Лекс Консалтинг

+7 (3452) 403-434

lex@g-k-h.ru  Skype: lexconsalting

@lexconsalting

 

Энергоснабжению - четкое правовое регулирование



Источник: http://www.lawmix.ru/comm.php?id=5862


В последнее время особую остроту приобрела задача стабильного энергообеспечения промышленности, жилищно - коммунального и сельского хозяйства. Помимо организационно - экономических мер, в решении ее немаловажное значение имеет и надлежащее правовое регулирование отношений в данной сфере.

В ГК РФ назван только один из договоров, заключаемых при обеспечении энергией потребителей, - договор энергоснабжения. Объектом его является электрическая и тепловая энергия, которая, исходя из заложенной в ГК концепции, считается товаром. Соответственно такой договор рассматривается Кодексом как один из видов договора купли - продажи, хотя, с учетом значительной его специфики, он сформулирован как самостоятельный. Вследствие этого субъектный состав договора энергоснабжения нуждается в самостоятельном терминологическом определении. Договор этот имеет строго ограниченную сферу применения. Его заключают энергоснабжающая организация и абонент. Однако однозначное понимание энергоснабжающей организации и абонента отсутствует (как в ГК, так и в науке), и на практике возникает много споров.

Определяя понятие энергоснабжающей организации, следует учесть, что ст. 426 ГК рассматривает договор энергоснабжения как публичный. Следовательно, энергоснабжающей организацией является коммерческая организация, осуществляющая такого рода деятельность в качестве основной и не имеющая права отказываться от заключения договоров. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по производству электрической и тепловой энергии, по поставке (продаже) электрической и тепловой энергии подлежит лицензированию. В Федеральном законе "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" энергоснабжающая организация рассматривается в качестве коммерческой организации, осуществляющей продажу потребителям как произведенной, так и купленной электрической и (или) тепловой энергии. Думается, понятие энергоснабжающей организации должно содержаться именно в ГК, поскольку оно имеет существенное значение.

Если понятие энергоснабжающей организации все же имеется в нормативном акте, то понятие абонента в нормативном порядке вообще не предусмотрено. В законодательстве о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию потребитель энергии определяется как физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью). Но это определение не отражает договорной сущности складывающихся отношений. В ст. 539 ГК, регламентирующей договор энергоснабжения, отождествляются абонент и потребитель. Но эти понятия необходимо разграничить, определив абонента как физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической и (или) тепловой энергией по присоединенной к энергоснабжающей организации сети.

На практике множество предприятий и организаций получают электроэнергию не непосредственно от энергоснабжающих организаций, а от их абонентов, т.е. являются субабонентами. Однако взаимоотношения между ними не урегулированы. В ст. 545 ГК говорится лишь, что абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации. Таким образом, в ГК передача энергии от абонента к субабоненту сформулирована как право, а не обязанность абонента. Следовательно, последний может отказаться от передачи энергии, и на практике зачастую так и поступает, мотивируя это тем, что данная деятельность не является для него основой и не носит публичного характера.

В настоящее время происходит формирование федерального оптового и потребительского рынков электроэнергии. Основные принципы функционирования федерального оптового рынка электроэнергии (мощности) заложены в Постановлении Правительства РФ от 12 июля 1996 г. "О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)", где предусмотрено, что электрическая энергия должна поставляться на условиях конкуренции производителей. Развитие ее в сфере производства электроэнергии путем создания ряда независимых генерирующих компаний предусмотрено в Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий, утвержденных Указом Президента РФ от 28 апреля 1997 г. Конкуренция же в сфере передачи и распределения электроэнергии признана нецелесообразной.

К субъектам федерального оптового рынка относятся РАО "ЕЭС России", Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы России, концерн "Росэнергоатом", электростанции и другие производители энергии, акционерные общества энергетики и электрификации, крупные потребители электроэнергии (т.е. организации, осуществляющие куплю - продажу электроэнергии (мощности) и предоставляющие услуги на данном рынке).

Определены в общих чертах и основные функции субъектов федерального оптового рынка. Организатором его является РАО "ЕЭС России", которое координирует деятельность всех субъектов рынка в вопросах производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии; обеспечивает надежную работу и развитие технической базы функционирования рынка; осуществляет координацию и контроль топливообеспечения производителей энергии, выполняет ряд других функций организатора рынка.

Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы выполняет функции оператора - диспетчера процесса производства и передачи электроэнергии на рынке.

Государственное предприятие - концерн "Росэнергоатом" организует участие атомных электростанций в работе федерального оптового рынка электроэнергии, координирует их деятельность в области производства электроэнергии и т.д.

Государственное регулирование на федеральном оптовом рынке электроэнергии осуществляет Федеральная энергетическая комиссия. Она устанавливает тарифы на поставку электроэнергии на указанный оптовый рынок и на отпуск ее, размер абонентской платы за услуги, оказываемые РАО "ЕЭС России" по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России, размер абонентской платы за услуги, оказываемые концерном "Росэнергоатом" по развитию и обеспечению безопасного функционирования атомных электростанций. Комиссия формирует и утверждает баланс производства и поставок электроэнергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам указанного оптового рынка, который является основой для заключения договоров на федеральном оптовом рынке электроэнергии (мощности).

