Концессия (Концессионное соглашение) в ЖКХ: успех на стартеЖКХ Энергетики и региона №1-2 (137) Январь, февраль 2010КОНЦЕССИЯ В ЖКХ: УСПЕХ НА СТАРТЕЖанна Нигматуллина, старший консультант ООО «Лекс-Консалтинг», направление "Развитие государственно-частного партнерства в ЖКХ и энергетике" Смотрите наши услуги в сфере концессий, концессионных соглашений
В настоящее время, выполняя важнейшие социальные функции, региональные власти и органы местного самоуправления озабочены выбором правовой формы использования муниципального имущества, относящегося к объектам коммунальной инфраструктуры. Несмотря на многообразие форм государственно-частного партнерства, принятый 21 июля 2007 года Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» №185-ФЗ предписывает наличие на территории муниципального образования коммерческих организаций коммунального комплекса с долей участия в уставном капитале субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований не более чем 25 (двадцать пять процентов) осуществляющих производство товаров, оказание услуг по электро-, газо-, тепло-, водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод и эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, если использование такими организациями объектов коммунальной инфраструктуры осуществляется на праве частной собственности, по договору аренды или концессионному соглашению. Государственно частное партнерство не получило должного распространения на практике, несмотря на то, что оно является эффективным инструментом объединения усилий власти и бизнеса для решения современных проблем общества. В нем нуждается региональная экономика в связи с коренными изменениями в методах, используемых государственными и муниципальными органами власти, требующими объединения усилий с бизнесом для решения проблем граждан. Частный бизнес и государство все активнее начинают вступать в сотрудничество в поисках новых путей решения задач общества на условиях партнерства. Вместе с тем, развитие государственно частного партнерства на основе создания эффективных институтов взаимодействия бизнеса и государства, пока слабо используется в качестве инновационного инструмента, способного повлиять на экономический рост и качество жизни россиян. Развитие государственно частного партнерства в регионах сдерживается административными барьерами, отсутствием высококвалифицированных кадров, слабо способствует финансированию стратегических социальных программ и инвестиционных проектов с привлечением частных инвестиций, не обеспечивает эффективное использование концессионных и лизинговых и механизмов. Вместе с тем, в мировой практике хозяйствования, адаптируемой к российским условиям, широко используются возможности государственно -частного партнерства на основе таких инструментов взаимодействия бизнеса и государства, как концессионные соглашения; реализация кластерной политики на региональном и муниципальном уровнях управления; использование финансовых институтов, в первую очередь, государственных банков развития, для привлечения долгосрочных инвестиций в приоритетные сферы региональной экономики. Напомним, что концессия это соглашение, по которому одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. В качестве примера успешного проекта по внедрению механизма концессионных соглашений в ЖКХ можно привести работу органов местного самоуправления города Когалыма, которые в апреле 2009 года заключили два концессионных соглашения в отношении имущественных комплексов теплоснабжения и водоснабжения города. В конце 2008 года специалисты Консалтинговой группы «Лекс» были приглашены в город Когалым с целью проведения диагностики состояния теплоснабжения города Когалыма и разработки Плана реформирования ЖКХ муниципального образования, нацеленного на выполнение условий 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ». Согласно одному из главных условий выделения муниципальному образованию финансовой поддержки за счет средств Фонда органы местного самоуправления должны организовать на территории муниципального образования деятельность коммерческих организаций коммунального комплекса с долей участия в уставном капитале субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований не более чем 25 процентов, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по электро-, газо-, тепло-, водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод и эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. При этом организации при осуществлении своей деятельности должны использовать объекты коммунальной инфраструктуры по договору аренды, концессионному соглашению или на праве частной собственности. В рамках проекта по выполнению условий 185-ФЗ специалистами КГ «Лекс» были проведены следующие мероприятия:
В результате была выбрана частная коммерческая организация коммунального комплекса, осуществляющая производство товаров, оказание услуг по теплоснабжению и эксплуатирующая объекты коммунальной инфраструктуры (муниципального имущества) по концессионному соглашению в соответствии с условиями Фонда содействия реформированию ЖКХ. А полученные консультации и разработанные документы, необходимые для заключения концессионного соглашения, позволили органам местного самоуправления самостоятельно провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении системы водоснабжения г. Когалыма. В настоящее время концессионер ООО «Городские Теплосети» при подготовке объектов к отопительному сезону разработал и планомерно выполнил «Мероприятия по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства г. Когалыма к работе в осенне-зимний период 2009-2010 гг.». На сегодняшний день выполнены следующие работы:
специализированной организацией ведется обследование аварийных источников электроснабжения, по вопросу их дальнейшей реконструкции. Разработана и утверждена решением Думы г. Когалыма от 29.06.09 г. № 398-ГД «Инвестиционная программа общества с ограниченной ответственностью «Городские Теплосети» по реконструкции, модернизации и развитию системы теплоснабжения города Когалыма на 2009-2020 гг.». Ключевыми моментами программы являются;
К основным мероприятиям Инвестиционной программы относятся:
Своевременный и качественный ремонт тепловых сетей и надлежащее техническое содержание всего специального оборудования котельных позволят осуществить надежную эксплуатацию и бесперебойное теплоснабжение всех производственных и социально-бытовых объектов и жилищного фонда города. В течение отопительного сезона в городе Когалыме не зарегистрировано аварийных ситуаций, связанных с прекращением теплоснабжения потребителей, что особенно важно в условиях Крайнего Севера. В заключение хотелось бы отметить, что в действительности механизм концессии в ЖКХ работает и работает хорошо, и самое главное, что финансовое бремя на потребителя не увеличилось, а осталось на прежнем уровне, и концессионер при подаче документов в РЭК смог обосновать сохранение тарифа в том же размере. А органам местного самоуправления, которые только задумываются об использовании концессионных соглашений, хочется пожелать успешного старта. Вернуться к разделу публикаций специалистов |
|