Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Методические рекомендации по образованию межмуниципальных организаций (часть 1)



Источник: minjust.tatar.ru/rus/file/pub/pub_8690.doc


Настоящие рекомендации по образованию межмуниципальных хозяйственных обществ в форме обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (с изменениями и дополнениями), Федеральным законом от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «Об акционерных обществах», Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О рынке ценных бумаг», иным законодательством Российской Федерации и определяют порядок организации межмуниципального сотрудничества в форме межмуниципальных хозяйственных обществ с целью повышения эффективности и качества решения вопросов местного значения, удовлетворения потребностей населения муниципальных образований в услугах и товарах.

Рекомендации включают краткое разъяснение некоторых основных понятий, содержащихся в источниках правового регулирования соответствующих отношений и призваны оказать помощь органам местного самоуправления в решении вопросов, связанных с учреждением (участием) и осуществлением деятельности межмуниципальных хозяйственных обществ в форме обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ.

Основной целью деятельности органов местного самоуправления является решение вопросов по удовлетворению бытовых, социальных, культурных, образовательных, медицинских и иных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Решение этих вопросов возможно только при наличии в распоряжении органов местного самоуправления достаточных для этого финансовых и материальных ресурсов, за счет которых можно было бы организовать на территории муниципальных образований предоставление населению этих образований соответствующих услуг и товаров. Вместе с тем имеющихся у органов местного самоуправления средств и материальных ресурсов для реализации планов и программ социально-экономического развития муниципальных образований, осуществления капитальных вложений и бюджетных инвестиций в развитие экономики соответствующих территорий в настоящее время не хватает. Недостаточность доходных источников местных бюджетов не позволяет органам местного самоуправления обеспечивать полное и качественное исполнение своих полномочий в условиях осуществляемой в стране муниципальной реформы.

 В связи с тем, что размер финансовых ресурсов, необходимых для исполнения расходных обязательств муниципальных образований, не соответствует уровню реальных потребностей муниципальных образований, и рассчитывать на существенное изменение в этой области в обозримом будущем вряд ли стоит, муниципальным образованиям необходимо искать более гибкие и эффективные механизмы решения стоящих перед ними задач по удовлетворению потребностей населения, проживающего на их территории.

С целью решения социально-экономических вопросов и в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ органам местного самоуправления в настоящее время представлено право на участие в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Получая возможность объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов нескольких муниципальных образований в рамках соответствующих хозяйственных обществ и опираясь на их деятельность, органы местного самоуправления смогут, во-первых, расширить возможности по удовлетворению тех или иных потребностей населения в услугах и товарах, а, во-вторых, в результате производственной деятельности этих обществ получить дополнительные средства на нужды муниципальных образований в виде распределенной прибыли.

Право на участие в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения предусмотрено, в частности, пунктом 4 статьи 51 и пунктом 1 статьи 68 Федерального закона от 06 октября 2006 г. № 131-ФЗ.

Создание (учреждение) хозяйственных обществ (обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью, открытых и закрытых акционерных обществ, в том числе межмуниципальных хозяйственных обществ в форме обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ) – участников гражданского оборота, определяется нормами гражданского законодательства (ч. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также нормами специального законодательства Российской Федерации. Государственная регистрация межмуниципальных хозяйственных обществ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а их деятельность – в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальные образования вступают в отношения, регулируемые гражданским законодательством, на равных началах с иными их участниками – гражданами и юридическими лицами. При этом к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (ч. 2 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации). Муниципальные образования участвуют в гражданско-правовых отношениях через органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации), которые действуют от их имени в рамках установленной компетенции.

В соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ (ч. 1 ст. 68, п. 7 ч. 10 статьи 35) решение вопросов об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в предусмотренных им организационно-правовых формах, а также определение порядка участия муниципальных образований в организациях межмуниципального сотрудничества отнесено к непосредственной компетенции представительных органов муниципальных образований, состоящих из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

1.1. Организационно-правовые формы межмуниципальных хозяйственных обществ (акционерное общество; общество с ограниченной ответственностью)

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации хозяйственными обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также имущество произведенное и приобретенное хозяйственными обществами в процессе их деятельности, принадлежит им на праве собственности (п.1 ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Действующим гражданским законодательством Российской Федерации предусмотрено, что хозяйственные общества могут создаваться в форме открытого и закрытого акционерного общества, общества с ограниченной и общества с дополнительной ответственностью (ч. 3 ст. 66 Гражданского кодекса Гражданского кодекса Российской Федерации). Межмуниципальные хозяйственные общества в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ могут при этом создаваться исключительно в форме закрытого акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Хозяйственные общества с момента их государственной регистрации в установленном законом порядке являются юридическими лицами.

В связи с тем, что хозяйственными обществами, как сформулировано в ч. 1 ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации, признаются коммерческие организации, необходимо иметь в виду, что извлечение прибыли в качестве основной цели хозяйственной деятельности является их отличительным признаком. С целью ее получения и объединяются средства и усилия их участников.

По общему правилу и в соответствии со статьей 66 Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 4 ч. 2), «государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ, если иное не установлено законом».

Указанный запрет связан с тем, что государственные органы и органы местного самоуправления в своей деятельности реализуют иные цели, чем другие субъекты хозяйственной деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления участвуют в гражданском обороте лишь постольку, поскольку это необходимо им для обеспечения своей повседневной деятельности.

