Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Жилищному кодексу нужен "капремонт"



источник: http://gazduma.ru Александра ЛУГОВСКАЯ

 

Жилищному кодексу нужен "капремонт"

06.03.2008

Ругать Жилищный кодекс, принятый в марте 2005 года, стало общим местом. На его совести искалеченные судьбы тысяч людей. Изъяны закона хорошо известны, и прежде всего – самим депутатам. В 2006-м в Госдуме прошел первое чтение законопроект о внесении изменений в Жилищный кодекс. В нем почти 400 поправок. Но, несмотря на два протокольных поручения Госдумы – рассмотреть во втором чтении, на тысячи судебных исков граждан и жалоб в прокуратуру, груды писем на депутатских столах, в плане весенней сессии Госдумы он не значится.

Галина Хованская, – лучший в стране эксперт в области жилищного законодательства.

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ТЯЖБЫ

– Галина Петровна, вы теперь в Комитете Госдумы по строительству и земельным отношениям. А что с жилищными проблемами?

– От жилищных я не отказываюсь, а в моем новом комитете вся «коммуналка», но добавляются, что крайне важно, еще и земельные отношения. Сейчас в городах колоссальная проблема с оформлением земельных участков под многоквартирными домами и прилегающей территории со всеми объектами. По законодательству, это наша собственность, но ее надо оформить. А в жизни все иначе. Не до конца оформленные земельные отношения дают местным властям шанс распорядиться землей по своему усмотрению.

Скажем, построить на детской площадке новую «свечку» со стоимостью квадратного метра 6–7 тысяч иностранных единиц. Я думаю, в это и упирается острое нежелание оформлять участки, а все другое – лишь предлог для отказа. Чиновники путают государственное кресло с личным коммерческим интересом.

– А как именно мешают чиновники и кто вправе оформлять земельный участок?

– Процедура оформления четко прописана в статье 16 закона «О введении в действие Жилищного кодекса». Но помешать оформлению земли есть масса способов. В этом наши чиновники изобретательны и талантливы. Пройти процедуру могут далеко не все. И собрать документы невозможно технически. Тем более свидетельство о собственности выдается только собственнику, а также лицам, поименованным в законе о регистрации прав. А это, на минуточку, главы муниципальных образований и субъектов Федерации. И в отсутствие на месте собственника председатель ТСЖ или уполномоченное лицо попадают в ловушку. И не единственную.

ОБЩЕЕ ИМУЩЕСТВО

– Люди, окунувшись в требования Жилищного кодекса, многого не понимают. По вашей почте, с чем им приходится сталкиваться?

– Много вопросов по общему имуществу. По закону, это подвалы, чердаки, подъезды, коридоры, а также земельный участок, включая и придомовую территорию. Сейчас люди столкнулись с тем, что в их домах незаконно изъяты государством или городской властью подвалы, а попросту украдены и проданы коммерческим структурам, хотя это часть общего имущества собственников. Вернуть такой технический подвал можно только через суд.

Прецеденты есть. А без возврата невозможна нормальная эксплуатация коммуникаций, доступ к которым должен быть круглосуточно. Выяснить напрямую в департаменте имущества, кто вор, вряд ли удастся. Но жители могут запросить информацию о собственниках нежилых помещений в своем муниципальном образовании.

КАПРЕМОНТ, ТСЖ И Т.Д.

– Разговоров вокруг капремонта много, а четких намерений властей что-то не просматривается. Кто конкретно должен делать капремонт и как работает новый Фонд содействия реформированию ЖКХ?

– Фонд создан недавно, но наш Комитет по строительству и земельным отношениям уже внес в Госдуму законопроект о внесении изменений в закон о его деятельности. Рассмотрение планируется в марте. Дело в том, что честным путем денег на капремонт и снос аварийного жилья из фонда не получить. То, что региональным и местным властям для этого надо выполнить двенадцать, а собственникам и все тринадцать условий, – просто пугает. Понятно, в домах с гнилыми коммуникациями и текущей крышей живут, как правило, бедняки. Абрамовичи там жить не будут. Но именно этим бедным людям закон предлагает заплатить 5процентов от необходимой на капремонт суммы.

