Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Акционирование МУП ЖКХ



Одним из способов приватизация муниципальных предприятий является преобразование муниципальных предприятий в открытые акционерные общества или, иначе говоря, акционирование.

Применительно к организациям жилищно-коммунального комплекса акционирование неоднократно называется в различных документах федерального уровня как одно из мероприятий по реформированию ЖКХ. Однако практика показывает, что органы местного самоуправления с большой осторожностью относятся к такому способу приватизации и предпочитают создавать новые организации, нежели акционировать действующие муниципальные предприятия.

В настоящей статье сделана попытка рассмотреть различные аргументы «за» и «против», а также определить действительно ли стоит остерегаться акционирование.

Основная сущность акционирования заключается в том, что муниципальное предприятие, проходя через процедуру реорганизации, преобразуется в открытое акционерное общество, и все имущество, которое будет передано в составе имущественного комплекса предприятия, перестает быть муниципальным имуществом, а переходит в собственность созданного в результате реорганизации акционерного общества. Взамен муниципалитет получает акции акционерного общества в количестве, соответствующем доле стоимости переданного имущества в уставном капитале.

Первое, что вызывает негативное отношение к данному способу у органов местного самоуправления, это опасение потерять контроль над организацией ЖКХ. Второе – сложность и затратность самой процедуры акционирование.

Орган местного самоуправления, становясь единственным учредителем открытого акционерного общества, практически сохраняет прежний объем полномочий в отношении акционированного предприятия ЖКХ.

Основное отличие заключается в правах на имущество, которое перестает быть муниципальным, и контроль над ним осуществляется практически только в рамках одобрения крупных сделок.

В чем заключаются основные процедуры по акционированию предприятий ЖКХ?

При акционировании требуется выполнений как условий приватизации муниципального имущества, так и общих условий реорганизации юридических лиц.

В связи с этим органу местного самоуправления необходимо пройти следующие основные этапы:

  1. Включить муниципальное предприятие в план приватизации муниципального имущества на соответствующий год (текущий или следующий);
  2. Издать распоряжение о подготовке муниципального предприятия к приватизации, в котором определить основные сроки и мероприятия по подготовке к приватизации;
  3. На основании документов предприятия, подготовленных в целях приватизации, принять решение об условиях приватизация муниципальных предприятий и утвердить передаточный акт; осуществить опубликование решения об условиях приватизации в средствах массовой информации;
  4. Принять решение о реорганизации предприятия ЖКХ (если решение об условиях приватизации не содержит такого решения) и утвердить устав;
  5. Заключить контракт с руководителем ОАО;
  6. После государственной регистрации ОАО принять решение о выпуске акций.

Руководителю предприятия ЖКХ предстоит более долгий путь к цели акционирования, и он заключается в следующих основных этапах:

1. На основании распоряжения органа местного самоуправления выполнить в сроки все подготовительные мероприятия к приватизация муниципальных предприятий, а именно:

  • Провести инвентаризацию всего имущества предприятия ЖКХ;
  • Провести сверку взаиморасчетов со всеми кредиторами и по возможности с дебиторами, сверить расчеты с налоговыми органами;
  • Составить промежуточную бухгалтерскую отчетность;
  • Заключить договор с аудитором и получить аудиторское заключение на промежуточную бухгалтерскую отчетность предприятия ЖКХ;
  • Подготовить проект передаточного акта;
  • Подготовить заключительную бухгалтерскую отчетность.

2. На основании решения о реорганизации выполнить в сроки мероприятия по государственной регистрации открытого акционерного общества:

  • В течение трех дней с момента принятия решения о реорганизации направить уведомление в налоговые органы;
  • В течение 30 дней с момента принятия решения о реорганизации уведомить письменно всех кредиторов предприятия и разместить сообщение о реорганизации в журнале «Вестнике государственной регистрации»;
  • Получить справку Пенсионного Фонда РФ, подтверждающую представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (необходима для государственной регистрации ОАО);
  • Подготовить и сдать в налоговые органы пакет документов для государственной регистрации ОАО (не ранее 30 дней с момента публикации сообщения в журнале); при применении упрощенной системы налогообложения одновременно можно подать заявление о ее применении ОАО.

3. На основании свидетельства о государственной регистрации ОАО выполнить мероприятия, связанные с изменением в статусе организации ЖКХ, в том числе:

  • Открытие новых счетов в банках; уведомление налоговых органов о них;
  • Получение печатей и штампов на новые реквизиты организации;
  • Переоформление документов, подтверждающих лицензии;
  • Внесение изменений в правоустанавливающие документы на имущество (недвижимость, транспорт);
  • Внесение изменений в договоры с контрагентами (особенно с поставщиками коммунальных ресурсов) в связи со сменой реквизитов;
  • В течение одного месяца с момента государственной регистрации ОАО направить документы для государственной регистрации акций (госпошлина 11 000 рублей).

Многие из вышеуказанных мероприятий требуют затрат, поэтому их необходимо планировать заранее.

Отдельно хотелось бы отметить, что к организационно-правовой форме открытого акционерного общества законодательство предъявляет значительно больше требований. Например, существуют требования к раскрытию информации по отчетности и учредительным документам ОАО и ежегодному обязательному аудиту его бухгалтерской отчетности.

Таким образом, несмотря на то, что акционирование муниципальных предприятий ЖКХ имеет свои сложности, оно предоставляет органам местного самоуправления определенные возможности. В частности, к таким возможностям относятся:

  • сохранение права на использование текущих лицензий муниципального предприятия на виды деятельности (госпошлина 100 рублей за переоформление одного документа, подтверждающего наличие лицензии);
  • сохранение преемственности по существующим договорам, в том числе договоров управления с населением и с поставщиками коммунальных ресурсов;
  • сохранение преемственности прав на взыскание дебиторской задолженности;
  • определение перечня объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса муниципального предприятия, и изъятие их в муниципальную казну;
  • исключение необходимости ликвидации муниципального предприятия.

Более подробно о компакт-диске "Реорганизация муниципальных унитарных предприятий ЖКХ. Создание холдингов в ЖКХ"

Источник: Н.В. Сандалова



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