Новое в правовом регулировании сферы энергетики начиная с 2015 года: тепло- и электроснабжение
12 Января 2015
Эксперты ООО «ЛЕКС-Консалтинг» дают свои комментарии по основным изменениям нормативно-методического массива, регулирующего вопросы тарифообразования, учета и доходности инвестиций в теплоснабжении и электроснабжении, вступающим в силу с 01.01.2015. 1. Внесены изменения в Федеральный закон «О теплоснабжении», в соответствии с которыми предусматривается поэтапная отмена государственного регулирования тарифов на поставку тепловой энергии и теплоносителя в виде пара, а также на поставку тепловой энергии и теплоносителя в виде горячей воды потребителям, присоединенным непосредственно к коллекторам источников тепловой энергии.В частности, до 31 декабря 2017 года вводится режим, при котором теплоснабжающим организациям дается право предоставлять потребителям тепловой энергии скидки по отношению к установленному тарифу. С 1 января 2018 года регулирование данных тарифов отменяется полностью, за исключением тарифов для потребителей, приобретающих тепловую энергию, произведенную на источнике с установленной мощностью до 10 Гкал/ч, или потребляющих менее 50 тыс. Гкал в год. Для таких потребителей дата полной отмены тарифного регулирования будет определена по решению Правительства РФ. Правовой акт – источник изменений – Федеральный закон от 01.12.2014 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении»). Указанный выше документ является одним из этапов реализации Распоряжения Правительства РФ от 02.10.2014 № 1949-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии», в соответствии с которым планируется: - отмена регулирования цен на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара, цен на теплоноситель в виде пара и цен на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель для потребителей тепловой энергии, подключенных к коллекторам источников тепловой энергии; - внедрение новой системы ценообразования во всех системах централизованного теплоснабжения Российской Федерации – метод «альтернативной котельной»; - повышение эффективности деятельности единой теплоснабжающей организации путем предоставления за ЕТО более значительных полномочий и закрепления ответственности за ЕТО в отрасли; - усиление надежности и качества теплоснабжения; - повышение эффективности отрасли теплоснабжения в части учета, ресурсосбережения, платежной дисциплины и т.д. 2. Утверждены нормы доходности инвестированного капитала в сфере электроснабжения и теплоснабжения.С 1 января 2015 года норма доходности инвестированного капитала для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по Единой национальной (общероссийской) электрической сети с применением метода доходности инвестированного капитала в номинальном выражении определена в размере 10%. Источник – Приказ ФСТ России от 21.11.2014 № 2049-э «Об утверждении нормы доходности инвестированного капитала для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по Единой национальной (общероссийской) электрической сети». В сфере теплоснабжения для инвестированного капитала, созданного до перехода к регулированию тарифов с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, на долгосрочный период регулирования с началом долгосрочного периода регулирования в 2015 году норма доходности составляет 7,17%, а для капитала, созданного после осуществления такого перехода - 10,17%. Для сравнения: в 2014 году эти показатели составляли 7,96% и 10,96% соответственно. Источник – Приказ ФСТ России от 05.12.2014 № 2144-э «Об утверждении минимальной нормы доходности для расчета тарифов в сфере теплоснабжения с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала на долгосрочный период регулирования с началом долгосрочного периода регулирования в 2015 году». 3. Вводятся в действие предельные уровни тарифов на электро- и теплоэнергию на 2015 год.В частности: - предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей по субъектам РФ; - предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка; - предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в среднем по субъекту Российской Федерации; - предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям. Источник – Приказы ФСТ России от 10.10.2014 № 225-э/1, от 10.10.2014 № 226-э/2 и от 11.10.2014 № 227-э/3. 4. Объемы электрической энергии (мощности), приобретаемые гарантирующим поставщиком у производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, установленная генерирующая мощность объектов по производству которых равна либо превышает 25 МВт, теперь учитываются гарантирующим поставщиком только при предоставлении такими производителями соответствующего подтверждения о нераспространении на них требования о реализации электрической энергии (мощности) только на оптовом рынке.Источник – Постановление Правительства РФ от 27.08.2013 № 743 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам проведения конкурентного отбора мощности на 2014 год». 5. Субъекты электроэнергетики, владеющие на праве собственности или ином законном основании гидроэлектростанциями, установленная мощность которых превышает 85 МВт, могут реализовать всю вырабатываемую генерирующими объектами таких гидроэлектростанций электроэнергию и мощность на оптовом рынке.Источник – Постановление Правительства РФ от 28.04.2014 № 374 «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности в части особенностей участия на оптовом рынке субъектов электроэнергетики, владеющих гидроэлектростанциями, расположенными во второй ценовой зоне оптового рынка». 6. С 1 января 2015 года объем услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителем электрической энергии (мощности) по ставке, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, двухставочной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, определяется в порядке, предусмотренном для определения объема услуг по передаче электрической энергии за расчетный период, оказанных прочими сетевыми организациями.Источник – Постановление Правительства РФ от 31.07.2014 № 740 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 в целях уточнения порядка определения объема услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителями услуг». 7. Уточняется объем недопоставки мощности участником оптового рынка, в случае, если данным участником не обеспечена работа генерирующего оборудования в соответствии с заданным системным оператором технологическим режимом работы генерирующих объектов.См. Постановление Правительства РФ от 16.08.2014 № 820 «Об изменении и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности, а также проведения конкурентного отбора мощности в 2014 году». 8. Определены цены на мощность для генерирующих объектов, в отношении которых были указаны наиболее высокие цены в ценовых заявках на конкурентный отбор мощности – Приказ ФСТ России от 27.10.2014 № 1846-э «О ценах на мощность для генерирующих объектов, в отношении которых были указаны наиболее высокие цены в ценовых заявках на конкурентный отбор мощности».9. С 1 января 2015 года начинают исполняться договоры, обеспечивающие продажу электрической энергии (мощности) потребителям (покупателям) электрической энергии на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, за исключением граждан. Источник – Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 № 792 «Об особенностях применения законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики на территориях Республики Крым и г. Севастополя». Обращаем Ваше внимание, что информация опубликована экспертами направления «Финансово-инвестиционный консалтинг в ЖКХ и Энергетике» по состоянию нормативно-правовой базы на 12.01.2015 Узнать подробнее о тарифах ЖКХ на 2015 год Вы можете у Александры Ивановой, контактные данные (3452) 452-252, e-mail: gkh.lex@gmail.com. См. подробнее об услугах по расчету тарифов в сфере тепло- и водоснабжения |
|