Лекс Консалтинг

+7 (3452) 403-434

lex@g-k-h.ru  Skype: lexconsalting

@lexconsalting

 

ЖКХ: возможно ли согласие сторон?



Источник: www.eprussia.ru

Игорь КУЗНИК,
генеральный директор научно-производственного холдинга «ИВК-Саяны»,
координатор некоммерческого партнерства «Метрология энергосбережения»

Жилищно-коммунальное хозяйство современной России, как известно, находится в непростой ситуации. Взаимоотношения сторон, задействованных в данной сфере, трудно назвать успешным сотрудничеством. Эта статья – попытка обозначить условия, необходимые для выхода из кризиса.

Для начала попробуем сформулировать, что такое ЖКХ, на какие составные части и по каким критериям его следует разделить, а также для чего нужно это деление. Следует признать, что ЖКХ– это производственная деятельность, связанная с обеспечением проживания людей, и желательно комфортного проживания. Для начала предлагаю жилой сектор разделить на многоквартирные и одноквартирные дома по принципу наличия общедолевой собственности. Следующее разделение предлагаю провести с точки зрения ресурсоэнергоснабжения: на ресурсоснабжение, к которому централизованно подключены жилые здания, и ресурсоснабжение, расположенное «на улице» (то есть за пределами домовой территории), под открытым небом – водоразборные колонки, ливневая канализация, общественные туалеты, уличное освещение и др. Понимание того, насколько разными задачами являются освещение в квартире или на улице, эксплуатация унитаза в квартире или должное содержание уличной водоразборной колонки, а также общественного туалета, позволяет нам утверждать, что такими разными задачами должны заниматься разные организации. Ясно, что ответственность за ЖКХ, расположенное «на улице», должна нести местная власть, которая для этих задач нанимает соответствующие организации. Мы же с вами попытаемся рассмотреть ту часть жилищно-коммунального хозяйства, которая относится к содержанию жилых домов.

Участники рынка

Давайте рассмотрим права, обязанности и ответственность сторон субъектов жилищно-коммунального хозяйства.

Первый субъект – владельцы квартир – несут ответственность за должное содержание жилых зданий. Они имеют право на качественные коммунальные услуги и ресурсы, но, со своей стороны, обязаны своевременно их оплачивать.

Второй субъект – управляющие компании, которые несут ответственность за профессиональное исполнение обязанностей, связанных с договором по должному управлению жилым домом. Они обязаны предоставлять жильцам коммунальные услуги и ресурсы, а для этого – уметь заключать соответствующие договоры с ресурсоснабжающими организациями. Имеют право на финансовое вознаграждение за свою работу.

Третий субъект – поставщики ресурсов. Они отвечают за поставку ресурса в соответствии с договором ресурсоснабжения, заключенным с управляющими компаниями на вводе в жилое здание. Обязаны соблюдать условия договора энергоснабжения и имеют право на соответствующее финансовое вознаграждение со стороны управляющих компаний.

И наконец, четвертый субъект – власть. Отвечает за соблюдение сторонами – субъектами ЖКХ установленных правил. Обязана создавать внутри муниципального образования условия, которые стимулируют существование эффективного жилищно-коммунального хозяйства. Власть имеет право регулировать отношения между субъектами в рамках, определенных законодательством РФ, в том числе путем утверждения тарифов на услуги ЖКХ и соответствующие ресурсы.

А теперь посмотрим, как наши субъекты относятся друг к другу.

ЖКХ: возможно ли согласие сторон? (часть 2)

Когда в товарищах согласья нет…

Какие же отношения этих сторон сложились в отечественной практике? Жители искренне считают, что в ЖЭКах работают неквалифицированные, безответственные, чаще всего нетрезвые сотрудники, возглавляемые нечистоплотными руководителями, будь то директор ЖЭКа или председатель ТСЖ; в водоканале или электрических сетях сотрудники, носящие общую фамилию «Чубайс», озабочены только тем, чтобы в очередной раз поднять цену на соответствующий ресурс; в местной администрации и Думе работают в основном «враги народа», не желающие приструнить и заставить работать ЖЭКи и водоканалы, но постоянно повышающие тарифы.

Управляющие компании, от сантехника до директора, убеждены, что ресурсоснабжающие организации постоянно списывают на управляющие компании свои потери на трассах и вообще «жируют» на завышенных тарифах и объемах; власти не желают понять, что основная проблема ЖКХ – это нехватка денег, и не желают приструнить поставщиков коммунальных ресурсов; население несвоевременно оплачивает и не желает видеть героические усилия ЖЭКов по поддержанию должного уровня услуг.

Муниципальная и городская власть уверена, что ЖЭКи, несмотря на объективные трудности, все‑таки не совсем справляются со своими обязанностями; энергоснабжающие организации если не «жируют», то уж во всяком случае не бедствуют; ну а с народом властям не повезло – никак не хочет оценить проявленную о нем заботу!

Итак, все субъекты недовольны всеми, каждый видит недостатки у других, искренне считая свою позицию объективной и позитивной, при этом взаимоотношения сторон ЖКХ напоминают вяло текущие военные действия. А иногда с подачи заинтересованных политических сил (зачастую имея для того объективные причины) переходящие в открытые столкновения.

Конкуренция– сила

Проведем аналогию: всего лишь двадцать лет назад в «советской» торговле население ненавидело продавцов и оптовые базы, продавцам мешали работать покупатели, а власти не могли повлиять на ситуацию со снабжением населения даже самым необходимым, да и цены постоянно росли, кстати, даже в ностальгические «застойные времена». Сегодня же продавцы полюбили покупателей, дефицита нет, властям почти не приходится вмешиваться в отлаженный механизм.

Положительные изменения в торговле произошли благодаря наличию конкуренции. Борьба за покупателя заставляет продавцов любить нас, а магазины не только не повышать, но даже зачастую снижать цены. Но эта прописная экономическая истина – конкуренция и еще раз конкуренция, как инструмент повышения качества товара и появления справедливой цены на товар, еще не стала аксиомой не только для чиновников и депутатов, принимающих государственные решения, но и, что важнее, для большей части населения. На всех без исключения собраниях жителей, на которых мне приходилось присутствовать, звучали призывы – отменить создание частных управляющих компаний, появление которых и должно создать конкуренцию в ЖКХ! Подобные настроения очень выгодны существующим сегодня структурам ЖКХ и всячески ими поддерживаются. Печально, но и администрации городов и депутаты зачастую поддерживают эти настроения. Справедливости ради хочется сказать спасибо депутатам Государственной думы за принятие Жилищного кодекса, но и они не до конца последовательны, опять продлили сроки выборов управляющих организаций, но ведь именно выборы управляющих организаций являются первым шагом на пути создания конкурентной среды в ЖКХ.

Вспомним, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Пока мы будем верить в то, что все само по себе станет лучше, пока будем ждать появления «идеальных» чиновников, все будет по-старому. Гражданам необходимо создавать собственные управляющие компании, такую возможность дал новый Жилищный кодекс.

Только конкуренция в ЖКХ создаст условия для появления трезвых слесарей, компетентных инженеров, профессиональных и эффективных менеджеров. Только наличие конкуренции защитит от постоянного роста тарифов без повышения качества услуг. Только конкуренция позволит администрациям городов заняться другими, не менее важными вопросами благоустройства.



Вернуться к разделу статей

konces.gif

invest.gif