Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Инструменты ГЧП в России есть. Надо научиться c ними работать



Источник: http://www.amr.ru

21 ноября Ассоциация Менеджеров, совместно с Институтом региональной политики, Аналитическим центром «Эксперт» и Lobby net GR, провела конференцию «Инвестиционные возможности в России. Принципы и риски государственно-частного партнерства».

«Развитие взаимодействия бизнеса и государства – путь к формированию эффективной экономической политики, что, в свою очередь, приведет к развитию промышленного производства, социальной инфраструктуры, росту ВВП», - сказал, открывая конференцию, Дмитрий Зеленин, Губернатор Тверской области и президент Ассоциации Менеджеров.

По мнению Кирилла Андросова, заместителя министра экономического развития и торговли РФ, в России основными инструментами ГЧП в России на текущий момент являются: формирующийся инвестиционный фонд; промышленно-производственные зоны; особые экономические зоны; венчурные фонды; технопарки; промышленная сборка иностранных автомобилей на территории РФ. «К середине 2007 года в России будет не менее 10 венчурных компаний с объемом капитала в $1 млрд., - заявил К.Андросов. – Кроме того, Премьер-министр РФ Михаил Фрадков 24 августа подписал постановление №516 об ОАО «Российская венчурная компания». Она уже зарегистрирована, 100% акций этой компании принадлежит государству, и в ее уставный капитал направлено 15 млрд. рублей из Инвестфонда».

«Государство может совместно с частным бизнесом софинансировать крупномасштабные проекты, участвовать в уставном капитале, предоставлять государственные гарантии инвесторам», - отметил Максим Быстров, заместитель главы Федерального агентства по особым экономическим зонам. Он также пояснил, что, например, в случае строительства крупного завода, затраты на строительство ложатся на инвестора, а затраты на инфраструктуру - на государство.

«Партнерство ГЧП в зарубежных странах доказало свою жизнеспособность. Там ГЧП занимает ведущие позиции в ЖКХ, дорожном и жилищном строительстве», - считает Екатерина Попова, помощник руководителя администрации президента РФ. В то же время она заметила, что ГЧП несет на себе ряд рисков, как для инвестора, так и для государства. «Это риск, связанные со строительством и эксплуатацией, политические риски; риски, связанные с охраной окружающей среды», - подчеркнула Е. Попова.

С ней согласился Геворг Саркисян, координатор российской программы Всемирного Банка по инфраструктуре и энергетике, который считает, что ГЧП связано с большими рисками. «Так, в Латинской Америке, 54% уже заключенных концессионных соглашений пересматривались», - рассказал Г. Саркисян. Кроме этого он отметил, что ГЧП в России помимо прочих присущи и собственные риски. «Это, прежде всего, отсутствие опыта и стратегического планирования; политические риски, высокие процентные ставки, бюрократия, коррупция и т.д.», - отметил Г. Саркисян.

Станислав Наумов, директор департамента экономического анализа и перспективного планирования министерства промышленности и энергетики РФ также считает, что одной из проблем ГЧП в России является неготовность бизнеса к долгосрочному планированию и нежелание раскрывать свои корпоративные стратегии. «Мы не хотим выведывать коммерческие тайны, но мы обязаны знать хотя бы среднесрочную программу развития корпорации», - подчеркнул С. Наумов.

Для развития ГЧП в России необходима известная коммерциализация министерств, считает Екатерина Самсонова, директор подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг» ФГУП «Ространсмодернизация». «В этом случае, появится совершенно новая отрасль в экономической деятельности связанной с ГЧП», - сказала Е. Самсонова.

Булат Столяров, директор Института региональной политики отметил, что в России и на Западе ГЧП пока развивается разными путями. «В России сейчас схема такая: сначала у бизнеса появляются какие-то планы, затем государство создает инфраструктуру и реализуется крупный инвестиционный проект. На Западе, в первую очередь играют роль планы государства, которое затем привлекает инвестиции для создания инфраструктуры и реализации проекта», - рассказал Б. Столяров. В то же время он заметил, что за последние 5-6 лет ГЧП в России сделало большой шаг вперед, в стране сформировались почти все инструменты ГЧП, произошел взлет крупного бизнеса. С ним согласился и Леонид Григорьев, президент института энергетики и финансов, который считает, что государство осознало: никто не заменит частных бизнесменов. В то же время Олег Михайленко, генеральный директор «Корпорации «Металлы Восточной Сибири» отметил, что для дальнейшего развития механизмов ГЧП можно рассмотреть возможность создания специальных организаций, которые стали бы своего рода посредниками между бизнесом и государством.

Этот тезис подтверждался рядом выступлений, в которых докладчики либо рассказывали о практике ГЧП в своих компаниях, либо о уже осуществленных проектах в сфере ГЧП. Так Олег Атьков, вице-президент ОАО «РЖД» рассказал о существующей в компании системе предоставления медицинских услуг для своих работников. «Нашими медицинскими учреждениями регулярно пользуется и местное население. Поэтому мы предлагаем местной администрации нести совместные расходы по эксплуатации поликлиник и медицинских поездов особенно там, где других подобных учреждений нет. Тем более, это обойдется государству значительно дешевле, чем строительство собственных новых больниц и поликлиник», - подчеркнул О.Атьков.

Александр Сергеев, заместитель генерального директора «ГидроОГК» предложил строить ГЭС с использованием механизмов ГЧП. Сергей Лыков, заместитель председателя «Внешэкономбанка» рассказал о сотрудничестве банка с Красноярским краем, участии банка в национальных проектах и строительстве аэропорта в Калининграде. Евгений Астафьев, вице-президент АК «Транснефть» рассказал о планах постройки трубопроводов, в которых компания хотела бы использовать инструменты ГЧП. Василий Киселев, вице-президент ОАО «Суал-холдинг» озвучил опыт своей компании по строительству различных объектов совместно с региональными и местными властями. Виталий Кузнецов, ведущий банкир ЕБРР, пояснил, что ЕБРР активно посредничает между бизнесом и государством при реализации проектов ГЧП. А Владимир Кабанов, первый заместитель главы администрации Волгоградской области призвал бизнес поучаствовать в строительстве обходной дороги вокруг Волгограда.

Кирилл Ратников, партнер CMS Cameron McKenna, отметил, что, несмотря на развитие ГЧП в России, законодательство в этой области все еще остается несовершенным. «В частности, федеральный закон «О концессионных соглашениях» содержит ряд положений, которые делают функционирование механизмов ГЧП весьма затруднительным. Весьма запутан механизм выкупа земли при реализации концессионного проекта», - пояснил К. Ратников.

В свою очередь, Альберт Еганян, управляющий партнер юридической фирмы «Вегас-Лекс» отметил, что российское законодательство в сфере ГЧП является одним из самых либеральных «и именно поэтому в договорах необходимо максимально четко и подробно прописывать все пункты».

Питер Митка, директор PricewaterhouseCoopers отметил, что обычно, при реализации проектов ГЧП 90% финансирования осуществляют банки и только 10% - инвестор. «Поэтому, не все банки хотят финансировать проекты ГЧП из-за рисков, связанных с ними. И уж во всяком случае, все банки проводят тщательный анализ проекта, прежде чем приступить к финансированию».

Итак, участники конференции сделали вывод, что инструменты ГЧП в России сформированы и кое-где уже работают. Однако государству вместе с бизнесом предстоит приложить еще немало усилий к тому, чтобы механизмы ГЧП в России заработали на полную мощь. И подобные мероприятия – первый шаг к установлению здоровых отношений в этой области.



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