![]() |
|
Механизмы реализации закона "О концессионных соглашениях"Источник: http://dpr.ru/journal/journal_27_2.htm Е.В.Попова, Помощник руководителя Администрации Президента РФ, кандидат экономических наукГосударственно-частное партнёрство (ГЧП) определено как важнейшее направление деятельности Правительства РФ. Однако к настоящему времени оно еще не получило в нашей стране достаточного развития, нет ясного понимания возможности его практического использования. Поэтому стоит внимательно изучить опыт промышленного развития стран, где ГЧП стало основой взаимодействия государства и бизнеса. ГЧП занимает сегодня ведущие позиции в таких секторах экономики зарубежных стран, как жилищно-коммунальное хозяйство, электроэнергетика, железные дороги и другие виды общественного транспорта; в строительстве и эксплуатации автодорог. При этом ГЧП в промышленно развитых странах претерпело значительные изменения за последние 20 лет. Решения, которые не приводили к ожидаемым результатам, дали ясное понимание того, что эффективное функционирование отраслей коммунального хозяйства, а также других отраслей экономики возможно только при условии существования стабильных правил игры, разрабатываемых и контролируемых государством. Эти правила более полно стали учитываться в контрактах, регулирующих взаимоотношения большого количества «игроков», как частных, так и государственных. В целом современные контракты ГЧП представляют собой не готовые стандартные юридические формы, а различаются в зависимости от специфики отрасли. Они позволяют улучшать качество обслуживания, оптимизировать пользование ресурсами и осуществлять необходимую модернизацию объекта. Что касается железных дорог, то их эксплуатация переживает в последние годы значительные преобразования, отмеченные развитием делегированного управления. Начавшись в Европе, эта тенденция постепенно распространяется на другие регионы мира. Главным инструментом делегированного управления является контракт, который отражает как транспортную политику государства, так и обязательства оператора по ее осуществлению. Кроме экономного расходования средств, оператор все чаще берет на себя обязательства по замене подвижного состава и увеличению перевозок. Полученные положительные результаты показывают, что делегированное управление имеет весьма хорошие перспективы развития. Исследования, проведенные по отдельным высокоскоростным линиям в Европе, показывают, насколько важно авансовое финансирование проекта за счет концессионера: план счетов бухучета, применяемый при концессии объекта коммунального хозяйства, позволяет отсрочить затраты благодаря отмене амортизационных отчислений и решить проблему дефицита первых лет эксплуатации. Анализируя сущность ГЧП, можно утверждать, что его самой главной частью является контракт между государством и частным инвестором. Не вдаваясь в подробности, можно выделить следующие основные контракты ГЧП в области транспортной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства: 1. Сдача в аренду. Арендатор управляет инфраструктурными объектами или предоставлением услуг. Он получает средства главным образом из платежей, осуществляемых пользователями. 2. Концессия коммунального обслуживания (на уже существующие объекты). Концессионер вкладывает инвестиции, управляет переданным ему имуществом и получает оплату - главным образом из платежей, осуществляемых пользователями. Объекты инфраструктуры возвращаются государственным властям (муниципалитетам) по окончании контракта. 3. Концессия капитального строительства (на строительство нового объекта).