Таким образом, в настоящее время появился и функционирует своеобразный феномен - федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности). Он функционирует как единое рыночное пространство и является сферой купли - продажи электроэнергии, осуществляемой его субъектами в пределах Единой энергетической системы России. Вместе с тем данный рынок характеризуется жестким государственным регулированием, заданностью параметров и субъектов рынка, что обусловлено как функционированием в данной сфере естественных монополий, так и ограниченностью мощностей энергетических ресурсов. В сфере купли - продажи электроэнергии ограничена конкуренция, отсутствует свободное ценообразование.

В Постановлении Правительства РФ от 12 июля 1996 г. предусмотрен ежегодный созыв общего собрания субъектов рынка для подведения итогов деятельности. В период между проведением общих собраний вопросы деятельности рынка рассматриваются наблюдательным советом, избираемым его субъектами. Эти положения приводят к мысли о том, что по своей организационной структуре данное формирование сходно с биржей.

Взаимоотношения между субъектами оптового рынка электроэнергии строятся на договорной основе. Однако содержание договоров не раскрывается.

Сказанное свидетельствует о том, что деятельность формирования, называемого федеральным оптовым рынком электроэнергии, нуждается в изучении и глубокой научной проработке. Для его успешного функционирования требуется принятие нормативного акта более высокого ранга - федерального закона.

В ГК, как уже говорилось, предусмотрен только один договор по обеспечению энергией - договор энергоснабжения. Однако в данной области заключаются и другие договоры: на переток энергии, на резервирование электроснабжения, на снабжение электроэнергией от блок - станций и т.д.

Одним из наиболее острых вопросов энергоснабжения является неоплата энергии. Во многом это вызывается действующей нерациональной структурой договорных связей. Так, энергоемкие организации - субъекты оптового рынка осуществляют прямые платежи за полученную энергию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 1996 г. "О порядке организации прямых платежей на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)". Однако многочисленные предприятия и организации получают энергию через посреднические организации, такие, как АО "Городские электросети", и деньги за реализованную энергию надолго оседают на их счетах.

Профессор Б. Сейнароев предлагает изменить структуру договорных связей энергоснабжения следующим образом. В качестве энергоснабжающей организации будут выступать региональные АО "Энерго", с которыми абоненты будут непосредственно рассчитываться за потребленную энергию. Поскольку же линии электропередачи находятся в ведении горэлектросети или аналогичных организаций, с ними энергоснабжающая организация будет заключать возмездный договор на передачу энергии потребителю, а не договор купли - продажи энергии (Сейнароев Б.М. Кто платит за электроэнергию? // Эж-Юрист. 2000. N 44).

Данная структура договорных связей представляется оптимальной. Однако возникает вопрос о правовой природе заключаемых договоров. По этому вопросу нет единой точки зрения. Между тем верная квалификация правоотношений в энергоснабжении позволит правильно применить к заключаемым договорам правила о том или ином договоре. Так, ряд специалистов полагают, что если сетевладелец примет энергию для передачи ее другой организации без приобретения продукции в собственность (оперативное управление), то такие договоры следует отнести к договорам перевозки. Однако представляется, что заключаемые договоры между энергоснабжающими организациями и посредниками - сетевладельцами на передачу энергии абонентам являются договором возмездного оказания услуг, носящим публичный характер, что необходимо отразить в нормативном порядке. Соответственно правила гл. 39 ГК должны применяться к таким договорам с учетом публичного характера деятельности посредников - сетевладельцев.

Не решен в законодательстве и вопрос о квалификации договора между абонентом и субабонентом. В действовавших ранее, а теперь отмененных Правилах пользования электрической и тепловой энергией 1982 года данный договор характеризовался как договор на пользование энергией. Такая же точка зрения преобладала и в литературе.

Между тем с учетом изменения договорных связей одним из вариантов договорных отношений с участием субабонентов может быть предложен следующий. Энергоснабжающая организация, абонент и субабонент заключают трехстороннее соглашение, в котором регламентируются взаимоотношения между данными субъектами по передаче энергии, в том числе и расчеты за использованную субабонентом энергию, которые целесообразно производить непосредственно с энергоснабжающей организацией. Таким образом, функции абонента будут сведены к предоставлению субабоненту права на использование его присоединенной к энергоснабжающей организации сети для поступления энергии абоненту. Подобное использование должно осуществляться на возмездной основе.

Конечно, такого рода трехсторонние соглашения нуждаются в тщательной проработке. Представляется, что они будут носить смешанный характер. При этом правоотношения между энергоснабжающей организацией и абонентом являются договором купли - продажи энергии, отношения же между абонентом и субабонентом опосредуются договором, конструируемым по модели договора аренды.

В последнее время, как известно, рассматривается вопрос о реформе РАО "ЕЭС России", обсуждаются различные концепции реформирования. Но независимо от того, как будет решен вопрос, необходимость более четкого регулирования деятельности всех субъектов рынка электроэнергии остается весьма актуальной.

Л. Андреева, доцент МГЮА, кандидат юридических наук.



Вернуться к разделу статей

konces.gif

invest.gif