Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Судьи посчитали долю государства (Д. Фильченко о сохранении доли муниципальных образований в уставах ОАО)



Источник: Д. Фильченко, http://www.gazeta-yurist.ru/archiv/2008/3.htm


Высший Арбитражный Суд обнародовал Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 № 124 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами отдельных положений статей 40 и 40.1 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества». Оно посвящено гарантиям, направленным на сохранение доли государства или муниципального образования в уставном капитале открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации или входящих в перечень стратегических.

В данном Информационном письме Президиум ВАС РФ обратил внимание на некоторые вопросы, касающиеся обеспечения публичных интересов в капитале открытых акционерных обществ с участием государства или муниципального образования.

Пределы действия закона

В первой части Письма отмечено, что анализируемые положения законодательства устанавливают именно гарантии, направленные на сохранение доли публично-правового образования в уставном капитале открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, а также открытых акционерных обществ, входящих в перечень стратегических, в случаях увеличения уставного капитала этих обществ путем дополнительного выпуска акций.

В судебной практике на обозначенную проблему внимание обращалось неоднократно. Например, окружной арбитражный суд по одному из дел указал, что в данных положениях «содержится императивное, ничем не обусловленное и, в частности, не зависящее от позиции конкретных уполномоченных органов власти требование о недопустимости уменьшения доли государства в уставном капитале открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации» (Постановление ФАС МО от 16.07.2004 № КГ-А40/6215-04).

Далее в Письме определены пределы действия рассмотренных положений Закона о приватизации государственного и муниципального имущества в зависимости от статуса акционерного общества, уставный капитал которого увеличивается путем дополнительного выпуска акций.

В частности, Президиум ВАС РФ отметил, что правила ст. 40 и 40.1 рассмотренного Закона об увеличении уставного капитала, созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, действуют только в тех случаях, когда акции поступили в собственность государства или муниципального образования исключительно в процессе создания акционерного общества на основании законодательства о приватизации. Если речь идет об открытых акционерных обществах, входящих в перечень стратегических, то правила ст. 40, 40.1 применяются независимо от оснований поступления в собственность публично-правового образования соответствующего количества акций такого акционерного общества.

Данный подход находит подтверждение в практике арбитражных судов. К примеру, по одному из дел суд отметил, что «… ОАО … создано не в порядке приватизации государственного предприятия. Это значит, что в данном случае речь идет не о внесении государственного имущества в уставный капитал общества при создании, а об увеличении уставного капитала существующего общества. … Таким образом, законодательство о приватизации в данном случае неприменимо» (Постановление Девятого ААС от 23.12.2004 № 09АП-5604/04-АК).

Передача акций

Во второй части Информационного письма внимание уделено вопросу о том, должны ли применяться ст. 40 и 40.1 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества в случаях, когда собственник (публично-правовое образование) передает акции открытого акционерного общества унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения.

Президиум ВАС РФ дает на данный вопрос положительный ответ по следующим основаниям.

Передача имущества, в том числе акций открытого акционерного общества, публично-правовым образованием как собственником унитарному предприятию не является основанием для прекращения права собственности государства или муниципального образования на акции. Напротив, право собственности сохраняется. Унитарное предприятия получает акции на ограниченном вещном праве и может ими распоряжаться только с согласия публично-правового образования.

Подтверждением данного подхода являются положения Гражданского кодекса РФ (ст. 113, 294, 295), Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ст. 6, 18), а также Федерального закона «Об акционерных обществах», который указывает на особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, определенный процент акций которых закреплен в государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, ст. 40 и 40.1 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» о гарантиях публичных интересов при увеличении уставного капитала открытых акционерных обществ, часть акций которых находится в собственности государства и муниципальных образований, применяются и в тех случаях, когда соответствующие акции переданы унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения.



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