![]() |
|
О концессионных соглашенияхЖ.Р. Нигматуллина, старший консультант ООО «Лекс - Консалтинг» Федеральный закон от 21.07.05 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон № 115-ФЗ) действует уже более года, однако каких-либо экономических выгод от него ни Российская Федерация, ни предпринимательское сообщество пока не получили. Попробуем разобраться в причинах этого. Более подробно получить информацию по концессионным соглашениям в отношении объектов ЖКХ Вы можете, обратившись в Отдел продаж по телефону Закон № 115-ФЗ имеет целью привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации; обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений; повышение качества товаров, работ и услуг, предоставляемых потребителям. По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), а также осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения. Концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. Объектом концессионного соглашения является недвижимость: - автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, в т. ч. мосты, путепроводы, тоннели, стоянки автотранспортных средств, пункты пропуска автотранспортных средств; - объекты железнодорожного транспорта; - объекты трубопроводного транспорта; - морские и речные порты, в т. ч. гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур; - морские и речные суда, суда смешанного (река-море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки; - аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов; - объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов; - объекты единой системы организации воздушного движения; - гидротехнические сооружения; - объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии; - системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в т. ч. объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов; объекты, предназначенные для освещения территорий городских
- метрополитен и другой транспорт общего пользования; -объекты, используемые для осуществления лечебно-профилактической, медицинской деятельности, организации отдыха граждан и туризма; - объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта и иные объекты социально-культурного и социально-бытового назначения. Указанный перечень носит закрытый характер. Сторонами концессионного соглашения являются: -концедент - Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, либо субъект РФ, от имени которого выступаеторган государственной власти субъекта РФ, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления; - концессионер - индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица. Таким образом, с экономической точки зрения договор концессии представляет собой видоизмененный и узконаправленный вариант договора аренды с чрезмерным императивным уклоном в защиту государственных интересов, жестко фиксирующий все риски на стороне концессионера. Договор концессии не предоставляет потенциальным инвесторам каких-либо дополнительных коммерческих или юридических прав или дополнительной защиты интересов по сравнению с действующим законодательством. По некоторым вопросам интересы инвестора могут быть защищены договором аренды значительно лучше, чем договором концессии. Поэтому весьма вероятно, что Закон № 115-ФЗ в его нынешнем виде неинтересен частным инвесторам. В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации находится проект Федерального закона № 299265-4 «О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О концессионных соглашениях"» (далее - Законопроект). Суть предлагаемых изменений следующая. Действующая редакция п. 7 ст. 3 Закона № 115-ФЗ предусматривает, что продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, являются собственностью концессионера, если концессионным соглашением не установлено иное. Предлагаемое Законопроектом изменение позволит отнести продукцию и доходы концессионера только к его собственности, что устранит вероятность получения концедентом продукции и доходов концессионера, оставив концеденту возможность получения части продукции и доходов концессионера в виде концессионной платы согласно условиям концессионного соглашения. При реализации норм Закона № 115-ФЗ на практике может возникнуть необходимость участия на стороне концедента не одного, а не скольких лиц, например, как Российской Федерации, так и субъекта РФ. В связи с этим предлагается уточнить круг лиц, которые могут выступать от имени концедента при заключении концессионного соглашения. В Законопроекте предлагается расширить перечень условий концессионного соглашения за счет включения в него, в частности, порядка внесения изменений в концессионное соглашение и порядка разрешения споров по концессионному соглашению. Кроме того. Законопроект определяет особенности и порядок предоставления концессионеру прав пользования и ограниченного пользования земельным участком и водным объектом. Практическое применение Закона № 115-ФЗ также требует внесения дополнений в соответствующие статьи Налогового кодекса РФ, поскольку действующая редакция ст. 39 НК РФ не позволяет однозначно отнести передачу концедентом концессионеру объектов недвижимого имущества к операциям, не являющимся операциями по реализации товаров, работ и услуг. Предлагаемое Законопроектом изменение позволит отнести передачу объекта концессионного соглашения кооперациям инвестиционного характера, которые не признаются реализацией у концессионера. С внесением дополнения в ст. 251 НК РФ концессионер при определении налоговой базы налога на прибыль сможет не учитывать доходы в виде средств, полученных концессионером от концедента на компенсацию расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, а также на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения. Изменения, вносимые в ст. 374 НК РФ, обусловлены отсутствием в Кодексе положений, относящих к объекту обложения налогом на имущество организаций созданного и (или) реконструируемого имущества в соответствии с концессионным соглашением. Наконец, Законопроектом предусматривается внесение изменений в Гражданский кодекс РФ. Поскольку все сделки с недвижимым имуществом на срок более одного года подлежат государственной регистрации, представляется целесообразной государственная регистрация самих концессионных соглашений с целью их учета. Хотелось бы обратить внимание еще на одну проблему, которая может быть обнаружена при практической реализации Закона № 115-ФЗ. Экономический смысл концессий заключается в том, что они составляют альтернативу приватизации. Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, при приватизации передается в частную собственность, а при концессии - во временное (хотя и длительное) владение и пользование концессионеру, но при этом остается в государственной или муниципальной собственности. Государство уделяет приватизации серьезное внимание. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.01 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация осуществляется на плановой основе. По согласованию с субъектами РФ разрабатываются прогнозные планы (программы) приватизации, которые после утверждения Правительством РФ направляются в Государственную Думу одновременно с проектом Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в составе прилагаемых документов и материалов. Однако в отношении концессионных объектов в Федеральном законе № 115-ФЗ такой порядок не предусмотрен. Видимо, предполагается, что будет действовать остаточный принцип при выборе объектов для концессионных соглашений. Желательно включить в Закон № 115-ФЗ норму о том, что передача государственного и муниципального имущества на основе концессионных соглашений применяется в соответствующих случаях вместо приватизации. При этом должны составляться прогнозные планы (программы) предоставления на основе концессионных соглашений объектов государственной и муниципальной собственности. В таком случае выбор объектов будет не случайным, а скоординированным с точки зрения социально-экономического развития страны, в частности - с точки зрения проведения промышленной политики государства. Кроме того, законодательство о концессиях имеет следующие недостатки: - не полностью урегулированы вопросы, затрагивающие исключительные коммерческие права концессионера на объект концессии, а также права третьих лиц на ведение предпринимательской деятельности на территории объекта концессии; - не предусмотрено получение концессионером платы за эксплуатацию объекта от третьих лиц; - нет механизмов реализации Закона. Практика заключения концессионных соглашений по указанным причинам отсутствует.По прогнозам специалистов Минэкономразвития России, реальные инвестиции в российскую экономику в рамках концессионных соглашений возможны в 2007 г, В этой связи хотелось бы надеяться на скорейшее принятие указанных нормативных правовых документов, которые позволят Федеральному закону от 21.07.05 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" работать на экономические интересы нашей страны. Вернуться к разделу публикаций специалистов |
|