниципальный ДЕЗ. Но оказалось, что это недавно созданная частная компания. У нее три учредителя - один из Нового Уренгоя, другой из Нальчика, третий, точнее, третья - из Тверской области. Встретиться с хозяевами фирмы жильцам не удалось, и потому было принято решение навестить учредительницу из Тверской области прямо по месту жительства. Но дома, в поселке Белый Городок, они ее не застали. Как пояснили родители, "наша Наташа сейчас сдает сессию, ей не до вас". Иначе говоря, учредительница оказалась... обычной студенткой вуза!Еще деталь: уставный капитал фирмы составляет 10 тысяч рублей, а в самом уставе имеется многозначительная строчка о том, что ООО "Тимирязевская" имеет право открыть расчетный счет за пределами РФ!

Строго говоря, ничего незаконного в этом нет. Как пояснил заместитель председателя Комитета Госдумы по труду и социальной политике Олег Шеин, законодательство не содержи т жестких правил деятельности таких фирм. "Управляющая компания с уставным капиталом в 10 тысяч рублей получает возможность ворочать миллионами, собирать деньги с жильцов за жилищно-коммунальные услуги и переводить их в офшор, а дальше - хоть трава не расти, - говорит депутат. - При существующих тарифах 50 многоэтажных домов платят порядка 100 миллионов рублей в год. За полгода фирма-однодневка может "заработать" 50 миллионов рублей и исчезнуть".

Конечно, против подобных мошенников будет возбуждено уголовное дело, но что с них возьмешь, кроме 10 тысяч уставных рублей?! Скорее всего, жильцам придется самим возмещать долги водоканалу, энергетикам и прочим обслуживающим организациям. Самое замечательное, что муниципальные чиновники, навязавшие собственникам жилья "неправильных" управдомов, не несут за это никакой ответственности. Вывод напрашивается сам: законодательная и исполнительная власти должны в срочном порядке разработать и утвердить жесткие, понятные, подробные требования к деятельности управляющих компаний, чтобы перекрыть недобросовестным фирмам доступ на рынок жилищных услуг.

год население страны платит за услуги ЖКХ порядка 2, 5-3 триллионов рублей. Это сумма, сопоставимая с годовым консолидированным бюджетом субъектов России. Так что цена выбора, который предстоит сделать собственникам жилья до 2008 года, чрезвычайно высока. И просчеты могут дорого обойтись как самим гражданам, так и муниципальным бюджетам и предприятиям коммунального хозяйства.



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