Главной чертой, характеризующей гражданскую правосубъектность муниципальных образований и выступающих от их имени органов местного самоуправления, является осуществление ими муниципальной власти, а не осуществление хозяйственной деятельности. В то время как граждане и юридические лица, являясь учредителями (участниками) хозяйственных обществ, реализуют таким образом свое право на предпринимательскую деятельность, главной целью которой является извлечение максимальной прибыли.

Вместе с тем, в настоящее время в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ (с изменениями и дополнениями) в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения допускается учреждение межмуниципальных хозяйственных обществ и других межмуниципальных организаций в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также заключение в этой же целью договоров и соглашений (ч. 4 ст. 8, ст. 68 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ).

При этом в отношении межмуниципальных хозяйственных обществ, создание которых предусмотрено ст. 68 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ, полностью распространяется общий порядок образования и деятельности хозяйственных обществ, который регламентируется параграфами 2, 4, 6 главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом от 26.12.1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изменениями и дополнениями), Федеральным законом от 8.02.1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изменениями и дополнениями).

В соответствии со ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации хозяйственными обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. При этом необходимо иметь в виду, что хозяйственные общества представляют собой, прежде всего. объединение капиталов, необходимых для достижения общей цели, когда как личные качества их участников, как и характер отношений между ними (в отличие от некоторых иных форм объединения участников совместной деятельности по получению прибыли) решающего значения не имеют. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным обществом в процессе деятельности, принадлежит им на праве собственности.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, тогда как межмуниципальные хозяйственные общества могут создаваться исключительно в форме закрытого акционерного общества либо общества с ограниченной ответственностью.

Акционерное общество согласно ст. 96 Гражданского кодекса Российской Федерации – общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Акционерное общество может быть закрытым или открытым.

С учетом нормы, предусмотренной в ст. 68 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», межмуниципальное акционерное общество может быть только закрытым.

Действующим законодательством Российской Федерации определено, что закрытым акционерным обществом признается акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать пятидесяти участников. В случае, если его число превышает 50 участников оно должно быть преобразовано в открытое акционерное общество, что невозможно в отношении межмуниципального хозяйственного общества, а потому такое общество должно быть ликвидировано.

Создание акционерного общества осуществляется по решению учредителей – муниципальных образований. Решение об учреждении общества принимается учредительным собранием.

Решение об учреждении общества должно отражать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам создания общества, утверждения устава, избрания органов управления, а также утверждения денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо прав, имеющих денежную оценку, вносимых учредителями в оплату акций общества. Решение об учреждении общества, утверждения устава и денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо прав, имеющих денежную оценку, вносимых учредителями в оплату стоимости акций общества, принимается учредителями единогласно.

Учредители – муниципальные образования в лице органов местного самоуправления - заключают между собой договор в простой письменной форме о создании общества, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала, категории выпускаемых акций и порядок их размещения, а также иные условия, предусмотренные законом об акционерных обществах. Договор об учреждении акционерного общества учредительным не является.

По юридической природе соглашение учредителей относительно создания акционерного общества представляет собой двух- или многостороннюю сделку (договор), предметом которого является деятельность, направленная на возникновение нового субъекта права, установление взаимных прав и обязанностей в процессе этой деятельности, а также определение размера уставного капитала будущего акционерного общества, определение категорий и типов акций, подлежащих размещению среди учредителей, размера и порядка их оплаты. Следствием заключения договора о создании акционерного общества является государственная регистрация нового субъекта права, поскольку в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица наряду с иными документами, предусмотренными законом, представляется договор.

Являясь гражданско-правовой сделкой, договор о создании акционерного общества предполагает применение к отношениям между его учредителями, возникающим из этого договора, норм о сделках, в том числе об их недействительности. Так, в соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2003 года № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» дано следующее толкование ч. 5 ст. 9 Закона об акционерных обществах, в соответствии с которым заключаемый учредителями договор о создании общества является договором о совместной деятельности по учреждению общества. В связи с этим при рассмотрении спора о признании договора о создании акционерного общества недействительным суды должны руководствоваться соответствующими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о недействительности сделок. В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна (не порождающая правовых последствий с момента ее совершения, независимо от признания ее таковой судом), если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима.

Согласно ст. 26 Федерального закона «Об акционерных обществах» размер уставного капитала закрытого акционерного общества должен составлять не менее 100 кратной величины минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на дату государственной регистрации общества.

Общество с ограниченной ответственностью – учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенные учредительными документами размеров, участники которого не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов[1].

Межмуниципальным обществом с ограниченной ответственностью может быть общество, учредителями (участниками) которого являются не менее двух муниципальных образований.

Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

С момента государственной регистрации в установленном законом порядке общество считается созданным как юридическое лицо и с этого момента оно вправе заниматься любой, не запрещенной законом, хозяйственной и иной деятельностью, поскольку обладает общей правоспособностью. Лицензируемой деятельностью общество вправе заниматься с момента получения разрешения в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и принятым в соответствии с ним Положением «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 45.

Число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать предела, установленного законом об обществах с ограниченной ответственностью (50 членов, участников), в противном случае оно должно быть преобразовано в течение года в открытое акционерное общество. Последнее в отношении межмуниципального общества – невозможно, потому число участников межмуниципального хозяйственного общества не может быть более 50-ти.

---

[1] Гражданский кодекс Российской Федерации, ст. 87; Федеральный закон от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ (с изменениями от 11 июля, 31 декабря 1998 года, 21 марта 2002 года, 29 декабря 2004 года) «Об обществах с ограниченной ответственностью» (п. 1 ст. 2).



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