![]() |
|
Отказ от права хозяйственного ведения унитарных предприятийН.В. Сандалова, ведущий консультант Консалтинговой группы «Лекс» Статья 8 Федерального закона от 14.11.02 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон № 161-ФЗ) указывает на возможность учреждения муниципальных унитарных предприятий в случае необходимости осуществления деятельности для решения социальных задач (в т. ч. реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам). Зачастую принятые способы управления унитарными предприятиями как планово-убыточными приводят к их банкротству. Чтобы минимизировать потери имущества при банкротстве, администрации муниципальных образований в большинстве случаев стараются вывести активы из убыточных предприятий. Судебная практика в отношении оспаривания таких действий, а точнее, ненормативных актов, которыми изымается указанное имущество, весьма разнообразна. В приводимом примере рассмотрен один из случаев, когда суд признал правомерным изъятие имущества МУП. Главой муниципального района в 2004 г. было издано распоряжение, утвердившее решение о ликвидации муниципального унитарного предприятия (МУП) в связи с его убыточностью. Приказом учредителя МУП - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования (Комитет) -была создана ликвидационная комиссия. После внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о принятии решения о ликвидации МУП приказами Комитета на основании ходатайств директора МУП было предписано передать с баланса предприятия на баланс Комитета имущество на общую сумму 2 млн руб. Передача имущества оформлена актами приема-передачи основных средств.Через три месяца решением арбитражного суда МУП было признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Не согласившись с приказами о передаче имущества, МУП в лице конкурсного управляющего обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными приказов о передаче имущества на баланс Комитета. В качестве третьего лица к участию в деле привлечена администрация муниципального образования. Решением арбитражного суда, оставленным постановлением апелляционной инстанции без изменения, МУП отказано в удовлетворении требований. Суд кассационной инстанции в соответствии со ст. 284, 286 АПК РФ, изучив материалы дела, не нашел оснований для отмены решения и постановления суда по следующим обстоятельствам. Согласно ст. 295 ГК РФ собственнику не предоставлено право изымать или иным образом распоряжаться имуществом, закрепленным за предприятием на праве хозяйственного ведения, при этом само предприятие не вправе отчуждать имущество, переданное ему на праве хозяйственного ведения, когда такое отчуждение приводит к невозможности осуществления им хозяйственной деятельности. Пункт 3 ст. 299 ГК РФ допускает возможность прекращения по решению собственника права хозяйственного ведения на имущество, закрепленное за предприятием лишь по основаниям и в порядке, предусмотренном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также при правомерном изъятии имущества у предприятия по решению собственника. Пункт 1 ст. 235 ГКРФ, в котором перечислены основания прекращения права собственности, применяемый к возникшим правоотношениям с учетом положений п. 3 ст. 299 ГК РФ, предусматривает возможность унитарного предприятия отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения. Такое право предприятие может реализовать в силу ст. 49 ГК РФ и ст. 18 Закона № 161-ФЗ лишь при условии, что отказ от имущества не отразится на возможности осуществления деятельности, цели, предмет и виды которой определены уставом, с соблюдением принципа специальной (целевой) правоспособности унитарных предприятий, в силу которого действия предприятия по распоряжению закрепленным за ним имуществом собственника должны быть обусловлены прежде всего задачами его уставной деятельности и целевым назначением имущества, предоставленного для их выполнения. Как установлено судом, закрепление имущества за МУП на праве хозяйственного ведения было обусловлено необходимостью осуществления уставной деятельности. На основании имеющихся в деле доказательств суд пришел к выводу о том, что Комитет, рассмотрев ходатайства директора МУП, содержащие отказ от переданного МУП в хозяйственное ведение имущества, принял оспариваемые приказы с соблюдением перечисленных норм гражданского права. Суд счел, что отказ от имущества не мог отразиться на возможности осуществления уставной деятельности МУП, поскольку в связи с принятием учредителем решения о ликвидации МУП дальнейшее его функционирование не предполагалось. По аналогии изъятие имущества на основании ходатайства директора, содержащего отказ от всего или части имущества, находящегося в хозяйственном ведении МУП, возможно и в том случае, если собственник (администрация муниципального образования) исключил или изменил цели, предмет и виды деятельности муниципального предприятия путем внесения изменений в устав предприятия. Например, в уставе МУП предусмотрен такой вид деятельности, как содержание полигона по утилизации бытовых отходов. Указанный полигон числится на балансе МУП. Если собственник исключит из устава МУП этот вид деятельности (что можно сделать на основании п. 1 ст. 295 ГК РФ, п. 7 ст. 9 Закона № 161-ФЗ), то директор МУП вправе отказаться от права хозяйственного ведения на полигон. Этим он не нарушит п. 3 ст. 18 Закона № 161-ФЗ, поскольку в связи с исключением какого-либо вида деятельности из устава дальнейшее его осуществление МУП с применением полигона не предполагается. Смотрите услуги по юридическому консалтингу в сфере ЖКХ Вернуться к разделу публикаций специалистов |
|