Лекс Консалтинг

+7 (3452) 403-434

lex@g-k-h.ru  Skype: lexconsalting

@lexconsalting

 

Особый режим налогообложения для ЖКХ



Источник: www.idreforma.ru

С. Штогрин,12 июня 2007, Журнал «Коммунальный комплекс России», № 5

Жилищно-коммунальный комплекс занимает особое место среди отраслей экономики. Его услугами постоянно пользуется каждый человек. Это особая сфера правовых экономических отношений, которая отличается от автомобильной промышленности, строительства, сельского хозяйства и т. д.

Между тем налоговое законодательство относится к ЖКХ как к обычному производству товаров и услуг. В настоящее время на оказание ЖКУ распространяется общий режим налогообложения – тот же, что применяется, например, при производстве автомобилей или ювелирных изделий. Такой подход совершенно недопустим.

Необходимо выработать особый режим налогообложения жилищно-коммунальных услуг. Без налоговых преференций и льгот будет трудно провести по-настоящему результативную реформу ЖКХ. В России уже существует несколько особых налоговых режимов, в том числе в отношении сельхозпроизводителей, малого бизнеса, сферы информационных технологий и др.

Абсурд
При анализе действующего налогообложения обращает на себя внимание тот факт, что налогом на добавленную стоимость по ставке 18 % фактически облагаются заработная плата и налоги на нее.
Чтобы понять особенности налогообложения в ЖКХ, сравним процесс производства услуг в этой отрасли и, например, в автомобильной промышленности. Когда производится автомобиль, то изготавливается качественно новое изделие. Металл и пластмасса превращаются в транспортное средство. Так создается добавленная стоимость в автомобилестроении.

Но что представляет собой добавленная стоимость при вывозе бытовых отходов, водоснабжении домов, обслуживании лифтов и т. д.? На 90–100 % она состоит из заработной платы работников ЖКХ. По сути, с экономической точки зрения, в этой отрасли применяется двойное налогообложение. Сначала изымаются страховые взносы, единый социальный налог и подоходный налог с физических лиц, а потом фонд заработной платы облагается НДС.

Сегодняшний порядок налогообложения порой абсурден. Раньше налоги начислялись по мере поступления финансовых средств на счета предприятий, но теперь все изменилось. Как только предприятие оказало ту или иную услугу населению, оно обязано тут же заплатить налог. Между тем средства от потребителей ЖКУ поступают на счета предприятий позже, что ведет к образованию кассового разрыва.
Эти вопросы постоянно обсуждаются на встречах с главами районов. По результатам таких обсуждений группой депутатов Государственно Думы был подготовлен проект закона о внесении дополнений в ст. 164 и 165 ч. II Налогового кодекса РФ. Законопроект предусматривает установление нулевой ставки для всех платежей, связанных с услугами ЖКХ. Это означает, что фонд заработной платы работников жилищно-коммунального хозяйства облагаться НДС не будет.

Вариант освобождения от уплаты налогов был нами отвергнут. Как показали расчеты, это не решило бы проблему принципиально. Кроме того, в этом случае подорожали бы услуги.

Несостоятельный аргумент
Предприятия жилищно-коммунального комплекса в свою очередь пользуются услугами и товарами, произведенными в других отраслях – металлом, инструментами, тепло- и электроэнергией и т. д. Взимаемый с организаций ЖКХ налог на добавленную стоимость за поставленные работы, услуги и товары необходимо им возвращать. Эти суммы они могли бы направить на свое развитие.
Что дало бы принятие такого закона? Во-первых, можно было бы снизить тарифы, учитывая их регулируемость. Во-вторых, из федерального бюджета финансировались бы реально действующие предприятия в соответствии с фактическим объемом и перечнем оказанных ими услуг. На бюджетные средства могли бы претендовать только те, кто заплатил налоги. Тем самым был бы введен эффективный контроль деятельности коммунальных предприятий.

Однако Правительство РФ дало отрицательное заключение на законопроект. Основные доводы при этом сводились к тому, что в действительности снижения тарифов не произойдет. В качестве примеров приводилось уменьшение ставки НДС с 20 до 18 % и отмена налога с продаж.

Однако ожидать реального снижения цен при сокращении ставки НДС всего на 2 % было трудно. Когда же был отменен налог с продаж, деньги положили себе в карман торговые сети.
В этой связи приводимый правительством аргумент следует признать несостоятельным. В ЖКХ ситуация иная: здесь тарифы регулируются и находятся под жестким контролем муниципальных образований. В таких условиях можно рассчитывать на успех. Согласно экспертной оценке, в течение года коммунальщики получили бы из федерального бюджета около 45 млрд руб.

/p>Конечно, поступления НДС в федеральный бюджет при этом уменьшаться. Но критично ли их сокращение сегодня – при профицитном бюджете, огромном Стабилизационном фонде и неуклонно растущем золотовалютном резерве? Безусловно, нет. Зато жилищно-коммунальный комплекс получит ощутимую помощь, без которой невозможно проведение реформы.

Законопроект по ТСЖ
Второй подготовленный нами законопроект касается налога на прибыль товариществ собственников жилья. К сожалению, на него также получено отрицательное заключение Правительства РФ. В этом заключении, в частности, указывается: «В законопроекте не учтено, что в соответствии со ст. 285 Налогового кодекса налоговым периодом по налогу на прибыль организации является календарный год, и доходы и расходы организации учитываются в целях налогообложения в соответствующем налоговом периоде.

В связи с этим аккумулирование доходов и расходов, относящихся к нескольким налоговым периодам, в целях налогообложения прибыли в текущем налоговом периоде, как это предусматривается проектом федерального закона, является недопустимым, поскольку противоречит положениям данной статьи Кодекса».

Проект закона сегодня находится на рассмотрении в Комитете по бюджету и налогам Госдумы. В один из предыдущих проектов соответствующая поправка была включена. Одновременно для ускорения реализации нашей идеи аналогичная поправка внесена в другой законопроект, который будет принят в ближайшее время. Эта поправка согласована с заместителем министра финансов.

Простить коммунальщикам долги
Один из самых злободневных вопросов – задолженность ЖКХ перед федеральным бюджетом. Проводимая с 1999 г. реструктуризация долгов не коснулась коммунальных предприятий, и они вынуждены были регулярно осуществлять все текущие платежи. Но в 1999–2001 гг. организации ЖКХ делать этого не могли по причине задолженности.

Если государство действительно намерено поддерживать жилищно-коммунальное хозяйство, оно должно списать долги, образовавшиеся прежде всего по вине федерального бюджета. Налоговая система была выстроена так, что все муниципалитеты остались без доходов, и субъекты федерации довольствовались федеральными дотациями. Последствия этого известны: чтобы обслуживать дома, сегодня приходится банкротить прежние предприятия ЖКХ, повесив на них долги, в том числе по зарплате, и создавать новые.

В настоящее время в судах находится огромное количество исков от сотрудников прежних ДЕЗов и ЖЭКов. На мое имя поступает множество писем с просьбами помочь вернуть невыплаченную зарплату. Суды встают на сторону работников, но средств на счетах предприятий-банкротов нет.

Единственный выход – принять изменения в действующее налоговое законодательство и простить коммунальным предприятиям долги. После этого процесс реформирования ЖКХ наберет нужные обороты.



Вернуться к разделу статей

konces.gif

invest.gif