![]() |
|
О потребителе тепловой энергии в многоквартирных домах.Существующее законодательство о потребителях тепловой энергии
Как правило ЖКО были муниципальными предприятиями, уполномоченными собственником выполнять функции наймодателя жилых помещений. По ст. 676 ГК наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг. Перечень коммунальных услуг определен общероссийским классификатором, и к ним относятся в частности услуги отопления, услуги горячего водоснабжения, услуги вентиляции и кондиционирования. Таким образом, жилищно-эксплуатационные организации обязаны были выполнять вышеперечисленные услуги для жителей, закупая для их выполнения тепловую энергию у теплоснабжающих организаций по договору теплоснабжения.
Понятие «пользование» относится к одному из основных правомочий собственника и заключается в праве потребления своего имущества. Так как ЖЭО тепловую энергию сами не потребляют, то под потребителем во многих случаях стали понимать жителей отдельных квартир. Скорей всего авторы не подразумевали столь далеких последствий и использовали этот термин применительно к регулированию тарифов, но оговорка сделана не была и заработала статья 548 ГК, определяющая, что статьи 539-547 ГК регулирующие энергоснабжение применяются к отношениям связанным со снабжением тепловой энергией, если иное не определено законом или иным правовыми актами. Таким образом, этой статьей дается приоритет в регулировании теплоснабжения другим законодательным актам перед ГК. В условиях массовых неплатежей многие теплоснабжающие предприятия воспользовались предоставленной возможностью, и пошли на прямые платежи от населения. Дальнейшее введение всякого рода расчетно-кассовых центров ситуацию в принципе не изменило, а только упорядочило финансовые потоки.
Понятно, что такое определение было принято, чтобы узаконить сложившуюся практику прямого сбора энергоснабжающими предприятиями платежей с населения за электроэнергию. Но парадокс в том, что по электроэнергии в ГК отсутствует норма, отдающая приоритет в регулировании договорных отношений другим законам и, соответственно, в отношении потребителей электрической энергии определение их в законе об электроэнергетике юридически не верно. В отношении же потребителей тепловой энергии оно наоборот имеет приоритет, уточняя определение в 41 ФЗ. Противоречия в законодательствеАрбитражная и судебная практика по теплоснабжению многоквартирных жилых домов настолько противоречива, что однозначно можно сказать о несовершенстве действующего законодательства.
Согласно ст. 539 ГК потребитель обязан согласовать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии, но по п.3. ст. 541 ГК, когда потребителем по договору энергоснабжения выступает гражданин, он освобождается от ограничений по количеству используемой энергии.
В итоге, в такой экономической системе нет ни рыночного покупателя тепловой энергии, ни организации, отвечающей за тепловой комфорт в квартирах. Последствия отсутствия рыночного покупателя тепловой энергии (мощности) и теплоносителя
Последствия отсутствия организации, отвечающей перед жителем за тепловой комфорт в квартирах
Реально существующие сегодня жилищно-эксплутационные организации заинтересованы только в отсутствии жалоб, а это достигается за счет обеспечения комфортных условий в самых холодных квартирах при увеличении циркуляции теплоносителя во всем здании, т.е. с массовыми перетопами в теплую погоду и соответствующими потерями энергии и средств. Сравнение тепловой и электрической энергииМного лет на теплоснабжение автоматически переносятся нормы, разрабатываемые для электроэнергетики. Необходимо осознать, что тепловая и электрическая энергия – товары имеющие принципиальные различия, особенно при использовании их в многоквартирных жилых домах.
Установка коммерческих приборов учета тепловой энергии в каждой квартире практически не реальна из-за дороговизны. К тому же, добавляются проблемы доступа для обслуживания; контроля хищений энергии и теплоносителя; разнесение затрат на отопление внеквартирных помещений; пассивного отопления за счет соседей и т.д. Различные типы распределителей дешевле, но их применение в российских условиях не элитных домов не позволяет обеспечить даже заявленную погрешность в 15%, и они не являются коммерческими приборами. Несколько проще с водосчетчиками, они относительно дешевы, могут применяться в коммерческих расчетах, но также не лишены недостатков. В первую очередь, это простота изменения (фальсификации) показаний (леской, магнитом, пылесосом, отбором через фильтр, заменой ГВС на воду из батарей). Отсутствует возможность учета расхода тепла на полотенцесушители. Водосчетчики не позволяют осуществлять контроль температуры горячей воды и исключать из оплаты слив воды при недостаточности ее температуры. В коммерческих расчетах за тепловую энергию, используемую на нагрев горячей воды приходится использовать температуру холодной воды, измеряемой на вводе дома, ЦТП или даже на теплоисточнике, в зависимости от типа системы теплоснабжения. Приходится признать, что массовая организация поквартирного коммерческого учета в российских многоквартирных жилых домах, имеющих преимущественно однотрубную разводку, в обозримом будущем не реальна. Применение же простейших приборов не позволяет жителям быть полноправными рыночными покупателями с возможностью контроля качества покупаемого товара и правами на штрафные санкции за повышенную жесткость сетевой воды, несоблюдение температурного графика, некачественную консервацию системы в летний период, несоответствие санитарным нормам горячей воды и т.