Лекс Консалтинг

+7 (3452) 403-434

lex@g-k-h.ru  Skype: lexconsalting

@lexconsalting

 

Инвестиции за счет концессии: договор, объект, муниципальная концессия, концессионное соглашение



Источник: www.idreforma.ru
Л. Примак

В Министерстве ЖКХ и строительства Калининградской области разработан «Алгоритм действий по эффективному привлечению инвестиций частного капитала с механизмом концессионного покрытия». В этом документе четко обозначены функции всех участников концессионного процесса на различных этапах.

Инвестиционная политика

Модернизация ЖКХ должна финансироваться в основном за счет частных инвестиций. Для этого экономика должна стать прозрачной. Инвестор должен знать, куда, на каких условиях, под какие гарантии он вкладывает средства, и как скоро они могут окупиться. Необходимо, чтобы затраченные деньги возвращались и реинвестировались в модернизацию объектов инфраструктуры.

В качестве одного из методов реинвестирования предусматривается временное (на период окупаемости) введение в тариф инвестиционной составляющей. Ее объем станет частью полученной экономии. Другой вариант – установление надбавок к тарифам для потребителей.

Перспективным способом привлечения инвестиций являются концессионные соглашения. С их помощью можно в сжатые сроки достичь следующих результатов:

- сократить расходы областного бюджета на софинансирование модернизации основных фондов ЖКХ;

- уменьшить бюджетные затраты на предоставление льгот и жилищно-коммунальных субсидий;

- снизить социальную напряженность.

Средства на модернизацию и реформирование областного ЖКХ целесообразно заложить в региональный бюджет отдельной статьей. Можно также создать специальный фонд реализации этих мероприятий. Таким образом, удастся консолидировать деньги, поступающие из всех источников, и повысить эффективность их использования. Это позволит обеспечить финансирование коммунального сектора и гарантировать инвесторам возврат капитала, вложенного в развитие объектов ЖКХ. Предприятия получат стимул к внедрению современных энергосберегающих технологий и использованию сэкономленных средств для развития инфраструктуры и обновления оборудования.

Закон о концессии

В 2005 г. вступил в силу Федеральный закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Он определил порядок и возможности привлечения частных инвестиций в российское ЖКХ с механизмом концессионного покрытия. Цели данного закона – привлечение инвестиций в экономику, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также повышение качества товаров, работ и услуг, предоставляемых потребителям.

Губернатор Калининградской области Г. Боос поставил задачу широкого использования концессионных соглашений при модернизации муниципального теплоэнергетического хозяйства. По договору концессии инвестор обязуется создать и (или) реконструировать за свой счет определенное недвижимое имущество. Он должен также осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения. Право собственности на это имущество остается за муниципалитетом. Инвестор же на срок договора получает права владения и пользования объектом концессии для осуществления указанной в соглашении деятельности.

В сфере ЖКХ закон о концессии относится к предприятиям, которые осуществляют тепло-, электро-, водоснабжение, уличное освещение и вывоз мусора. По условиям концессионного соглашения, хозяйство этих предприятий должно быть приведено в порядок.

Развитие ЖКХ финансируется из регионального и муниципальных бюджетов, а также за счет платежей населения. Закон о концессии позволяет использовать третий источник – средства российского или иностранного инвестора.

Алгоритм действий

В Департаменте ЖКХ Министерства ЖКХ и строительства Калининградской области разработан «Алгоритм действий по эффективному привлечению инвестиций частного капитала с механизмом концессионного покрытия». В этом документе определены функции всех участников концессионного процесса на различных этапах. Заинтересованные юридические лица и специалисты могут получить «Алгоритм…» в департаменте ЖКХ.

Федеральный закон «О концессионных соглашениях» позволяет привлекать в жилищно-коммунальное хозяйство частные инвестиции. С их помощью можно обеспечить финансирование модернизации основных фондов. По договору концессии инвестор обязуется за свой счет создать или реконструировать объект ЖКХ, а также эксплуатировать его. Право собственности на это имущество остается за муниципалитетом.

В Калининградской области проводится технический аудит жилищно-коммунального хозяйства. Прежде чем сдавать объекты в концессию, их состояние необходимо оценить. Кроме того, следует выполнить ряд юридических процедур. Например, для долгосрочной аренды имущество ЖКХ должно быть оформлено как собственность муниципалитета. Затем объявляется конкурс на передачу объектов в концессию. При этом они не продаются, а остаются в муниципальной или областной собственности.

