Лекс Консалтинг

+7 (3452) 403-434

lex@g-k-h.ru  Skype: lexconsalting

@lexconsalting

 

«Государственно-частное партнерство – инструмент развития региона и привлечения инвесторов в экономику»



Статья опубликована в газете «Тюменская область сегодня», 6 апреля 2010
Автор Нигматуллина Жанна, руководитель направления «Развитие ГЧП в ЖКХ и энергетике» КГ «Лекс»

Сегодня становится все более очевидным тот факт, что обеспечение высоких и устойчивых темпов развития региона, достижение стратегических целей государственной власти невозможно без заинтересованного партнерства государственных и муниципальных органов власти с представителями частного бизнеса. Стратегии и программы, ориентирующиеся только на использование бюджетных средств, не позволяют органам власти осуществлять масштабные, стратегические проекты, лежащие в основе высокой конкурентоспособности страны. Признанной во всем мире альтернативой подобному способу финансирования выступает государственно-частное партнерство (в англ. варианте - public & private partnership).

У современного государства нередко возникает потребность в частных инвестициях, предпринимательской инициативе и менеджерских талантах для развития и управления тем или иным объектом, но при этом неприемлема передача этого объекта в частную собственность. Наиболее эффективным инструментом в таких случаях как раз и является  государственно-частное партнерство.  Оно применяется, когда государство заинтересовано в частных инвестициях при сохранении своей собственности на объект.

Создание комфортных условий для инвесторов в регионе является, по сути, главной задачей, которую решают власти. Ведь инвестиционная активность – один из решающих факторов инновационного развития и один из решающих факторов успешной модернизации экономики региона и страны в целом.

Что это такое - государственно-частное партнерство?
Термин "государственно-частное партнерство" (ГЧП) является дословным переводом английского термина "public-private partnership" (PPP) и широко употребляется во всем мире для обозначения любых форм сотрудничества государственной власти и частного бизнеса.

Интерес к инвестиционной составляющей такого рода сотрудничества возник достаточно давно: первая постройка канала по концессионному принципу во Франции датируется 1552 г. Активно ГЧП в концессионной форме использовалось многими странами, в том числе и Россией, на рубеже XIX - XX вв., особенно для строительства железных дорог.

Значительным событием в развитии ГЧП стало внедрение в 1992 г. британской модели ГЧП - "частной финансовой инициативы" (private financing initiative, PFI), суть которой состояла в привлечении частных инвестиций для строительства крупных государственных объектов (т.е. фактически частный бизнес сам осуществлял строительство государственного объекта за счет собственных средств). Расходы частного инвестора компенсировались впоследствии либо за счет доходов от эксплуатации, либо за счет платежей из бюджета. Во многих случаях использования частной финансовой инициативы инвестор привлекается к дальнейшей эксплуатации объекта и организации его деятельности, вплоть до найма персонала.

Отечественная история содержит много примеров успешного сотрудничества государства и предпринимателей. Во второй половине XIX века на основе государственно-частного партнерства были построены российские железные дороги. В России они дали мощный толчок становлению металлургии, строительству и другим отраслям хозяйства. Государственно-частное партнерство было в коммунальном хозяйстве: водо-, электроснабжение и освещение улиц осуществлялось в сотрудничестве государства с частными лицами. Государственно-частные партнерства в царской России в период НЭПа обеспечивали частным лицам прибыль, а взамен мы получили станки, машины, оборудование.

Возникновение государственно-частного партнерства в России обусловлено следующими причинами:

  1. привлечение дополнительного финансирования для развития приоритетных отраслей экономики, в которых частный бизнес отсутствовал или принимал участие в минимальной степени ("инфраструктурные" отрасли - транспорт, городское, дорожное хозяйство и т.п.; сфера предоставления социальных услуг; инновационные отрасли; предприятия, имеющие высокое социальное и стратегическое значение);
  2. наличие альтернативы приватизации объектов государственной собственности в малопривлекательных с экономической точки зрения сферах (здравоохранение и пр.);
  3. развитие регионов, поскольку без притока частных инвестиций они обречены на длительную стагнацию, однако без участия государства трудно рассчитывать на активность инвесторов.

Реализуются ли сегодня проекты ГЧП в России и что необходимо для их развития?
На сегодняшний момент мы должны констатировать, что ГЧП как явление общественной жизни в России существует. Термин "государственно-частное партнерство" широко используется, он все чаще встречается в СМИ и сети Интернет. В органах государственной власти создаются структурные подразделения, занимающиеся вопросами ГЧП. Более того, уже имеются реализованные проекты с применением институтов ГЧП.

Региональное законодательство в вопросе о ГЧП продвинулось чуть дальше - отдельные нормативно-правовые акты закрепляют понятие ГЧП и его формы, но единообразия в определениях нет. В целом ГЧП рассматривается как взаимовыгодное сотрудничество (отношения) регионов и частного бизнеса в реализации социально значимых проектов, но реализуется такое сотрудничество в различных формах:

  • - заключение только концессионных соглашений (ст. 11 Закона Саратовской области от 28.06.2007 № 116-ЗСО);
  • - заключение и исполнение соглашений, в том числе концессионных (п. 1 ст. 4 Закона г. Санкт-Петербурга от 25.12.2006 № 627-100, п. 1 ст. 4 Закона Республики Дагестан от 01.02.2008 N 5, п. 1 ст. 4 Закона Республики Алтай от 05.03.2008 № 15-РЗ);
  • - не только заключение договоров (контрактов) о сотрудничестве, управлении компанией, реализации, лизинговых договоров, договоров об уступке (концессии), но и создание смешанных компаний или присоединение государственных образований и частных партнеров к существующей компании (Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на 2006 - 2010 гг. и на период до 2015 г., одобренная Постановлением Правительства Республики Коми от 27.03.2006 № 45).