Одновременно закон о приватизации сохраняет за государством обязанность за свой счет произвести старый капитальный ремонт. Таковы разъяснения на мой запрос Верховного суда. Для многих это откровение. После введения Жилищного кодекса власть стала «вешать лапшу», что теперь за все платит собственник. Нет и нет! Обязательства государства на момент приватизации должны быть исполнены. Сам капремонт должна делать городская власть. Деньги выделяются немалые, только не все мне нравится в этой схеме. Вместо замены коммуникаций перекроют крышу.

«Любимые» темы среди жилищных проблем – создание ТСЖ в домах, остро нуждающихся в капремонте, налоговая составляющая и общее имущество. Но есть и другие интриги. К примеру, обязанность власти проводить конкурсы по выбору управляющих компаний. Вместо этого людей правдами и неправдами заталкивают в ТСЖ или якобы добровольно заставляют выбрать нужную власти управляющую компанию.

Тем не менее в коммунальной бочке дегтя есть и ложка меда – положительное влияние высших судебных органов. Кроме Верхов-ного суда, и Высший арбитражный суд принял 5октября 2007 года постановление, обобщающее судебную практику, по обращениям председателей ТСЖ и ЖСК в арбитражные суды, считающих незаконным сбор с них НДС, поскольку ни ТСЖ, ни ЖСК не являются перепродавцами коммунальных услуг своим членам. Налоговые инспекторы бойко приходили и, учуяв слабину, получали этот налог. Не маленький – 18 процентов.

Высший арбитражный суд признал эти действия незаконными. Как ранее – и налог на прибыль с собираемых ТСЖ и ЖСК средств на капитальный ремонт. Вернуть деньги можно только в судебном порядке, если не истек срок исковой давности. Еще лучше не платить. Пусть налоговые инспекции подают на ТСЖ и ЖСК в арбитражный суд и доказывают, что их сборы законны.

ЛЕС РУБЯТ – ЩЕПКИ ЛЕТЯТ

– Жилищному кодексу скоро три года. Кого вы относите к его самым страшным жертвам?

– Беззащитных детей и стариков. Слава богу, теперь за несовершеннолетними при прекращении родственных отношений сохраняется право пользования жилым помещением. Я думаю, эту норму Семейного кодекса по аналогии надо применять и к старикам-родителям. Но и Жилищный, и Гражданский кодексы гласят, что квартиру можно продать не только с бывшими, но и с нынешними членами семьи. Включая детей и родителей, если они не являются собственниками. Право пользования в момент продажи прекращается у всех. Единственное исключение – отказ от приватизации в пользу других членов семьи. Здесь, по разъяснению Верховного суда, право пользования сохраняется, в том числе при последующих сделках с жильем.

Еще Верховный суд отозвал свое предыдущее решение о «бывших» детях. По его новому разъяснению, суды должны руководствоваться не только нормами Жилищного, но и Семейного кодекса – ответственность отца и матери за ребенка остается и после развода. Детей, как правило, изгоняют либо отцы-алкоголики, либо мерзавцы. Безо всяких эмоций и прямо на улицу. И родителей тоже. Все это, конечно, из области человеческих отношений, но закон на стороне мерзавцев.

– И что же вы, депутаты, натворили, приняв настолько некачественный закон?

– Вопрос не ко мне. Мой законопроект с поправками к Жилищному кодексу прошел в Госдуме первое чтение еще 28 июня 2006 года. Было два протокольных поручения Думы – рассмотреть во втором чтении, но из-за отсутствия отзыва правительства председателем профильного комитета они сняты с контроля. Законопроект завис.

Между тем только сегодня я подготовила ответы на два десятка писем. Пишут по бывшим членам семьи и разделу квартир – невозможно разным семьям приватизировать хотя бы комнату. По очередникам, по отселению при сносе домов, деприватизации. О возможности в доме с ТСЖ напрямую заключать собственникам договоры с ресурсоснабжающими организациями.

Из общежитий пишут. И что не письмо – крик души. А в моем законопроекте – готовые поправки по всем разделам Жилищного кодекса, способные разрешить большинство ситуаций. Все зависит от «Единой России». Ждем.



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