Лекс Консалтинг

+7 (3452) 403-434

lex@g-k-h.ru  Skype: lexconsalting

@lexconsalting

 

Формы государственно-частного партнерства в ЖКХ



На просторах интернета представлено много информации по формам государственно-частного партнерства, применяемого в ЖКХ. Информационно приводим данную статью, немного систематизирующую данную тему. Статья взята с сайта www.gkh.ru.

«Концессионные соглашения и другие формы партнерства государства и частного бизнеса в ЖКХ во многих случаях являются единственным способом реализации важных проектов в условиях нехватки бюджетных средств. В статье мы расскажем об основных формах ГЧП в ЖКХ, передаче объектов в концессию и о регулирующем их законодательстве. Разберемся в том, зачем эти соглашения нужны каждой из сторон и приведем примеры последних запущенных концессий в ЖКХ.

В сферах деятельности, касающихся обеспечения населения жизненно важными товарами и услугами, рыночные механизмы работы в чистом виде не являются наиболее предпочтительными. Один из таких примеров – жилищно-коммунальное хозяйство. В этой области активно распространяется практика государственно-частного партнерства. Государство при реализации такой схемы сохраняет контроль над собственностью, а также получает инвестиции и опытных управленцев.

Формы государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ

Российское жилищно-коммунальное хозяйство нуждается в огромном объеме инвестиционных средств. Деньги нужны, в первую очередь, на обновление устаревшей и изношенной инфраструктуры. У бюджета таких финансовых ресурсов нет. В связи с этим главной целью ГЧП в ЖКХ является именно привлечение в отрасль частных инвестиций. Государство предлагает разные варианты сотрудничества предпринимателям, которые заинтересованы в получении под свое управление систем тепло- и водоснабжения, электросетей и прочих объектов коммунальной инфраструктуры. У каждой формы взаимодействия есть свои особенности и риски, которым подвергаются обе стороны.

Государственно-частное партнерство строится на принятии каждой из сторон определенного объема обязательств. Государство в данном случае должно:

  • предоставить земельные участки и инфраструктурные объекты (если они будут реконструироваться);
  • передать частной компании право оказания коммунальных услуг, которое ранее монопольно принадлежало госструктурам;
  • поддерживать реализацию совместных проектов с помощью административного ресурса;
  • вкладывать определенные объемы бюджетных средств (по договоренности) или давать гарантии (в том числе, гарантировать рентабельность работы).

В набор обязательств со стороны частника обычно входит следующее:

  • инвестировать в работу и развитие предоставленного имущественного комплекса собственные средства. Инвестирование при этом должно быть проектным. Использовать взятые в банке кредиты и другие заемные ресурсы не следует. Проектное финансирование позволяет возвратить вложенные средства из прибыли – она начнет поступать после завершения проекта;
  • внедрять инновации, используя передовой мировой опыт и наработки;
  • эффективно вести управление переданным имуществом.

Существует несколько основных форм ГЧП, реализуемых в сфере ЖКХ:

  • Концессионное соглашение.
  • Контракт жизненного цикла.
  • Сервисный контракт.
  • Долгосрочное инвестиционное соглашение.

Концессионное соглашение

Рассмотрим наиболее часто реализуемые на практике варианты государственно-частного партнерства. Что такое концессионное соглашение? Концессия в ЖКХ позволяет инвестору на основе заключенного контракта использовать в хозяйственных целях имущество, остающееся в государственной или муниципальной собственности. Соглашение предполагает, что частник:

  • инвестирует собственные средства в улучшение имеющегося имущества или создание новых объектов. Последние в дальнейшем будут переданы в государственную или муниципальную собственность;
  • получает средства, которые выплачивают пользователи созданного им имущества. Заключение концессионного соглашения предполагает платное использование инфраструктурного объекта, и в то же время наличие коммерческой выгоды для компании, занимающейся его содержанием. Прибыль концессионера определяется количеством пользователей вверенного ему имущества.

