По Посланию Президента РФ
14 Июня 2007
Софинансирование капремонта Жилищный кодекс возложил ответственность за содержание жилых домов на собственников. Однако в условиях хронического недофинансирования капитального ремонта в течение нескольких последних десятилетий эта нагрузка для подавляющего большинства новых владельцев жилья оказалась неподъемной. С задачей расселения ветхих домов ни собственники домов, ни муниципалитеты, ни даже регионы-доноры не могут справиться самостоятельно. Им нужна поддержка федерального бюджета. Состояние жилищного фонда России, который насчитывает 3 млрд м2, вызывает тревогу. Его износ на сегодняшний день доходит до 70 %, и более 50 % нуждается в ремонте. Ветхое жилье составляет 93 млн м2, из них 11,2 млн м2 находятся в аварийном состоянии. Эти показатели неуклонно растут. Объем проводимого капитального ремонта почти в два раза уступает предусмотренному нормативом и составляет 0,8–0,9 % жилищного фонда в год вместо необходимых 2 %. В 2005–2006 гг., например, было отремонтировано всего 25–26 млн м2. Чтобы переломить негативную тенденцию, планируется выделить 100 млрд руб. на расселение ветхих домов и 150 млрд руб. – на капитальный ремонт жилищного фонда. Столь крупные суммы направляются на эти цели впервые. Выделяемые средства планируется задействовать на ремонт тех домов, где собственники жилых помещений приняли решение о создании ТСЖ. В дальнейшем эксплуатация отремонтированных зданий будет осуществляться жителями в соответствии с Жилищным кодексом. Минрегионом подготовлена методика распределения средств на капремонт и расселение ветхого фонда. Согласно этому документу, работы должны осуществляться на условиях софинансирования из федерального и местных бюджетов. При выделении субвенций субъектам РФ для последующего направления в конкретные муниципалитеты предусмотрен дифференцированный подход в зависимости от бюджетных показателей региона. Прежде всего будут учитываться объемы жилищного фонда на территории региона, ветхого и аварийного жилья и уже оказываемой федеральным центром помощи. Предварительно пройдет инвентаризация аварийного жилищного фонда, которая позволит исключить повторное заселение непригодных для проживания домов. Однако расходы на капитальный ремонт и расселение столь велики, что государство не сможет изыскать все необходимые для этого средства: по разным оценкам, на обозначенные цели необходимо затратить от 1,3 до 10 трлн руб. К решению данной проблемы следует привлечь бизнес, который сможет участвовать в софинансировании подготовки территорий для расселения ветхого фонда на интересующих его площадках. Большие перспективы открывает принятый Закон № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 18.12.2006. ТСЖ На сегодняшний день в России приватизировано около 76 % жилья. Однако таким прогрессивным способом управления, как товарищество собственников жилья, охвачено лишь 7 % жилищного фонда, причем организуются ТСЖ преимущественно в новостройках. В Москве пошли другим путем: здесь создаются главным образом управляющие компании. Практика покажет, какая из этих форм управления окажется более эффективной. Процесс создания ТСЖ занимает три–шесть месяцев и обходится в 20–50 тыс. руб. В ближайшее время Минрегион представит новые предложения, направленные на упрощение процедуры юридического оформления документов и снижения расходов населения на эти цели. Важное место в деятельности министерства занимает общественное обсуждение планирующихся поправок в действующее жилищное законодательство. Они не раз становились предметом рассмотрения на Общественном совете при министре регионального развития. Некоторые из таких дополнений уже приняты Государственной Думой РФ в первом чтении. Особенно актуально исключение налога на прибыль, взимаемого со средств, которые направляются на капитальный ремонт. Эффективность управления Президент в своем послании четко акцентировал: наиболее приближенный к населению орган власти – местное самоуправление. На сегодняшний день функционирует более 24 тыс. органов местной власти. В течение 2005–2006 гг. круг их полномочий расширился. Этот процесс сопровождался передачей финансовых мандатов: в 2006 г. на эти цели было направлено 153 млрд руб., на 2007 г. запланировано около 200 млрд руб. Однако для выполнения всех обязанностей, возложенных на органы местного самоуправления, этих денег не хватает, необходимы дополнительные средства. Например, финансирование такой функции, как обеспечение жильем отдельных категорий граждан, не превышает 5 % необходимого объема; затраты на исполнение обязательств в сфере охраны лесных и водных