Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Капремонт в складчину-2



Источник: Ирина Генцлер

В России начинает создаваться основа для новых подходов к участию государства в финансировании капитального ремонта многоквартирных домов, помещения в которых находятся в частной собственности.

Но будет ли программа эффективной, удастся ли распорядиться бюджетными средствами наиболее рационально? И что для этого нужно сделать?

Принятый недавно Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определил ключевые моменты нового порядка предоставления бюджетных средств. Так, согласно закону решение о проведении капремонта в конкретном доме и об участии в муниципальной адресной программе капитального ремонта принимают собственники помещений на общем собрании (либо члены ТСЖ или жилищного кооператива, то есть опять-таки собственники). Общее собрание утверждает и смету расходов на ремонт, причем, по закону, собственники должны участвовать в финансировании ремонта. Не менее важно и то, что привлекать подрядные организации для выполнения ремонтных работ должны сами ТСЖ либо выбранные собственниками управляющие компании. При этом предусмотрено, что бюджетные средства (средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, субъекта Российской Федерации и/или муниципалитета) поступают либо товариществу, либо УК на специально открываемый счет.

Вроде бы создается система, которая должна по максимуму заинтересовать собственников в том, чтобы привести свой дом в порядок. Однако, на мой взгляд, остается немало сложных моментов и вопросов, ответы на которые еще предстоит найти.

Например, порядок предоставления бюджетных средств предусмотрен такой, что утвержденная смета на проведение капитального ремонта конкретного дома требуется только в самый последний момент - когда муниципалитет уже принял решение, сколько именно денег из полученных средств Фонда и субъекта Федерации он выделил для дома. На этапе подачи заявки для участия в муниципальной адресной программе наличие сметы не предусмотрено. И только когда деньги уже фактически выделены, собственники должны в течение 30 дней подтвердить на общем собрании свое согласие о долевом участии в расходах и определить размер этого участия (не менее 5 процентов от выделенных бюджетных денег). На мой взгляд, если бы заранее, на стадии принятия решения об участии в муниципальной программе собственники определили, какие работы в доме необходимо провести, какое качество объектов общего имущества они хотят получить после ремонта, оценили предстоящие расходы, а также сколько им надо добавить своих денег к ожидаемой бюджетной помощи, тогда у них оставалось бы достаточно времени или для того, чтобы подкопить деньги, или договориться с банком о кредите, или найти еще какое-то устраивающее всех решение.

В предлагаемой законом схеме качество ремонта фактически определяют не собственники, а субъект Федерации - через установление "размера предельной стоимости проведения капитального ремонта" в рамках региональной адресной программы.

Когда решение о качестве и стоимости ремонта принимается собственниками "под выделенные деньги", трудно ожидать, что будут проведены дорогие работы по модернизации дома. Например, можно заменить плоскую кровлю с покрытием дешевым рубероидом, который через пять лет снова надо будет менять, на скатную конструкцию с покрытием дорогими современными, но и более долговечными материалами, или вместо обычного ремонта фасадов сделать теплоизоляцию с защитно-декоративным слоем. Однако собственники, скорее всего, будут экономить.

Еще один существенный момент - закон не устанавливает механизма контроля исполнения собственниками (товариществами, управляющими организациями) обязательств по софинансированию ремонта. Орган местного самоуправления в течение пяти дней должен перечислить деньги бюджета одним платежом, то есть фактически авансом, при этом закон не требует подтверждения, что получатель уже располагает своими средствами, что уже выбран подрядчик и т.д. У муниципалитета также практически нет возможности проконтролировать целевое расходование ТСЖ или УК выделенных бюджетных средств, потому что они самостоятельно распоряжаются деньгами, находящимися на их счетах, а значит, могут использовать их и не по назначению.

Остается надеяться, что власти в регионах и органы местного управления, от которых зависит реальное выполнение программы, оценят "подводные камни" и смогут подстраховаться через разработку местных нормативных документов. Возможно, потребуется подготовить методические рекомендации и на федеральном уровне.

