Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Наиболее часто задаваемые вопросы по поводу Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»



Источник: Фонд Институт экономики города


Включаются ли при расчете тарифа на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры) налог на прибыль и прочие налоги?

Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» предусматривает, что инвестиционная программа определяет объем финансовых потребностей, необходимых для ее выполнения. Тариф организации коммунального комплекса на подключение к системе коммунальной инфраструктуры используется для финансирования инвестиционной программы организации коммунального комплекса и составляет сумму тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых объектов недвижимости.

Таким образом, при расчете объема денежных средств от реализации товара (оказания услуг) по тарифам и надбавкам (расчете финансовых потребностей) требуется включать все необходимые расходы, а также прибыль организации коммунального комплекса.

 

Будут ли освобождены от налога на прибыль инвестиционные программы организаций коммунального комплекса?

Нет. Пока в планах Правительства РФ данный вопрос не рассматривается. Возможно внесение в Налоговый кодекс изменений, предполагающих предоставление налоговых льгот организациям коммунального комплекса, заключившим концессионные соглашения в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

 

Может ли организация коммунального комплекса самостоятельно рассчитывать тарифы (надбавки) и предоставлять этот расчет в орган регулирования?

Да. Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», «организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности».

Несмотря на то, что подобное положение прямо не закреплено в отношении надбавок и тарифов на подключение, закон не запрещает организации коммунального комплекса самостоятельно рассчитывать тарифы и надбавки и предоставлять свои предложения в орган регулирования.

 

Могут ли органы местного самоуправления утверждать инвестиционные программы, тарифы на подключение и надбавки до выхода Постановления Правительства РФ «Об основах ценообразования и правилах регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса…»?

Да, могут. Полномочия органов местного самоуправления изложены в ст. 5 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Подпункты 2, 3 ч. 1 и подп. 7 ч. 2 ст. 5 рассматриваемого закона прямо закрепляют за органами местного самоуправления полномочия по утверждению инвестиционных программ организаций коммунального комплекса и установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение.

Для данных положений закона не предусмотрен иной порядок вступления в силу, и они действуют с момента вступления закона в силу, то есть с 1 января 2006 года.

 

Что необходимо для утверждения инвестиционной программы органами местного самоуправления?

Для утверждения инвестиционной программы организации коммунального комплекса необходимо наличие двух муниципальных правовых актов — Положения об органе регулирования и Критериев доступности тарифов организаций коммунального комплекса.

 

Каковы основные требования, предъявляемые к инвестиционным программам?

Инвестиционная программа разрабатывается с целью реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. Инвестиционная программа организации коммунального комплекса должна соответствовать условиям утвержденного технического задания на ее разработку, включая соответствие мероприятий инвестиционной программы целям, задачам и условиям технического задания. Перечень мероприятий инвестиционной программы должен содержать указание на источники финансирования каждого из мероприятий. Инвестиционная программа организации коммунального комплекса должна содержать расчет финансовых потребностей организации коммунального комплекса, необходимых для реализации ее инвестиционной программы, в рамках мероприятий, указанных в данной программе. Все расчеты, предоставленные в регулирующий орган, должны быть обоснованы, финансовые потребности должны соответствовать проекту представленной инвестиционной программы.

 

Когда следует применять тариф на подключение, а в каких случаях применяется плата за технологическое присоединение?

В соответствии с действующим законодательством плата за технологическое присоединение может быть применена исключительно в электроэнергетике, при этом могут одновременно применяться как тариф на подключение, так и плата за технологическое присоединение. На местном уровне важно не допустить ситуации, когда стоимость одних и тех же работ включается в плату за подключение и плату за технологическое присоединение.

В настоящее время обсуждаются изменения в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», предполагающие исключение организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электроснабжения из зоны действия данного закона.

 

В какой форме следует создавать орган регулирования?

Законодательством не определена форма органа регулирования. Орган местного самоуправления вправе создать орган регулирования в любой форме в соответствии с уставом муниципального образования.

Для крупных и средних городов (численностью от 100 000 человек) мы рекомендуем создавать профессиональный орган регулирования в структуре органов исполнительной власти местного самоуправления. Подобный орган должен быть наделен полномочиями согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Сотрудники органа регулирования должны заниматься исключительно вопросами регулирования тарифов и мониторинга реализации производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

Для муниципальных образований численностью менее 100 000 человек рекомендуется создавать орган регулирования в виде комиссии, в которую входят должностные лица органов местного самоуправления.

 

Может ли орган регулирования быть создан при представительном органе власти местного самоуправления?

Да, может. Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» предусматривает разделение полномочий органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок, не уточняя порядка создания органов регулирования муниципального образования в связи с тем, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и их структура определяется в уставе муниципального образования.Таким образом, орган регулирования может быть создан как при представительном органе муниципального образования, так и при исполнительных.

Мы рекомендуем создавать орган регулирования на базе исполнительных органов власти местного самоуправления.

 

Может ли производственная программа включать инвестиционные расходы?

Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» прямо не предусматривает включение инвестиционных расходов в производственную программу организации коммунального комплекса.

Согласно п. 2) ч. 2 ст. 7 рассматриваемого закона производственная программа включает в себя план мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающий улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции системы коммунальной инфраструктуры, которую данная организация эксплуатирует.

Согласно ч. 3 ст. 7 рассматриваемого закона, если в течение периода действия тарифов на товары и услуги организацией коммунального комплекса были получены дополнительные средства в результате снижения затрат вследствие повышения эффективности деятельности этой организации при реализации ее производственной программы, то такие средства остаются в ее распоряжении и, как представляется, могут быть направлены на инвестиционную деятельность.

Таким образом, если расходы направлены на выполнение п. 2) ч. 2 ст. 7 и являются инвестиционными, то их можно включать в производственную программу.

 

Какие объекты инженерной инфраструктуры могут быть включены в инвестиционную программу?

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», инвестиционная программа организации коммунального комплекса основывается на условиях технического задания, утверждаемого главой местной администрации и разрабатываемого в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

Таким образом, инвестиционная программа должна содержать объекты инженерной инфраструктуры, указанные в техническом задании на разработку инвестиционной программы организации коммунального комплекса.

 

Может ли организация коммунального комплекса заключать прямые договора ресурсоснабжения с жителями многоквартирных домов?

Нет. Однако существует исключение: в случае непосредственного управления многоквартирным домом (ст. 164 Жилищного кодекса РФ) при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. Последняя в этом случае несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов, либо указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное (п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307).



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