Лекс Консалтинг

+7 (3452) 403-434

lex@g-k-h.ru  Skype: lexconsalting

@lexconsalting

 

Инфраструктурная отрасль: на пороге бума



Источник: www.rcb.ru

В условиях спада инвестиционного интереса к бумагам сырьевых секторов рынок начинает искать новые инвестиционные идеи. В настоящее время особое внимание привлекает сектор инфраструктурного строительства: понимание проблемы неразвитости российской инфраструктуры и озвученные планы инвестиционной поддержки со стороны государства позволяют говорить об огромном потенциале данного рынка.

 Несомненно, неразвитая инфраструктура на данный момент является одним из препятствий для сохранения текущих темпов экономического роста в России, что даже было отмечено Президентом РФ в последнем Послании Федеральному собранию. Между тем высокие цены на нефть в последние 2 года позволили аккумулировать значительные средства в Стабилизационном и Инвестиционном фондах (85 млрд и 2,6 млрд долл. соответственно на конец 2006 г.). Наиболее рациональное использование средств Инвестиционного фонда - вложения в инфраструктурное строительство, поскольку, кроме решения проблем российской Инфраструктуры, инвестиции в эту отрасль имеют минимальное инфляционное давление на экономику. Следует подчеркнуть, что портфель заказов и, соответственно, выручка инфраструктурных компаний не зависят от цен на энергоносители: главный источник финансирования строительства в 2007-2008 гг. был сформирован еще в период высоких цен на нефть. Компании, специализирующиеся на инфраструктурном строительстве, выглядят хорошим инструментом для инвестирования, являясь альтернативой акциям сырьевых компаний.

В последнем Послании Федеральному собранию Президент РФ точно обозначил данную проблему и даже назвал конкретные цифры государственной поддержки программ в области инфраструктурного строительства. Например, на дорожное строительство будет дополнительно выделено 100 млрд руб. (3,9 млрд долл.), из них 20 млрд руб. (0,77 млрд долл.) будет направлено на строительство мостов (табл. 1).

Cопоставления также говорят об относительной неразвитости российской инфраструктурной отрасли и недостаточном инвестировании в нее. Отношение объема рынков строительства мостов и дорог к ВВП составляло лишь 1,1% по сравнению с 2,5-3,5% в развитых странах. Мы прогнозируем рост данного соотношения до 2,1% к 2010 г. (см. рисунок).

Между тем на текущий момент на фондовом рынке мало компаний, занимающихся инфраструктурным строительством (по сравнению с базовыми отраслями промышленности, например нефтяной отраслью или металлургией). Компании инфраструктурной отрасли в России характеризуются слабым корпоративным управлением, низкой информационной прозрачностью, их управление, как правило, до сих пор основано на "советской" бизнес-моделе. Кроме того, акции данных компаний крайне низколиквидны и относятся к третьему эшелону. Все это весьма негативно характеризует бумаги инфраструктурных компаний.

Тем не менее отрасль находится на пороге значительных изменений: осознание необходимости инфраструктурной модернизации в России, готовность государства оказывать инвестиционную поддержку для ее проведения, озвученные планы по созданию условий для привлечения частного капитала в российскую инфраструктуру - все это в ближайшем будущем должно способствовать качественной трансформации компаний отрасли. Под трансформацией в данном случае имеется в виду введение рыночных стандартов корпоративного управления, отход от принципов "советской" модели ведения бизнеса. Компании, работающие в инфраструктурной отрасли, несомненно, будут являться бенефициариями ожидаемого потока инвестиций в сектор. При этом понимание ожидаемых процессов трансформации позволят найти на рынке компании, ценные не только с точки зрения ожидаемого market growth, но и содержащейся в них hidden value. Мы считаем, что Мостотрест, крупнейший российский мостостроитель, - яркий пример для иллюстрации данного утверждения.

Российский рынок мостостроения представлен 8 крупными игроками (с выручкой более 100 млн долл.), занимающими 90% рынка (табл 2).
Российский рынок строительства мостов в последние несколько лет развивался быстрыми темпами, превышающими 15% в год. Ожидается, что объем рынка мостостроения достигнет 2 млрд долл. в 2007 г., увеличившись по сравнению с 2004 г. в 2 раза. Благодаря высоким ценам на нефть Россия смогла накопить значительные деньги в ЗВР и Стабфонде. Объем инвестиционного фонда будет увеличен в 2007 г. на 25% - до 3,4 млрд долл., что, несомненно, приведет к росту финансирования инфраструктурного строительства. Официально одобренное финансирование строительства мостов из федерального бюджета на 2007 г. было увеличено на 75% - до 21 млрд руб. (792 млн долл.) (табл. 3).

Из-за быстрых темпов роста российской мостостроительной промышленности и высоких прибылей отечественные мостостроители стали весьма привлекательными мишенями для поглощения крупными холдингами. В 2006 г. в отрасли осуществлен ряд сделок по приобретению долей независимых мостостроителей большими холдингами (табл. 4).

Типичным примером происходящих процессов трансформации бизнес-модели компаний инфраструктурной отрасли, на наш взгляд, является Мостотрест. Идея данной компании заключается в синергии накопленного опыта и уникальной технологической базы с рыночной бизнес-моделью, краеугольные камни которой - повышение прозрачности и рост капитализации компании. Являясь крупнейшим в России мостостроителем с 40%-ной долей рынка и обладая широкой сетью филиалов, Мостотрест выступает наиболее вероятным кандидатом на получение подрядов по строительству наиболее крупных и технологически сложных мостов в России.

После смены контролирующего акционера в 2006 г. и прихода новой команды менеджеров в компании реализуется программа реформ, призванная повысить эффективность на всех уровнях и сделать бизнес более прозрачным. Централизуется система поставок, все филиалы переводятся на единую систему банковских расчетов, на объектах вводится проектное управление. Кроме реформирования внутренних составляющих бизнеса компании и повышения стандартов корпоративного управления, менеджмент Мостостреста предпринимает активные попытки создания более благоприятной среды для работы с бюджетными средствами - лоббирует образование Российской ассоциации мостостроителей, в которую войдут крупнейшие в России мостостроительные компании.

Мостотрест превосходит всех других мостостроителей как по прозрачности, так и по качеству корпоративного управления. Этим во многом объясняется значительный уровень мультипликаторов компании, превышающий показатели других российских мостостроителей (табл. 5). Кроме того, Мостотрест - крупнейшая компания, способная выполнить самые крупные и технологически сложные проекты. В силу этого акции Мостотреста должны торговаться с премией по отношению к другим представителям российской отрасли мостостроения. По исчислениям ИК "Вестига", 12-месячная расчетная цена акций Мостотреста составляет 581 долл. (табл. 5).

Наша компания позитивно оценивает перспективы предприятий, занимающихся инфраструктурным строительством. Все компании отрасли получат выгоды от роста рынка, сопровождаемого потоком инвестиций в сектор и созданием частно-государственных партнерств. Наиболее интересными представляются компании, которые пытаются реализовать их hidden value путем максимального приближения к рыночным стандартам ведения бизнеса.



Вернуться к разделу статей

konces.gif

invest.gif