Источник: www.e-vid.ru
Что сдерживает организацию ТСЖ? На этот вопрос коротко можно ответить так: нежелание местных властей и незаинтересованность жильцов - собственников квартир в старых многоквартирных домах.
Нежелание властей объясняется как стремлением не потерять рычаги влияния на отрасль ЖКХ, так и необходимостью трудоустройства кадров из бывших РЖУ, высвобождаемых в ходе реформирования ЖКХ.
Несмотря на формальные призывы властей к населению создавать ТСЖ, жильцы - собственники квартир в старых многоквартирных домах не торопятся организовывать товарищества, хотя они и видят возможные преимущества ТСЖ в уменьшении эксплуатационных расходов и улучшении качества жилищно-коммунальных услуг. Это нежелание жильцов, с одной стороны, имеет психологический характер и объясняется опасением: чтобы не было хуже. Но в основном за этим нежеланием кроется понимание своего экономического интереса, а именно опасение населения потерять средства, выплаченные на протяжении многих лет на так и не проведенный капитальный ремонт дома. При этом при переходе в ТСЖ наибольшие потери понесут жильцы старых домов, у которых истекли сроки планового капремонта.
Вопрос с отчислением на капремонт в Жилищном кодексе РФ (ЖК РФ) не отражен, но неоднократный перенос Госдумой РФ сроков исполнения важнейших положений ЖК РФ, в частности, касающихся организации ТСЖ, показывает, что этот вопрос требует определенного решения.
Необходимо отметить как положительный тот факт, что вопрос о капремонте жилых домов нашел отражение в послании Президента РФ Владимира Путина к парламенту и стране, с которым он выступил 26 апреля 2007 года, в котором говорится о необходимости выделения на эти цели 150 млрд. рублей в 2008 году.
Представляется, что эффективное использование этих средств может быть связано с организацией ТСЖ таким образом, чтобы максимально способствовать их созданию.
Например, дома, у которых истек срок планового капитального ремонта, но ремонт не был произведен, должны быть включены в план капремонта за счет государства, так как их жильцы полностью выплатили нормативные средства на этот ремонт. После капремонта эти жилые дома должны получить сертификат годности к самостоятельной эксплуатации от муниципальных властей с организацией ТСЖ для самоуправления жилым домом.
Жильцам домов, у которых не истек срок планового капремонта, должна быть дана возможность организации ТСЖ с предоставлением гарантий помощи от властей в капремонте их дома в объеме сделанных жильцами отчислений. Одновременно необходимо организовать учет средств, идущих в управляющую компанию (УК) от жильцов данного дома на капремонт, и ввести ограничения на порядок их использования УК (учитывая, что все поступления от жильцов за жилищно-коммунальные услуги идут через ЕРЦ, это не представляет технических затруднений). При переходе жильцов из УК в ТСЖ эти накопленные средства должны передаваться на счет ТСЖ для целевого использования на капремонт.
На основе имеющихся данных можно констатировать, что экономически оптимальным является 40-50 тысяч квадратных метров жилой площади, находящейся в управлении ТСЖ. Эти цифры намного превышают площадь "среднего" жилого дома. Поэтому в ЖК РФ необходимо снять ограничения, касающиеся объединения нескольких домов в один ТСЖ, а именно: разрешить объединения в один ТСЖ не только домов с прилегающей друг к другу территорией, но и просто достаточно близко расположенных.
Судя по недавним заявлениям руководства РФ, имеется большая вероятность того, что средства, выделяемые на капремонт жилых домов в 2008 году, могут стать не одноразовой акцией, а будут выделяться в дальнейшем централизованно каждый год на протяжении нескольких лет.
Поэтому наличие в регионах и на местах долговременных планов по капремонту жилых домов, обоснованно привязанных к целям реформирования ЖКХ (с господдержкой организации ТСЖ на принципах самоуправления и самофинансирования), способствовало бы эффективному использованию средств, выделяемых государством на ремонт жилых домов.
Вернуться к разделу статей