Коммунальный выбор Медведева
27 Февраля 2008
Вице-премьер и кандидат в президенты Дмитрий Медведев обеспокоился проблемами жилищно-коммунального хозяйства. По оценке Медведева, 65% коммунальной инфраструктуры изношено свыше всех технических норм (ранее Госстрой приводил цифру 60% и расшифровку: 393 000 км водопроводов, 147 000 км теплосетей и десятки тысяч километров канализации). «15 лет государство пытается модернизировать систему ЖКХ, но до последнего времени делало это крайне неудачно. Она остается и убыточной, и неэффективной. Инвестиции в эту сферу составили 800 млрд руб., а внятной отдачи нет», — посетовал преемник в Нижнем Новгороде. Что ж, умение признавать ошибки государства и стремление лично их исправить — ценное свойство для чиновника, а особенно для кандидата накануне выборов. Впрочем, фактор ЖКХ может стать одним из ключевых для стабильности власти уже в ближайшее время. Поэтому для преемника важно выяснить ключевые причины провала прежних преобразований коммунальной сферы и наметить правильные пути ее реформирования. Частые прорывы теплосетей и взрывы бытового газа в нынешнюю, довольно теплую, зиму подтверждают, что значительная часть коммуникаций требует срочной замены. А ведь в последние годы коммунальщики не могут пожаловаться на недостаток средств. По расчетам экспертов Института экономики города, федеральный бюджет ежегодно выделял на нужды ЖКХ около 200 млрд руб. Росли в последние годы и тарифы: в 2001-2007 гг. они выросли в среднем в 4,5-5 раз, а с января 2008 г. увеличились еще на 12%. Понятно, что граждане недовольны стоимостью коммунальных услуг (по данным «Левада-центра», 68% считают ее чрезмерной). Но повышение тарифов не приводит к пропорциональному улучшению качества услуг. По данным «Левада-центра», в 2004 г. 46% опрошенных назвали качество услуг ЖКХ в своем доме плохим, 39% — удовлетворительным и 12% — хорошим (3% не определились с ответом). Через три года ситуация мало изменилась: 42,5% назвали работу ЖКХ плохой, 36,5% — удовлетворительной, 10,6% — хорошей, 10% затруднились с ответом. Новое вливание денег — 240 млрд руб. через госкорпорацию — не поможет заменить изношенные основные фонды. Тем более что главная цель Фонда — ремонт аварийного и расселение ветхого жилья. Вообще, при нынешней структуре ЖКХ задачу обновления коммунальной инфраструктуры решить не получится. Прошедшие квазиреформы ЖКХ не создали основы для системы, где сообщества собственников жилья могут выбирать услуги частных и муниципальных компаний по оптимальному соотношению цена — качество. Чиновники по-прежнему препятствуют созданию объединений собственников жилья снизу, навязывают жильцам подконтрольное руководство товариществ, которое заключает договоры на услуги с фирмами, аффилированными с муниципалитетами. Система работы ЖКХ остается непрозрачной, а поэтому монополизированной и неэффективной. Его участники нередко не могут освоить выделенные государством средства. Наглядный тому пример — реализация федеральной адресной инвестпрограммы развития коммунальной инфраструктуры в 2007 г. (это около 12 млрд руб.). Из 31 региона, получившего помощь центра, к концу ноября 11 не смогли освоить выделенные средства. Необходимо создать четкие финансовые и правовые гарантии для компаний, готовых работать в ЖКХ, где нужна высокая квалификация и нет быстрых и высоких доходов. Такие системы гарантий — через государственные и негосударственные специальные фонды — действовали в Западной Европе в 1960-е гг. и работают по сей день в некоторых бывших социалистических странах. «Мы должны демонополизировать коммунальную сферу», — заявил Медведев. Важно, чтобы за правильными словами последовали конкретные действия, способные сломить саботаж чиновников. Иначе и следующий преемник будет скорбеть о неудачных реформах. Автор: Редакция Ведомости
|
|