Плюсы и минусы

В Калининграде более 40 % объектов ЖКХ находится в ветхом или аварийном состоянии, остальные сильно изношены. Подобная ситуация складывается и в других районах области. Для инвесторов это дополнительная нагрузка.

Однако работа в сфере ЖКХ имеет и преимущества. Прежде всего, это стабильность – люди всегда будут пользоваться теплом, водой, электроэнергией и т. д. Объем рынка ЖКУ в России составляет более 850 млрд руб., что сопоставимо с доходной частью федерального бюджета.

В отрасли работает целый ряд крупных управляющих компаний. Например, холдинг «Базовый элемент» и Центр новых технологий учредили компанию «Региональные коммунальные инвестиции» (г. Санкт-Петербург), которая действует в Краснодарском крае, Барнауле, Нижнем Новгороде и предполагает работать в Калининградской области. В область поступили также предложения от венгерских специалистов.

Жилищно-коммунальное хозяйство Калининградского региона будет функционировать по законам рынка. Сюда придут люди, которые хотят и умеют на нем работать. Такой процесс может занять около двух лет.

Сделать предстоит очень много. По закону о концессии, к реконструкции объектов ЖКХ относятся следующие мероприятия:

- внедрение новых технологий;

- механизация и автоматизация производства;

- модернизация и замена морально и физически устаревшего оборудования новым, более эффективным;
- изменение технологического или функционального назначения объекта либо его отдельных частей.

Однако потенциальных инвесторов настораживают негативные стороны коммунальной отрасли:
- большая затратность производства;
- высокая стоимость капитального строительства;
- долгий срок окупаемости инвестиционных проектов;
- нестабильность тарифной политики;
- недостаточная прозрачность финансовых потоков;
- риск потери инвестиций в результате непрогнозируемой политики местных властей.

Что будет с тарифами?

Возникает закономерный вопрос: не взвинтит ли концессионер тарифы для извлечения прибыли?

Тарифная политика должна оговариваться в концессионном соглашении. Установление тарифов остается прерогативой местных исполнительных властей, призванных защищать интересы населения.

Для получения прибыли инвестор может не только провести техническую модернизацию, но и усовершенствовать управление коммунальным объектом. До сих пор менеджмент подавляющего большинства муниципальных предприятий является неэффективным ЖКХ требуются управленцы и специалисты, способные решать новые задачи.

Тарифы на коммунальные услуги сегодня начисляются не стимулирующему, а по затратному принципу: индексируется уровень прошлогодних затрат. Такой метод способствует неэффективному управлению и искусственному увеличению расходов.

Федеральная служба по тарифам проиндексировала на 2006 г. прибыльные тарифы РАО «ЕЭС» и убыточные – коммунальщиков (учитывая уровень инфляции и доходность). При подобном подходе богатые отрасли будут еще больше богатеть, а коммунальное хозяйство – испытывать «тарифный голод».

Около 35 % жителей Калининградской области пользуются льготами. Бюджеты различных уровней должны были бы компенсировать предприятиям льготные недоплаты. Однако сегодня такие компенсации редко доходят до производителей услуг. Не возмещение бюджетами затрат по льготам – один из основных финансовых рисков для частных операторов коммунального сектора. Если перевести льготы в денежные выплаты, то частные компании могли бы заявлять гражданам полный платеж. А граждане сами решали бы проблемы с властью, в частности, требовали бы от государства обещанные им льготы через суд. Субсидии должны направляться непосредственно малоимущим гражданам. У нас же при монетизации в денежную форму переведены все виды льгот, кроме коммунальных.

Поможет частное управление

Мотивированное частное управление может принести потребителю больше пользы, чем муниципальное. Можно не сомневаться. что частные инвесторы улучшат качество услуг, а число аварий сократится.

Вряд ли стоит ожидать снижения тарифов в ближайшем будущем. Этого не произойдет хотя бы по причине инфляции. Но если оставить жилищно-коммунальное хозяйство в его сегодняшнем состоянии, то в дальнейшем оно рискует развалиться полностью.

Услуги в сфере разработки и сопровождения концессионных соглашений



Вернуться к разделу статей

konces.gif

invest.gif