ресурсов превышают выделяемые субвенции в 2–10 раз. Перед местными органами власти сегодня поставлена задача более рационального и эффективного расходования имеющихся финансов. Президент отдал поручение подготовить проект указа, регламентирующего работу региональных руководителей. Из 60 показателей эффективности 15 предложены Минрегионом. Они касаются, в частности объемов жилищного строительства на территории субъектов РФ. Предполагается, что новый документ позволит получить ясное представление о способности исполнительных органов власти добиваться нужного результата при решении задач, поставленных главой государства. Жилищное строительство Одним из главных вопросов остается сооружение нового жилья. Если в 2005 г. было введено 43,6 млн м2, то в 2006 г. – почти 51 млн м2 (0,35 м2 на душу населения). Это на 15 % больше, чем в 2005 г. К 2010 г. необходимо выйти на уровень 80 млн м2 в год. Однако даже нынешние высокие темпы жилищного строительства неудовлетворительны: цены на рынке жилья растут из-за недостаточного предложения. Чтобы улучшить ситуацию, следует ежегодно строить не менее 1 м2 на человека. В настоящее время лишь Московская область вплотную приблизилась к этому показателю (0,97 м2/ чел.), тогда как некоторые субъекты РФ ввели в эксплуатацию в 2006 г. всего 0,01 м2/чел. Между тем практика жилищного строительства в советское время подтверждает, что страна вполне способна выйти на заданные параметры. Достижима и новая цель, указанная президентом в его Послании Федеральному собранию, – сооружение 110–135 млн м2 в год. Но для этого предстоит внести коррективы в планы и нормативно-правовые акты. Необходимо, в частности, упростить процедуру выдачи разрешений на застройку. Кроме того, нужны новые планы-графики на 2008 и последующие годы с учетом новых параметров ввода жилья. Одна из наиболее актуальных проблем – инженерная подготовка земельных участков под жилищную застройку. Ее ускорению может способствовать включение юридических лиц (застройщиков) в число тех, кому наряду с субъектами РФ и муниципалитетами компенсируется процентная ставка по кредиту, выданному на сооружение коммунальной инфраструктуры. В 2007 г. на эти цели должно быть направлено 5,5 млрд руб. и 17,5 млрд руб. – на госгарантии по кредитам. В последнее время принимаются действенные меры по активизации малоэтажного жилищного строительства. На развитие дорожно-уличной сети в 2007 г. выделяется 3,5 млрд руб. Подготовленные Минрегионом документы содержат решение многих проблем – в частности, по возврату 50 % средств, израсходованных на инженерную подготовку земельного участка социально незащищенными гражданами; предоставлению госгарантий малоимущим россиянам при возведении таких домов; по погашению процентной ставки при оформлении кредита застройщиком, субъектом РФ или муниципалитетом. Комплекс мер по реформированию ЖКХ За последний год вопрос реформирования ЖКХ не раз рассматривался на заседаниях Правительства РФ. Сначала позиция Минрегиона встречала понимание не у всех членов кабинета министров. Однако в январе 2007 г. на заседании Госсовета в Казани комплекс мер по реформированию ЖКХ, разработанный Минрегионом, получил поддержку. Послание президента и расставленные в нем акценты также свидетельствуют о том, что наша позиция одобряется. Согласно принятым решениям, особое внимание планируется уделить развитию энергетики и повсеместному внедрению в практику ресурсосберегающих мероприятий, которые сократят затраты на эксплуатацию жилищного фонда. Предстоит повысить эффективность использования тепла и воды: сегодня в ЖКХ теряется до 35–40 % тепла и до 30–35 % воды. С целью ускорения темпов преобразований в коммунальной сфере ставка делается на частный бизнес и развитие государственно-частного партнерства. Примером такого продуктивного сотрудничества является модернизация системы водоснабжения и водоотведения в Ростовской области, которую осуществляет «Евразийское водное партнерство». В течение 15 лет эта компания инвестирует в развитие инфраструктуры 22 млрд руб. Нерентабельные муниципальные предприятия и организации будут ликвидированы. В жилищную сферу должен прийти малый бизнес. Но без ТСЖ, эффективных управляющих компаний и взаимной ответственности жителей и частных структур дело с мертвой точки не сдвинется. Только реализация предложенного Минрегионом целостного комплекса мер позволит создать условия для эффективной эксплуатации объектов ЖКХ. Сложная задача реформирования жилищно-коммунального хозяйства может быть решена лишь при условии совместных действий государства и бизнеса при активном участии населения. Автор: В. Яковлев |
|