Лекс Консалтинг

+7 (3452) 403-434

lex@g-k-h.ru  Skype: lexconsalting

@lexconsalting

 

Применение информационных технологий поможет в работе с должниками



Источник: КГ Лекс


Проблема неплатежей за жилищные и коммунальные услуги всегда была актуальной для жилищных предприятий. По данным Росстата, на 1 января 2005 г. задолженность потребителей жилищных и коммунальных услуг перед организациями ЖКХ составляла около 207 млрд. руб. Значительная часть задолженности возникла с 1996 по 2001 г., в этот период неплатежи за ЖКУ носили поистине массовый характер. В настоящее время уровень собираемости платежей тоже не дает оснований для оптимизма.

Помимо ряда объективных причин увеличению дебиторской задолженности способствует неумелая работа управляющих компаний/ТСЖ с неплательщиками. Не секрет, что у большинства управляющих организаций работа с дебиторами осуществляется хаотично, от случая к случаю. Как правило, она ограничивается вручением письменных предупреждений, вывешиванием списка должников на подъездах, реже – обращением в суд и последующей передачей исполнительного документа в подразделение судебных приставов. Работа с дебиторами должна быть не разовой акцией, а постоянной кропотливой деятельностью.

Повысить оперативность и эффективность работы с неплательщиками Вам поможет информационная система «КУБ: Управление жилыми домами (УЖД)», разработанная специалистами консалтинговой группы «Лекс». Эта информационная система состоит из нескольких приложений, предназначенных для осуществления разных функций.

Рассмотрим, какие инструменты предусмотрены в «КУБ: УЖД» для автоматизации работы управляющих компаний и ТСЖ с должниками.

В информационной системе «КУБ: УЖД» есть приложение «Должники». Оно позволяет просматривать перечень клиентов, имеющих задолженность по оплате счетов за оказанные услуги. Главная задача пользователя информационной системы – правильно ввести исходную информацию о потребителях услуг, и счетах, выставленных ему для оплаты. Если потребитель не оплачивает счет в указанный срок, система автоматически заносит его в перечень должников. Перечень должников можно просмотреть на произвольно выбранную дату. При открытии окна и просмотре перечня должников специалист, работающий с «КУБ: УЖД» видит таблицу (похожую на таблицу MS Excel), строки которой, содержат следующую информацию:

  • фамилию потребителя (наименование – для юридических лиц),
  • реквизиты договора на оказание услуг,
  • размер задолженности потребителя на дату, указанную пользователем в фильтре,
  • количество просроченных дней.

Рис. 1. Окно приложения «Должники»
Рис. 1. Окно приложения «Должники»

Российское законодательство предусматривает, что в отношении неплательщиков возможно применение следующих мер:

  • обращение в суд с исковым заявлением,
  • введение ограничения на предоставление коммунальных услуг,
  • приостановка поставки коммунальных услуг.

Но чтобы применение мер по взысканию задолженностей было правомерным, управляющей компании/ТСЖ следует соблюдать определенные условия и порядок. Так, Постановлением Правительства РФ «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» закреплено, что собственнику помещения предварительно должно быть направлено письменное предупреждение (уведомление) о приостановке и (или) ограничении поставки коммунальных услуг. Следует иметь ввиду, что указанный нормативный акт запрещает приостановку поставки таких услуг, как отопление, водоотведение и холодное водоснабжение. Также необходимо учитывать все сроки, предусмотренные для ликвидации задолженности неплательщиком.

Рассматриваемое приложение «КУБ: УЖД» позволяет зафиксировать проведенную с должником работу, побуждающую его погасить задолженность (например, направление уведомления о возможном приостановлении/ограничении предоставления коммунальных услуг), вести историю таких работ.

Для ведения перечня мероприятий, направленных на погашение задолженности, используется форма «История работ с неплательщиком». Эта форма также представляет собой таблицу, в которую заносится дата проведения мероприятия и вид проделанной работы. Перечень работ с должниками пользователи системы могут сформировать самостоятельно с учетом специфики Вашей организации.

Рис. 2. Окно формы «История работ с неплательщиками»
Рис. 2. Окно формы «История работ с неплательщиками»

Факты отключения услуги можно зафиксировать в системе с помощью другого приложения – «Журнал учета отключения услуг». Чтобы внести сведения об отключении потребителя, нужно добавить в журнал новую запись, указав в ней сведения о виде отключенной услуги, номере договора, адресе, причине и дате отключения. Некоторые из этих полей будут заполняться автоматически, за счет того, что все данные, заносимые в информационную систему, взаимосвязаны и доступны в полном объеме при работе с любым из приложений «КУБ: УЖД».

В случае, если от услуги отключается группа потребителей, «КУБ: УЖД» позволяет создать группу записей для нескольких потребителей.

Рис. 3. Окно Журнала учета отключения услуг
Рис. 3. Окно Журнала учета отключения услуг

Логика работы с информационной системой проста для понимания. Освоить алгоритмы использования приложений сотрудники смогут в короткие сроки (даже если они не имеют специальной подготовки).

Успех работы с дебиторами зависит от каждодневной, последовательной, планомерной реализации намеченных мероприятий. Использование в деятельности управляющей компании/ТСЖ информационной системы «КУБ: УЖД» сделает процесс работы с должниками менее трудоемким, повысит его оперативность и даст желаемые результаты, что в свою очередь благоприятно скажется на результатах деятельности организации в целом.

Получить консультации по вопросам приобретения и эксплуатации информационной системы «КУБ: УЖД» можно у специалистов консалтинговойгруппы «Лекс».



Вернуться к разделу статей

konces.gif

invest.gif