Обзор основных событий в ЖКХ за период с 3 по 9 сентября 2007 г.Федеральный центр Центральными событиями минувшей недели стали: всероссийское совещание по вопросам реформирования жилищно-коммунального хозяйства и готовности субъектов РФ к осенне-зимнему периоду 2007-2008 гг., проведенное 5 сентября под руководством заместителя Министра регионального развития РФ Ю.Тыртышова; направление Минрегионом РФ на утверждение в правительство поправок в статью 159 Жилищного кодекса (ЖК), в соответствии с которыми льготники должны получать субсидии на капитальный ремонт дома; сообщение Росстата об уровне повышения тарифов на ЖКУ в январе-августе 2007 г. На государственном уровне активизировалась тема роста цен на цемент. Росстат: тарифы на ЖКУ продолжают расти В начале сентября Федеральная служба государственной статистики (Росстат) подсчитала, что тарифы на жилищно-коммунальные услуги в России в январе-августе 2007 года повысились на 13,2%. Рост тарифов на услуги ЖКХ продолжает существенно опережать инфляцию (за январь-август он в 2 раза превысил показатель инфляции, составивший за 8 месяцев 6,7%). По сравнению с январем-августом 2006 года тарифы на услуги ЖКХ повысились на 16,7% при инфляции в 7,1%. Нами уж неоднократно отмечалось, что рост тарифов на ЖКУ, резко опережающий официально признаваемую инфляцию – это серьезное испытание для населения. Об этом свидетельствует возрастающий уровень неплатежей потребителей жилищно-коммунальных услуг в ряде регионов, усугубляющий и без того тяжелую долговую проблему в ЖКХ. С учетом того, что на следующий год прогноз по коммунальным тарифам в 3 раза будет опережать инфляцию, запланированную на уровне 6-7%, неплатежи населения за ЖКУ могут приобрести заметное ускорение. Так, Федеральная служба по тарифам (ФСТ) утвердила предельные индексы роста размера оплаты за жилищно-коммунальные услуги на 2008 год в пределах 20%. Электричество для населения подорожает в среднем на 14%, тепло – минимум на 13% (максимум – на 22% , в зависимости от региона). Судя по критическим выступлениям из регионов, основной идеологический посыл реформы ЖКХ – «перейдём на 100%-ную оплату услуг ЖКХ и всё будет хорошо» – дает ощутимый сбой: платежеспособность населения и без того невысокая, так ещё повсеместно теряется вера в то, что количество (уровень платежей за ЖКУ) перейдёт в соответствующее качество жилищно-коммунальных услуг. Зима на носу, а дров–то маловато будет На всероссийском совещании, посвященном вопросам готовности субъектов РФ к осенне-зимнему периоду, руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) С. Круглик заявил, что в ряде регионов России подготовка объектов ЖКХ к зиме профинансирована недостаточно. Всего, по словам руководителя Росстроя, «на предзимние работы бюджетами субъектов РФ запланировано 254 млрд. руб., но фактически поступило 130 млрд., на 65,3% было профинансировано создание аварийных запасов материально-технических ресурсов». В целом, по его словам, по состоянию на 1 сентября готовность объектов ЖКХ субъектов РФ составила 80%. Как отметил глава Росстроя, к эксплуатации подготовлено 85,4% объектов жилищного фонда, 81,35% - котельных, 89% - центральных тепловых пунктов, 85,7% - водопроводных сетей. На склады завезено 72% угля и 83,6% жидкого топлива. Однако приведенные на всероссийском совещании данные оставляют ряд вопросов. Профинансировано, значит, на 51% от требуемых средств, но готовность объектов ЖКХ достигает уже 80%. Какова вообще роль Росстроя, приводящего такие данные по России и не говорящего о том, какие на уровне федерального центра конкретно принимаются меры, чтобы исправить данное положение. Если же меры федерального центра ограничиваются лишь замечаниями главы Росстроя, что «тем регионам, у которых есть отставание по подготовке к зиме, необходимо в ближайший месяц войти в необходимый график», то реальная подготовка к зиме внушает серьёзные опасения. Зато, как было отмечено на всероссийском совещании, реформа ЖКХ выступает не только фактором стабильного функционирования отрасли и безаварийного прохождения отопительного сезона, но и является опорой в реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье». А в пресс-службе Минрегиона РФ, по данным корреспондента ИА DAILYSTROY, утверждают, что при всех издержках (спрашивается, каких?) реформа жилищного сектора происходит в соответствии с экономическими, рыночными принципами. Наметился поворот в жилищно-коммунальной сфере от административных методов управления к рыночным. И главное, приводит данные Минрегион РФ, доля семей, получающих субсидии в виде компенсаций за ЖКУ снижается. Если в 2004 году эта цифра составляла 13,7%, то к 2006 году она уменьшилась до 10,2%. Более того, продолжается рост объёма жилищно-коммунальных услуг; увеличивается доля предприятий смешанной и частной собственности. Каково же реальное состояние реформы, в отличие от победоносных реляций Минрегиона РФ, мы увидим ниже из обзора региональных событий. Цемент: рост цен на 100% в год! На минувшей неделе департамент ценообразования и экспертно-аналитической