д. И последнее. Хотя и осталось выражение «платить за свет», жители покупают не свет, а электрическую энергию. Этот товар им понятен и они самостоятельно используют его в различных приборах и устройствах. Когда электроэнергия используется для отопления электрическими радиаторами никому не придет в голову вызывать электрика с жалобой недостаточную температуру воздуха. При отсутствии приборов учета в квартирах жители не воспринимают тепловую энергию как товар. Их интересует результат использования этой энергии, то, что они могут измерить – тепловой комфорт, измеряемый термометром и стоимость этого комфорта, измеряемая рублями. Тепловая энергия используется в многоквартирных домах только для нагрева воздуха и горячего водоснабжения. Тепловой комфорт это уже не тепловая энергия, это не товар, который можно куда-то дальше продать, это услуга, имеющая конкуренцию только со стороны закаливания и теплой одежды. Обеспечить сами себе качественно эту услугу жители отдельных квартир не в состоянии. На качество теплового комфорта, включающего кроме температуры воздуха еще много параметров, влияет не только качество работы теплоснабжающих предприятий, но и качество содержания конструктивных элементов здания, регулировка вентиляции, наладка по стокам и этажам и т.д. Осуществление этой услуги при наличии индивидуального теплового пункта подразумевает покупку водопроводной воды, электрической энергии и тепловой энергии из централизованной системы теплоснабжения. В то же время, при применении рекуператоров вентиляционных выбросов, можно обеспечить тепловой комфорт вообще без покупки тепловой энергии до температуры наружного воздуха +8 ОС. Услуги по обеспечению теплового комфортаОсновное отличие услуги по обеспечению теплового комфорта от услуги по отоплению – наличие конкретного результата понятного каждому жителю. Система отопления здания может работать очень хорошо, а в квартирах будет холодно. С другой стороны можно ли признать хорошей работу системы отопления, если в квартирах тепло, но это обеспечивается за счет избыточного теплопотребления? В нормативных документах отсутствует понятие услуги по обеспечению теплового комфорта. Нет практики оказания таких услуг, соответственно нет и организаций экономически ответственных перед жителями за качество воздушной среды в квартирах.
Рынок этих услуг для российских условий практически вечен, он не зависит от вида потребляемой энергии (газ, электроэнергия, тепловая энергия) и типа теплоисточника (ЦТ, крышные котельные, квартирные котлы, тепловые насосы и т.д.). Надо только создать экономический механизм, позволяющий предприятиям, оказывающим эти услуги, зарабатывать в запутанной системе дотаций, субсидий и льгот. Это организационное решение позволит получить экономический эффект больший, чем от всех действующих программ энергосбережения вместе взятых. Может ли оказывать услуги по обеспечению теплового комфорта и горячего водоснабжения теплоснабжающая организация?Может, но участвуя в конкурсе наравне с другими организациями и предлагая лучшие условия. Реально это возможно там, где нет конкуренции, т.е. в небольших удаленных поселках, по отдельному договору с товариществами собственников жилья или с администрациями. В крупных поселениях теплоснабжающие организации не конкурентоспособны:
Даже в сегодняшних условиях неурегулированности экономических отношений, наиболее тяжелая ситуация наблюдается там, где теплоснабжение осуществляют комплексные предприятия ЖКХ имеющие в своем составе котельные. Зарубежный опыт и возможности в РоссииПрактически повсеместно, кроме нескольких стран СНГ, покупателями тепловой энергии в многоквартирных жилых домах являются юридические лица. чаще всего это кооперативы, товарищества, кондоминимумы либо владельцы зданий. Для муниципальных зданий управляющую компанию назначает муниципалитет. В некоторых бывших социалистических странах пуск тепла в начале отопительного сезона осуществляется только при наличии юридического лица, уполномоченного подписать договор. Активная административная работа позволила за 1-2 года повсеместно создать организации, представляющие коллективные интересы жителей и автоматически решить проблемы полноты платежей, учета тепловой энергии, распределения разницы между показаниями домовых водосчетчиков и суммой показаний квартирных, стимулирования энергосбережения. Жители каждого дома через принятую ими процедуру определения коллективного мнения, сами решают свои проблемы. Например, во многих ТСЖ Таллинна порядок и объем финансирования энергосберегающих проектов определяется общим собранием ответственных представителей от каждой квартиры. На собрании должно присутствовать не менее 50% представителей, в противном случае назначается следующее собрание, решения которого обязательны при присутствии более 3-х представителей от собственников квартир. Невыполнение решений собрания позволяет включить судебную процедуру продажи квартиры с выплатой задолженности и выдачей оставшейся суммы бывшему владельцу. Система бюджетной помощи максимально персонифицирована. Повсеместный результат – стабилизация тарифов на тепловую энергию и снижение объемов ее потребления. Часто приходится слышать: «На Западе другой народ, другие традиции», но ведь в российских кооперативных домах, без всяких государственных программ также давно установлены приборы учета. Совсем необязательно откладывать применение эффективных экономических схем до полной приватизации квартир и создания товариществ. Необходимо обеспечить выполнение ст.5 Закона «Об основах федеральной жилищной политики»: «Граждане, неправительственные, общественные организации и иные добровольные объединения нанимателей, арендаторов и собственников жилых помещений в домах всех форм собственности имеют право участвовать в управлении жилищным фондом по месту жительства с целью защиты своих экономических и социальных прав и интересов, участвовать в выборе эксплуатационных и ремонтных организаций». Т.о. жители могут объединяться для решения любого конкретного вопроса без создания юридического лица, например, на общем собрании и определяться с организацией, представляющей их коллективные интересы по договору энергосбережения. В.Г. Семенов, главный редактор, «Новости теплоснабжения»
Источник: http://www.rosteplo.ru/Tech_stat/stat_shablon.php?id=536 Ссылки по теме:
Вернуться к разделу статей |
|