![]() |
|
Практика ОАО "Евразийский" (С. Яшечкин)Источник: http://www.advis.ru/ Председатель Совета директоров ОАО "Евразийский" Сергей Яшечкин принял участие в парламентских слушаниях по теме "Законодательное обеспечение реформирования ЖКХ: тарифное регулирование, финансовое оздоровление, привлечение инвестиций, технологическая модернизация, повышение энергоэффективности" Выступая перед депутатами Госдумы РФ Сергей Яшечкин обобщил практику ОАО "Евразийский" и других российских частных компаний по инвестированию и управлению проектами в секторе услуг по водоснабжению и водоотведению, а также выступил с пакетом законодательных и нормативных инициатив, направленных на привлечение частных инвестиций в ЖКХ. Руководитель компании отметил, что сегодня более 12 млн. человек в России получают воду от частных операторов. При этом из 21 контракта 9 уже заключены на длительный срок 15-49 лет, из них 7 были заключены в последние два года. Однако, по мнению Сергея Яшечкина, процессы привлечения капитала в отрасль сегодня тормозятся высокими рисками. Снять их, обеспечив действительно масштабные инвестиции в ЖКХ, возможно лишь в случае создания национального рынка в секторе, что при текущем развитии событий без активной поддержки государства займет многие годы. Сергей Яшечкин предложил депутатам Госдумы обратить внимание на опыт европейских стран, в которых успешно реализована дирижирсткая модель формирования рынка в коммунальном секторе. При ней жилищные услуги максимально дерегулируются, а инфраструктурные услуги через систему прозрачных конкурсов, с общей идеологией и едиными стандартами, передаются частным компаниям. Непосредственно в секторе водоснабжения и водоотведения модель предполагает наличие 3-5 квалифицированных национальных операторов, ведущих конкуренцию за контракты концессионного типа. Для формирования данной системы, считает Сергей Яшечкин, необходимы политический выбор, структурные мероприятия и законодательные изменения. Активное развитие рынка контрактов в сфере ЖКХ не требует значительного объема новых нормативных актов. Гораздо важнее здесь проявить государственную волю, обеспечив проведение корректных и прозрачных конкурсных процедур. Сегодня в средних и крупных городах России (с населением 300 тысяч человек и выше) нужно провести примерно 40 конкурсов. По оценкам экспертов эту работу можно провести за 3-4 года, учитывая разную степень готовности к преобразованиям в различных муниципальных образованиях. Наиболее эффективным способом по мнению инвесторов было бы прямое проведение под руководством Министерства регионального развития тендеров на выбор квалифицированных операторов проектов государственно-частного партнерства в коммунальной инфраструктуре. Ожидаемый объем привлекаемых внебюджетных инвестиций в отрасль составит около 2 млрд. долларов США с потенциальным ростом в три-пять раз в течение последующих десяти лет. В качестве примера того, как может происходить этот процесс, Сергей Яшечкин привел проект ОАО "Евразийский" по развитию инфраструктуры водоснабжения и канализации в Ростовской области. В этом году он стал одним из 10 отобранных для финансирования из Инвестиционного фонда РФ. Локомотивом прецедентной для России программы создания единой системы водоснабжения и водоотведения всей Ростовской агломерации выступает контракт концессионного типа, заключенный ОАО "Евразийский" с муниципалитетом Ростова-на-Дону. На его основе разработана долгосрочная инвестиционная программа. Также для интереса к конкуренции за контракты концессионного типа в ВКХ по мнению частных инвесторов необходимо обеспечить ряд принципиальных решений. В частности, это возобновление законопроекта "Об инвестиционных соглашениях в коммунальном хозяйстве", который может являться стабильной основой для процесса развития рынка. Его принятие не отменит возможностей использования Закона о концессиях, но расширит спектр доступных альтернатив и снимет риски с действующих контрактов. Кроме того, в выступлении Сергея Яшечкина прозвучал тезис о необходимости разрешения индивидуального тарифного регулирования контрактов концессионного типа, соответствующих критериям законопроекта и реально реализующих стратегию снижения издержек за счет привлекаемых внебюджетных нетарифных инвестиций свыше определенного объема. При этом предлагается внести поправки в закон "О естественных монополиях", включив туда городские инфраструктуры водоснабжения и канализации, теплоснабжения, управления отходами. Это позволит решить проблемы долгосрочного тарифного регулирования этих отраслей в рамках общей методологии с другими видами инфраструктур как энергетика и транспорт и снимет массу проблем, связанных с законом "Об общих началах регулирования тарифов на услуги предприятий коммунального комплекса". Парламентские слушания были организованы комитетом Государственной Думы РФ по промышленности, строительству и наукоёмким технологиям. С 2003 г. с развитием законодательной базы и усилением инициатив Правительства РФ, направленных на реструктуризацию сектора ЖКХ и привлечение в этот сектор частных инвесторов, руководством компании принято решение об участии в управлении и финансировании проектов жилищно-жилищно-коммунального комплекса, в частности в сфере водно-коммунального хозяйства. ОАО "Евразийский" ассоциировано с ООО "Евразийское водное партнерство". В 2005-2006 годах "Евразийский" инвестировал в строительство и реконструкцию инфраструктурных объектов Ростова-на-Дону около 700 миллионов рублей. У компании действует 25-тилетний концессионный контракт, заключенный с муниципалитетом через открытую конкурсную процедуру. ОАО "Евразийским" заключены Cоглашения с Veolia Water, подразделением компании Veolia Environnement (Франция) по водоснабжению и водоотведению, Федеральным агентством по атомной энергии РФ. В сентябре т.г. было подписано Соглашение с Внешэкономбанком. Вернуться к разделу статей |
|