работы Ассоциации строителей России (АСР) представил данные о ценах на цемент. Средневзвешенный рост цен на материал с начала года составил 106,2%, стоимость одной тонны выросла с 3000 рублей в июне до 4400 рублей в августе. Аномальная ситуация с ценами на цемент вынудила высоких руководителей министерств и федеральных агентств РФ выступить со своими комментариями и предложениями. «Высокие цены обусловлены монополией российских производителей и высокими пошлинами для иностранных», – заявил глава Росстроя С. Круглик. Какой же выход из положения был предложен? С. Круглик сообщил, что в ближайшее время рынок цемента станет для зарубежных производителей более доступным. Значит, отечественных монополистов-частников, которые все персонально хорошо известны в соответствующих органах и да и всему населению, федеральная власть унять не может и не считает это нужным, зато позаботится об интересах иностранных производителей цемента, здесь, как говорится, ей все карты в руки. Именно открытие рынка для иностранных производителей, а не государственное регулирование цен, поможет навести порядок в этой области, считает С. Круглик. По его словам, правительство готово снизить или вовсе отменить пошлины на ввоз цемента из-за рубежа. Делается это всё ради того, что «если открыть рынок, отечественные производители будут вынуждены модернизировать производство и добиваться оптимизации цены и качества, чтобы выдержать конкуренцию с мировыми производителями». Здесь уместно спросить, где же это в последнее время было видано, чтобы в России на что-то вообще снижались цены. И неважно, конкурируют ли на рынке только российские производители или рынок ещё открывается иностранцам. Цены всё равно растут. Региональные события В основном, как это и обычно для этого времени, преобладали новости о ходе подготовительных работ к зиме. Активно обсуждалась тема долгов населения и предприятий ЖКХ перед производителями теплоресурсов и электроэнергии, а также ситуации с отключениями от горячего водоснабжения в ряде регионов из-за тех же долгов. Тверские недоумения Арбитражный суд Тверской области признал незаконным и необоснованным решение Тверского управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС), обязывающего ТГК-2 применять иные нормативы потребления коммунальных услуг при расчетах с потребителями. Задолженность потребителей, повлекшая отключение горячего водоснабжения в Твери, возникла из-за разногласий между ТГК-2 и организациями-посредниками по поводу методики определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии счетчиков. Коммунальщики (МУП «ТДЕЗ», ТСЖ и ЖСК города) настаивают на ином применении нормативов потребления коммунальных услуг, считая методику ТГК-2 неправомерной. Соль развернувшегося конфликта в городе состоит в том, что население Твери оплачивает счета за ЖКУ, но задолженность перепродавца тепла МУП «ТДЕЗ» растет, и по данным ТГК-2, на 1 августа превысила 381 млн. рублей. При этом тверичане страдают от отключений горячего водоснабжения. Платят за теплоресурсы, которые не получают, и суммы платежей, которые, по данным Тверь-Инфо, в четыре раза превышают затраты на ремонтную кампанию ТГК–2. Остро встают два вопроса: о возврате платежей за непоставленные ресурсы в соответствии с Жилищным Кодексом и об обоснованности тарифов на эти самые теплоресурсы, поставляемые ТГК–2. Конфликт набирает обороты. Хабаровская долговая петля Несмотря на жесткую позицию Хабаровской теплосетевой компании ОАО «ДГК» в отношении должников за поставленные ресурсы (угроза не подключить к теплоснабжению в предстоящем отопительном сезоне) руководство энергетической компании было вынуждено принять решение о подключении проблемных потребителей к источникам теплоснабжения после оформления ими Актов готовности. В этих актах должники должны подтвердить невыполнение своих обязательств по оплате за теплоэнергию в прошедший отопительный сезон. Таких потребителей у Хабаровской теплосетевой компании на данный момент 75 из 105. Среди объектов, которые могут быть не подключены к отоплению находятся школы, детские сады, учреждения культуры и здравоохранения Амурска, ЖКХ, управление образования и центральная районная больница Николаевска-на-Амуре, товарищества собственников жилья «Семашко», «Прогрессивное», ТСЖ-23, «Гарант» и ЖСК-59 в Хабаровске, ФКП «АПЗ «Вымпел», "Тепличный комбинат Фёдоровский" и др. Суть ситуации состоит в том, что, как сообщает ВостокМедиа, Акт оформляется под предоставление гарантий дальнейшей своевременной оплаты. В качестве гарантий могут быть использованы договоры залога имущества, кредиты, взятые под прямые перечисления теплоснабжающим организациям, векселя банков, передаваемые в залог и т.