Региональный закон о ГЧП позволяет создать правовое поле, способное повысить инвестиционную привлекательность для потенциальных инвесторов, установить чёткие и понятные для всех правила участия органов власти в реализации совместных проектов, а также порядка участия партнёров в таких проектах, придать легитимность заключаемым соглашениям и нормативно защитить интересы органов власти в случае возникновения споров, повысить качество и количество реализуемых проектов.

Таким образом, механизм государственно-частного партнерства  в короткие сроки может помочь улучшить социально-экономическую ситуацию в регионе, пополнить бюджет и создать дополнительные рабочие места.

Хотелось бы подчеркнуть, что в современном понимании  партнерство государства и частного сектора представляет собой институциональный и организационный союз (альянс) власти и бизнеса для реализации общественно значимых проектов в различных сферах общественной жизни. Для эффективной реализации таких проектов существенное значение имеет политический аспект государственно-частного партнерства. Многие проблемы (к примеру, низкой инвестиционной привлекательности, нежелания частного инвестора вкладывать средства в тот или иной сектор, или регион) лежат не в экономической и даже не в правовой плоскости. Российский бизнес часто не видит ни стратегических инвестиционных целей, определенных государственной (общефедеральной) или региональной властью, ни самой готовности с их стороны образовать коалицию с ним (бизнесом) на равноправной основе – то есть на принципах партнерства.

Региональная власть должна признать, что, во-первых, она готова к сотрудничеству в форме партнерства. Во-вторых, она признает партнерство эффективной цивилизованной формой взаимодействия. В-третьих, власть должна четко определить сферы государственно-частного партнерства, а также цели, которые оно преследует в рамках реализации данных проектов. Последнее важно закрепить на нормативно-правовом, а возможно и на программном (региональные целевые программы) и законодательном уровне. Требуется создание обширной законодательной базы государственно-частного партнерства. Эта база, закладывая правовые основы партнерства, должна четко и однозначно зафиксировать правовой статус бизнеса в этом союзе.

Следующим шагом должно стать соответствующее выстраивание государственного (административного) аппарата, готового и способного эффективно реализовывать государственные цели в условиях партнерства (а не вымогательства) с бизнесом. В результате будет достигнуто согласование интересов государства и бизнеса для начала на макроуровне.

Реализация предложенного понимания государственно-частного партнерства позволит, на наш взгляд, успешнее решать такие важные практические задачи, как: повышение эффективности взаимодействия региональной власти и бизнеса; повышение эффективности использования государственных ресурсов и возможностей в экономике региона;  повышение эффективности исполнения государственных функций;  повышение инвестиционной привлекательности экономики региона;  борьба с коррупцией в государственном аппарате;  повышение профессионализма в реализации социально-значимых проектов; гармонизация интересов государства, общества и бизнеса.

Сегодня государство все больше понимает, что оно не может справиться с ограниченностью своих ресурсов (прежде всего, материальных), с теми вызовами социально-политического характера, которые встают  перед ним в XXI веке. В этих условиях, думается, важно обратить внимание на следующее.

Во-первых,  государство, получая огромные доходы от продажи сырья за рубеж, должно инициировать  активность бизнеса, рост его объемов в стране, а не уход  в тень и/или вывоз капиталов заграницу.

Во-вторых,  государство должно создавать стимулы, мотивирующие бизнес для добровольного участия в реализации социальных обязательств. Бизнесу должно быть выгодно стать и оставаться социально ответственным.

В-третьих, государству важно конкретными правовыми шагами и практикой завоевывать доверие бизнеса. Для этого, в первую очередь, надо исключить  порочную практику использования заинтересованными чиновниками, представителями силовых и правоохранительных структур неэкономических методов конкуренции для того, чтобы разобраться с владельцами бизнеса, которые по той или иной причине привлекли их внимание.

Эти и другие проблемы 28 апреля 2010 года будут нами подниматься в ходе участия в Форуме регионов России: «Государственно-частное партнерство в комплексном развитии территорий», на который мы приглашены по инициативе Центра ГЧП Внешэкономбанка.

А какова ситуация с ГЧП в Тюменской области?
В Тюменской области государственно-частное партнерство реализуется в основном в форме арендных отношений с инвестиционной составляющей, однако, законодательная база и координация этих проектов как проектов ГЧП находится еще в стадии формирования.  Наша компания направила в Департамент инвестиционной политики Тюменской области и Фонд развития и поддержки предпринимательства комплекс мероприятий по развитию и координации проектов ГЧП в Тюменской области, а также по своей инициативе готовит к отправке проект регионального закона. Трехлетний опыт проведения семинаров по проблемам реализации проектов ГЧП, реализация самих проектов в соседних регионах, а также тесное взаимодействие с федеральными институтами ГЧП, такими как Центр ГЧП Внешэкономбанка, позволяет нам говорить о том, что принятие регионального закона об участии Тюменской области в государственно-частных партнерствах и создание координационного центра станет прочной основой для улучшения социально-экономической ситуации в регионе, пополнения регионального бюджета и создания дополнительных  рабочих мест.



Вернуться к разделу публикаций специалистов

konces.gif

invest.gif