Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Пшик на ржавом месте 3



Источник: www.mk.ru

Можно сказать трупу эту ключевую фразу. Но для того чтобы он после этого встал и пошел, нужно быть как минимум хорошим пиарщиком, как максимум — мессией. Чиновники и законодатели примерно одинаково далеки как от первого, так и от второго. Но некоторые механизмы реанимации ЖКХ уже опробованы и освоены. Причем не ими.

Московские застройщики нового жилья вовсю практикуют простые и радикальные методы своей реформы ЖКХ. Человек, который покупает квартиру в только что построенном либо строящемся доме, подписывает договор, в котором обязательно присутствует подпункт: покупатель обязан подписать договор с управляющей компанией такой-то после принятия дома в эксплуатацию. То есть человек по умолчанию обязался сотрудничать с конкретной организацией, не зная ни ставок, ни условий, ни качества обслуживания.
На практике это означает, что физическое лицо начинает платить управляющей компании еще до того, как получит ключи от квартиры. Потому что платежи начинают взиматься не с момента заселения, а с момента ввода дома в эксплуатацию. А иногда даже задним числом — месяца за четыре ДО ввода. На тот случай, если клиент попадается дотошный или тем паче юридически подкованный и не хочет подписывать невидимые договоры, существует универсальный ответ: “Извините, но документ корректировке не подлежит. Либо вы подписываете на наших условиях, либо ищете себе недвижимость на рынке вторичного жилья”.
Другой способ, по большому счету не отличающийся от предыдущего, уже вовсю практикуют московские ДЕЗы. На территории расклеиваются объявления: мол, вам разосланы договоры, будьте любезны подписать и отнести в ДЕЗ. И, даже будучи еще неподписанным, этот договор уже вступает в силу.

 

Карманная реформа

И вот после многолетнего путешествия по коридорам власти законопроект о финансовом оздоровлении ЖКХ готов к рассмотрению в Госдуме. Об этом сообщил замминистра Минрегионразвития Юрий Тыртышов. Суть будущего закона, если вкратце, сводится к тому, что огромные долги ЖКХ реструктуризируются на 10 лет под символический процент — не больше 0,5% годовых. По мнению представителей Минрегионразвития, этот нормативный акт после вступления в силу сможет существенно помочь реформированию структуры ЖКХ. Тыртышов с большим энтузиазмом отзывается о перспективах этого закона:
— Минрегионразвития разработало целый комплекс мер, и закон о финансовом оздоровлении — только одна из них. Внесен целый ряд поправок в законодательство, разработана экономически обоснованная тарифная политика, создается конкурентная среда. И что, пожалуй, самое главное — есть четкий механизм защиты малообеспеченных слоев населения: если квартплата превышает 22% от совокупного дохода семьи, то государство компенсирует разницу.
Теперь ведомство решает следующие задачи — модернизация жилищного фонда, упрощение регистрации ТСЖ, расширение прав субъектов реформы. Одним словом, то, что зависит от государства как от игрока, покидающего поле, оно сделало. И, в лучших традициях, уже обозначило преемников. В последнее время ходят слухи о том, что в целях стимулирования конкуренции и привлечения новых участников на рынок управляющих компаний их могут освободить от некоторых видов налогов. Сопоставив это с выступлением коммерсанта Григория Жукова, можно прийти к выводу, что и сама реформа задумывалась как карманная — очередной передел глобальной ниши с ежегодным доходом почти в полтора триллиона рублей. Добавим к ним освобождение от налогов и реструктуризацию вкупе с отсрочкой долгов убыточным предприятиям…
Население скорее всего ничего не почувствует. Оно привыкло к постоянному повышению тарифов, более того, если однажды ему скажут, что порог стопроцентной оплаты достигнут, скорее всего оно сильно удивится. Поэтому передел пройдет бескровно и незаметно. Хуже не станет. Лучше, впрочем, тоже, потому что абсолютное большинство домов продолжит обслуживать вечно пьяный дядя Вася. Только уже не сантехник, а, например, менеджер по коммунальной инфраструктуре ЗАО “Сантехкомфорт”.
Существуют западный и восточный подходы к лечению. Западный лечит болезнь, восточный — человека. В случае с ЖКХ, впавшим в кому почти два десятилетия назад, государство предпочло европейский метод. А ведь еще профессор Преображенский предупреждал, что разруха — в головах, а не в клозетах. Разруху нельзя победить вантозом и дрелью — все неудачи коммунальной реформы определяются не только некорректным законодательством, но и инертностью, инфантилизмом, и косностью людей, над которыми проводятся эксперименты. В этой ситуации любая реформа, какими бы благими намерениями она ни питалась, обязательно станет карманной. И никакие законы об оздоровлении ее не спасут.

Оксана ДМИТРИЕВА, депутат ГД, доктор экономических наук:
— Реформа ЖКХ в отличие от пенсионной или налоговой имеет выраженный региональный характер. Не может быть универсального алгоритма реализации этого проекта для всех видов жилья и форм собственности. Кроме того, если успех той же пенсионной или налоговой реформы полностью зависит от правильно написанного закона, то реформа ЖКХ опирается в основном на инициативу и организацию процессов на местах. А у нас это накладывается на коррупцию и низкую квалификацию управленческого аппарата. Я бы выделила четыре основные проблемы. Во-первых, бывает, что сформированные ТСЖ испытывают проблемы со службами ЖКХ, ДЕЗами и т.д., если не выбирают их в качестве управляющей компании. Возникают сложности при приемке дома. Передают дома не только без капитального, но и без текущего ремонта. Постоянные проблемы при подписании дефектных ведомостей — текущие крыши и затопленные подвалы. С одной стороны, их не хотят ремонтировать, с другой — не готовы принимать. Со второй проблемой я столкнулась в Санкт-Петербурге: администрация района насаждает карманные ТСЖ, используя свое право на значительную долю неприватизированной собственности. Третий проблемный фактор — взаимодействие с естественными монополистами. Региональные энергетические компании постоянно накручивают тарифы, что вызывает массу проблем и очень много обращений граждан. А муниципальные власти пассивны. Они должны как-то обуздывать монополистов, а они, по сути, ничего не делают. Четвертая, пожалуй, самая серьезная проблема — капитальный ремонт. Не ясно ни юридически, кто несет за него ответственность, ни практически — каким образом и из каких источников его финансировать. По идее, этим должно заниматься государство. По меньшей мере по старым домам, но в законах данное положение нигде не прописано.

 

Константин НОВИКОВ

22.03.2007



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