Путем заключения договора концессии государство старается снять с себя расходы, связанные с эксплуатацией объектов жилищно-коммунального хозяйства – передача объектов в концессию хорошо подходит для достижения этой цели. Основные расходы, связанные с полученным имуществом, несет концессионер. В то же время часть их может возлагаться на собственника. Этот момент оговаривается отдельно и прописывается в соглашении. Размер бюджетных вложений обычно известен заранее, например, еще при подготовке конкурса. Полный перечень объектов, которые могут передаваться в управление по концессионному соглашению, указан в федеральном законе №115-ФЗ. Сюда входят самые разные сооружения: транспортная инфраструктура; коммунальные сети; трубопроводы; гидротехнические сооружения; спортивные, медицинские, туристические и прочие объекты. Размеры и форма оплаты со стороны концессионера могут быть различными. В законодательстве указаны следующие варианты расчета: внесение в бюджет конкретной суммы единовременно или с определенной периодичностью; передача собственнику доли получаемых доходов или части выпускающейся продукции; передача государству по завершении договора концессии прав собственности на недвижимое и прочее имущество, созданное концессионером. Упоминавшийся уже №115-ФЗ был принят в 2005 году. К настоящему времени концессионная модель ГЧП в ЖКХ все еще не получила повсеместного внедрения, поэтому государство продолжает продвигать эту схему сотрудничества. В числе основных причин медленного перехода к концессиям называется отсутствие квалифицированных специалистов, которые занимались бы данной работой на практике. Однако примеры успешно работающих концессионных соглашений в сфере ЖКХ продолжают накапливаться, приведем несколько последних из таких договоренностей. В начале января 2018 года в Тюмени в концессию будет передано водоканальное хозяйство города. В начале марта 2018 года было решено передать в концессию электротранспорт (трамваи) Саратова. До конца 2018 года запланирована передача сетей «Ижводоканала» (Ижевск) концессионеру. В Ростове в настоящий момент реализуется наиболее крупный в стране концессионный проект по благоустройству городской территории – он касается создания ростовской набережной. В Нижнем Тагиле готовится новая концессия по переработке мусора. В марте 2018 года иркутские власти планируют заключение концессионного соглашения на ремонт Дома быта, находящегося в аварийном состоянии.

Контракт жизненного цикла

Контракт жизненного цикла (КЖЦ) – заключающийся на длительный срок договор, при реализации которого возводятся различные инфраструктурные объекты. Такие соглашения подписываются только в отношении проектов, имеющих большое значение для государства или муниципалитета. Контракт обычно заключается на 25-30 лет. Этот срок равен нормативной продолжительности эксплуатации объекта, указывающийся в технических требованиях к нему. Собственником построенного объекта становится государство, муниципалитет или организация, исполняющая его полномочия. В контракте жизненного цикла также прописывается, как именно властные органы занимаются контролем строительного процесса и последующей эксплуатации имущества. Основные правила заключения и реализации КЖЦ записаны в правительственном постановлении №1087 от 28 ноября 2013 года. Подрядчик по такому контракту получает бюджетные средства на строительство. При этом он будет нести расходы на дальнейшую эксплуатацию, что делает его заинтересованным в повышении качества объекта.

Сервисный контракт

С помощью сервисных контрактов государство привлекает представителей частного бизнеса к проведению определенных работ и оказанию услуг. Выполнение договоров данного типа регулируется: ГК РФ; бюджетным законодательством; законами о госзакупках. Частники при подписании сервисных контрактов обычно принимают на себя обязательства, в рамках которых они: занимаются содержанием зданий и городских территорий; ведут бухгалтерский учет; обслуживают различную технику. Такие договоры часто заключаются на продолжительные сроки и могут подразумевать инвестирование в модернизацию обслуживаемого имущества. Преимущество государственной стороны при заключении сервисного контракта заключается в получении услуг по фиксированной и невысокой стоимости. Занимающейся обслуживанием частной компании такой договор выгоден из-за приобретения на длительный срок постоянного заказчика, который не уйдет к конкурентам.»

В заключение отмечу, что с учетом того, что отличительной особенностью сферы ЖКХ являются ее объекты – комплексы недвижимого имущества, обеспечивающие жизнедеятельность территории, то все-таки основной формой частного инвестирования является передача объектов в концессию, то есть заключение концессионных соглашений.

За разработкой документации для заключения концессионных соглашений как для конкурсной процедуры, так и для инициативной концессии в ЖКХ Вы можете обратиться, связавшись с нами по телефону 8 (3452) 40-34-34 или электронной почте gkh.lex@gmail.com



Вернуться к разделу статей

konces.gif

invest.gif