Понимание специфики контракта ГЧП имеет важное практическое значение, в связи с принятием в 2005 г. Федерального закона «О концессионных соглашениях». Этим законом на Правительство РФ возложено утверждение «типовых концессионных соглашений». В соответствии с существующей международной практикой целесообразно включить в концессионное соглашение общие и специальные условия. Общие условия утверждаются постановлением Правительства и являются обязательными для включения в соглашение; специальные условия могут включаться в соглашение дополнительно и отражают специфику каждого конкретного случая. Важнейшей частью любого концессионного соглашения является разделение рисков между государством и частным инвестором. Разделение рисков должно включаться в общие условия концессионного контракта и составляет его экономическую основу. Именно на разделении рисков строится сбалансированное ГЧП в промышленно развитых странах. Анализ рисков проекта проходит в 4 этапа:
Риски концессионных контрактов можно разделить на 4 большие группы: 1. Риски, связанные со строительством:
По поводу этих рисков можно сделать следующие замечания: они имеют место в том случае, когда проект включает в себя строительство одного или нескольких объектов. Они очевидны, если предметом контракта являются строительство объекта и его последующая эксплуатация, и неявны при концессии объектов коммунального хозяйства. Эти риски возлагаются на государственного партнера в случае аренды и на частного - во всех остальных случаях. Однако из этого правила есть 2 исключения:
Эти риски взаимосвязаны и должны быть отнесены к основным рискам, сопровождающим проекты подобного типа. Помимо затруднений для государственного партнера, которые могут быть вызваны, например, задержкой ввода в действие сооружения или отсрочкой предоставления услуг, эти риски могут повлечь прямые и косвенные финансовые последствия (штрафные санкции за задержку сроков, убытки при эксплуатации и т.д.). Они способны вызвать нарушение экономической сбалансированности проекта для частного партнера и, в худшем случае, привести к его отказу от проекта. Именно поэтому подбору и окончательному выбору партнеров уделяется особое внимание. Это объясняет также стремление частного партнера к снижению собственных рисков путем их разделения или переложения на других участников проекта:
2. Риски, связанные с эксплуатацией:
Необходимо отметить, что рискам, связанным с эксплуатацией, в большей степени подвергаются банки и финансовые структуры. Они не только проводят собственный анализ проекта, но и уделяют особое внимание опыту и качествам оператора (вне зависимости от того, кто им является - само предприятие-концессионер или фирма-оператор), а также тому, насколько ему можно доверять. Доверие в данном случае - ключевое слово, придающее смысл термину «партнерство», и часто именно оно в конечном счете и определяет жизнеспособность проекта. Проекты, о которых мы говорим, всегда продолжительны, поэтому непредвиденные ситуации могут существенно изменять исходные данные (используемые для определения первоначальных тарифов) и ухудшать экономические прогнозы. Именно поэтому контракты или заменяющие их документы всегда содержат статьи о возможном пересмотре условий контракта. Здесь опять-таки очень важны доверие, добросовестность и осознание общности интересов, которые и придают смысл партнерству. 3. Риски, связанные с финансированием. Обычно частный партнер (в расширительном толковании, т.е. вместе с банкирами) сам принимает этот риск и именно он мобилизует необходимые средства из собственных фондов, а также за счет кредитов, договаривается об условиях кредитования, предоставляет соответствующие гарантии и т.д. Одним из значительных рисков является валютный риск, который существует при реализации проектов за рубежом. Когда этот риск выпадает на долю частного партнера, его снижение зависит от того, какие ресурсы можно мобилизовать на местном рынке капиталов. Он представляет большую трудность и является одним из основных факторов, препятствующих реализации подобных проектов в странах с нестабильной валютой, не имеющих рынков долгосрочных ссудных капиталов, особенно если выручка от эксплуатации объекта поступает в местной валюте, как часто и происходит в случаях с инфраструктурой и коммунальным хозяйством. В этой ситуации частный партнер не может быть застрахован от валютного риска, а найти схему, позволяющую отнести его полностью на счет государственного партнера, крайне затруднительно. 4. Разные риски - многообразные и порой значительные, не вошедшие в первые три группы:
В целом можно утверждать, что партнерство государственного и частного секторов в области строительства и управления инфраструктурой и объектами коммунального хозяйства в зарубежных странах доказало свою полезность. Оно позволяет решать насущные проблемы, высвобождая и освобождая власти от проблем управления коммунальными службами. Необходимость развития инфраструктуры и объектов коммунального хозяйства открывает все более широкие возможности для ГЧП, прежде всего путем использования концессии. Вернуться к разделу статей |
|