После последних публикаций в "РГ - Неделя", посвященных теме ЖКХ, в редакцию валом пошли письма и телефонные звонки. Напомним, что 27 июля мы рассказали о том, как должны рассчитываться субсидии по оплате ЖКХ, а в предыдущем номере - чего ожидать собственникам в связи с обещанием государства помочь им в проведении капремонта.

На первую серию ваших вопросов по просьбе "РГ" ответила Марина Румянцева, эксперт Фонда "Институт экономики города".

Куда нужно обращаться, чтобы оформить жилищную субсидию?

Этим занимаются полномочные органы по предоставлению субсидий - это их официальное название. Но на практике в разных регионах и городах они формировались и назывались по-разному. Где-то это может быть департамент, управление или отдел в составе органа местного самоуправления. Где-то - отдельное муниципальное учреждение. Очень распространенное название - центр по предоставлению субсидий. Но, к сожалению, не в каждом поселении такая структура есть. Поэтому во многих регионах эти функции взяли на себя органы госвласти субъекта Федерации. В этом случае субсидиями могут заниматься территориальные органы региональной социальной защиты.

Поэтому совет такой: если люди не знают, куда обратиться, сначала им нужно выяснить в своем органе местного самоуправления, какая конкретно организация занимается субсидированием населения в их городе или поселке. Там обязательно подскажут, куда обращаться.

Как сочетаются льготы и субсидии? Например, в квартире два пенсионера, один из которых федеральный льготник. При этом средний душевой доход ниже прожиточного минимума. Можно ли воспользоваться и льготной оплатой и получить субсидию?

Скидку по оплате жилья и коммунальных услуг или денежную компенсацию (в зависимости от порядка предоставления льгот в конкретном регионе) льготник получает в обязательном порядке, вне зависимости от его доходов. При этом, если даже с учетом полученной льготы ваши доходы все равно недостаточны, чтобы оплачивать жилье по полному тарифу (то есть если в бюджете вашей семьи доля расходов на квартплату с учетом нормативной площади превышает установленный в регионе максимум), вы, безусловно, должны получить и субсидию. Для тех граждан, которые получают льготу в виде скидки по оплате, при расчете субсидий вводится льготный коэффициент. Это предусмотрено в Правилах предоставления субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных правительством. Но есть регионы (их 15), где льгота уже монетизирована: соответствующая сумма переводится на личный счет льготника. В этом случае эта выплата учитывается в семейном доходе при расчете субсидии.

Как видите, порядок этих расчетов довольно сложен. Поэтому гражданам надо обратиться в полномочный орган, представить документы, подтверждающие доходы семьи, а также подтверждающие право на льготу, чтобы все это было учтено.

Главное, что должны знать граждане: льготники могут получать субсидию. Отказать им в ее предоставлении только на том основании, что они пользуются льготой, нельзя.

Какая площадь жилья учитывается при расчете жилищной субсидии, а также при льготной оплате для федеральных льготников? Если, к примеру, кто-то в семье имеет право на дополнительную площадь, должна ли субсидия "распространяться" и на эти метры?

Расчет субсидии производится исходя из нормативной площади жилого помещения, установленной каждым регионом. В большинстве регионов придерживаются старых федеральных стандартов (для одиноко проживающего - 33 кв. метра, для семьи из двух человек - 42 кв. метра, для семьи из трех и более - по 18 кв. метров на каждого), хотя в принципе регионы получили право устанавливать стандарт нормативной площади самостоятельно. Поэтому, пожалуйста, уточните, какие нормативы действуют в вашем поселке или городе в органе местного самоуправления.

Что касается "лишней" площади: по Закону "О ветеранах" меры социальной поддержки различным категориям граждан устанавливаются на региональном уровне. Поэтому законодатели каждой конкретной области, края, республики вправе решить, предоставлять ли льготы и субсидии на сверхнормативную площадь. Правда, насколько мне известно, регионы на это не идут: практически везде и льготы, и субсидии по оплате ЖКХ предоставляются в пределах социальной нормы.



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