п. Очевидно, что эти условия означают не что иное, как возможный захват энергетиками имущества должников (если они затрудняются платить в полном объёме сейчас, то откуда они изыщут дополнительные источники средств, если, конечно, отсутствуют подозрения, что они эти источники под разными предлогами утаивают). Тем самым энергетики могут приобрести помимо экономического закрепощения также и политическую власть на местном уровне, так как основными должниками являются муниципальные образования и объединения жильцов Хабаровского края, которые по тем или иным причинам не оплачивают в полной мере счета за предоставление теплоресурсов. Опасная тенденция. С учетом намеченного правительством России повышения тарифов на тепло и электроэнергию на 60% до 2010 года, эта тенденция может принять повсеместный характер с совершенно непредсказуемыми социально-политическими последствиями. Орловские метания В Орле прошли публичные слушания о совершенствовании существующего жилищного законодательства. Как отмечает корреспондент «РГ» Павел Арсеньев, было высказано консолидированное мнение, что реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства пока идет маленькими шажками, а многие из принимаемых мер малоэффективны. Часть вины за сложившееся положение была возложена на неэффективность существующего законодательства. Ситуация нормативной неразберихи позволяет местным чиновникам не спешить, выполняя нормы новых законов, и оправдывать свое бездействие тем, что они просто не знают, как их исполнять. Такая ситуация, например, сложилась с механизмом осуществления государственного контроля над использованием и сохранностью жилищного фонда. Данная норма прописана в Жилищном кодексе. Однако до сих пор не существует документа, который определил бы орган власти, обязанный осуществлять контроль. Добровольно же брать на себя ответственность никто не хочет. Другой вопрос, вынесенный на публичное обсуждение, – это энергосбережение. Если в 2000 году в Орловской области в замене нуждались 17% уличной водопроводной сети, то к 2007 году число полностью изношенных труб возросло до 23%. Как следствие, в регионе растет аварийность. В прошлом году в области было зарегистрировано 580 аварий. Число прорывов уличного водопровода за год возросло в два раза. Выводы публичных слушаний о ходе жилищно-коммунальной реформы в Орле, как видно, резко контрастируют с радужными заключениями о ходе реформы соответствующих федеральных министерств и агентств. Кировский отказ В конце августа глава Росстроя С.Круглик обвинил ряд регионов в том, что они отказываются от денег по федеральной целевой программе «Жилище». Разъяснения о причинах подобного явления на неделе пришли из Кировской области, дотационного региона, отказавшегося принимать участие в данной программе в следующем году. В чем же дело? В областном управлении по делам молодежи Кировской области объяснили, что федеральная подпрограмма «Дом для молодой семьи» является самой скудной как по количеству участников, так и по объему ассигнований среди других жилищных программ для молодых семей, реализуемых в области. В 2007 году поддержку по этой программе получат 170 семей. А по региональным программам - более 1000. К тому же федеральная подпрограмма предусматривает покрытие только 40% расходов на приобретение жилья, а 60% молодая семья должна найти сама. На деле же получается, что собственных средств у молодой семьи должно быть еще больше – до 80%, что сильно усложняет вхождение в эту программу. Дело ещё в том, что, по мнению кировских чиновников, постоянно возникают нестыковки между часто меняющимся федеральным законодательством и региональными законами, которые все время приходится приводить в соответствие. Это создает массу дополнительных сложностей и затрудняет выполнение подпрограммы. Затрат на местах много, а отдача от программы не так велика, констатируют в администрации Кировской области. Депутаты Ленобласти о ЖКХ региона: предприятия становятся банкротами, имущество под арестом, тарифы растут Депутаты областного парламента обратились 5 сентября к губернатору региона В.Сердюкову с заявлением, в котором дана оценка ситуации в ЖКХ Ленинградской области. Депутаты указали, что на ряде предприятий сферы ЖКХ в Ленинградской области введена в действие процедура банкротства, также у некоторого количества компаний этой сферы имущество находится под арестом, и еще несколько предприятий «обладают признаками банкротства». Депутаты отмечают, что «исполнение процедур банкротства к указанным предприятиям приводит к передаче права собственности на них к частным компаниям по остаточной стоимости». При этом данным частным компаниям, по мнению законодателей, «нужно не столько имущество, сколько земельные участки, на которых расположены предприятия ЖКХ». По заявлению депутатов, все эти процессы «негативно сказываются на качестве коммунальных услуг» и в то же время приводят к росту тарифов на эти услуги. Фактически депутаты Ленинградской области признали, что некоторые предприятия ЖКХ региона находятся в ситуации рейдерского захвата. На уровне же федерального центра приход частного инвестора в ЖКХ рассматривается как одно из главных благ проводящейся реформы. При этом приход частного собственника в ЖКХ почему-то должны оплатить рядовые потребители коммунальных услуг, тарифы на которые федеральная власть регулярно повышает, чтобы процесс, наверное, шёл побыстрее. Автор: Владимир Попов
|
|