Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Холдинговая компания как вариант реформирования унитарного предприятия



Источник: О.В. Метелева, ЖКХ, № 2, 2008, часть 1, www.gkh.ru

В настоящее время унитарные предприятия не являются полноправными членами рынка, поскольку работают в условиях отсутствия конкуренции, отличаются крайне низкой прозрачностью, отсталыми технологиями управления и незаинтересованностью менеджмента в получении прибыли, имеют огромные сложности с привлечением инвестиций, что заведомо программирует их на неэффективную деятельность. В связи с этим Правительство РФ ставит задачу повысить эффективность использования государственного и муниципального имущества путем проведения структурных преобразований в отрасли.

Таким образом, перед руководителями унитарных предприятий встают вопросы не только эффективной работы, но и сохранения организации как целостного экономического механизма. Возникающие сложности связаны как с постоянно обновляющимся законодательством, так и с нюансами реорганизации конкретного предприятия. В данной статье приводится один из вариантов реформирования унитарного предприятия – создание холдинговой компании. Этот вариант позволяет юридически изменить состав субъектов экономической деятельности на предприятии и совершить ряд мероприятий по их внутренней оптимизации.

Понятие холдинговой компании

Согласно Указу Президента РФ[1] холдинговой компанией признается предприятие любой организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Таким образом, холдинговая компания представляет собой объединение юридических лиц, связанных отношениями владения. За счет таких отношений структура управляема в целом, но при этом сохраняется возможность относительной самостоятельности отдельных элементов, необходимой для экономически эффективной работы системы. Различия между юридическими лицами в структуре холдинговой компании состоят в функциональном назначении того или иного элемента схемы.

Холдинговые компании не подлежат государственной регистрации, следовательно, возможность прекращения статуса холдинга не предусмотрена. Отношения между юридическими лицами в рамках холдинга основаны на экономической зависимости и контроле. Таким образом, участники холдинга, сохраняя юридическую самостоятельность, в своей предпринимательской деятельности подчиняются одному из участников группы, который влияет на принятие решений. Деятельность участников холдинга является согласованной и направлена на получение прибыли.

Специфические особенности холдинговых компаний:

  • объединение производства, технического опыта и научно-исследовательских разработок, возможность интеграции науки и производства;
  • возможность диверсификации производства для снижения предпринимательских рисков и обеспечение специализации отдельных видов деятельности как условия их конкурентоспособности;
  • возможность управления рисками;
  • значительная централизация капитала, который в зависимости от экономической конъюнктуры может перетекать из одной сферы предпринимательской деятельности в другую;
  • централизация целого ряда функций, позволяющая экономить управленческие затраты;
  • обеспечение конфиденциальности контроля.

Правовое регулирование холдинговых компаний

В современном законодательстве Российской Федерации отсутствует адекватное правовое обеспечение создания и деятельности холдинговых компаний, несмотря на широкое распространение последних в предпринимательской практике.

Правовое регулирование холдинговых компаний носит фрагментарный характер и в настоящее время регулируется гражданским законодательством посредством определения категорий основного и дочерних хозяйственных обществ.

В ходе мониторинга законодательства, содержащего упоминание о холдинговых структурах, можно отметить:

  • Гражданский кодекс РФ (ст. 105, 106);
  • Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ст. 6 «Дочерние и зависимые общества»);
  • Федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ст. 6 «Дочерние и зависимые общества»);
  • Федеральный закон от 21.12.01 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изм. от 10.05.07) (ст. 25 «Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ», создающую правовую основу образования холдинговых компаний с участием государства или муниципальных образований);
  • Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утв. Указом Президента РФ от 16.11.92 № 1392.

До настоящего времени не появилось системного законодательства, которое регламентировало бы внутренние и внешние контакты холдингов – взаимодействие с другими организациями, кредиторами, акционерами и государством в целом. Однако отсутствие системного регулирования, в конечном счете, не является фактором, запрещающим или ограничивающим осуществление предпринимательской деятельности в холдинговой форме.

В законодательстве и правовой литературе отсутствует однозначность в употреблении понятий «холдинг» и «холдинговая компания». Как правило, данные термины используются для обозначения группы компаний, связанных отношениями экономической зависимости. Такой же подход использовался в законопроекте «О холдингах»[2], который так и не был принят Государственной Думой РФ.

Цель создания холдинговой компании

Рассмотрим общие преимущества холдинговых компаний в сравнении с другими правовыми формами организаций. Экономический эффект объединения юридических лиц в холдинговую компанию заключается в преумножении возможностей всех организаций, входящих в структуру холдинга:

  • воздействие конкуренции на участников холдинга минимально, поскольку они, как правило, не допускают взаимной конкуренции на одном и том же рынке;
  • существует возможность повышать стабильность бизнеса путем управления рисками, а также обеспечивать безопасность головной организации. Это достигается посредством перераспределения рискованных операций между дочерними обществами, так как «дочки», будучи самостоятельными юридическими лицами, несут ответственность по своим обязательствам только своим имуществом;
  • обеспечивается единое внутрихолдинговое финансовое планирование, основанное на рациональном распределении функций внутри холдинговой компании, создании участниками холдинга централизованных резервов.

Таким образом, общей целью создания холдинга является объединение юридических лиц в единую компанию для централизации капитала, его диверсификации и сохранения прибыли от риска и кредиторов.

Структура холдинговой компании

Как правило, холдинги создаются в форме объединения хозяйственных обществ, одно из которых владеет акциями (долями) другого. К таким структурам применимы положения Гражданского кодекса РФ о дочерних обществах. Согласно п. 1 ст.105 ГК РФ хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) общество или товарищество могут определять решения дочернего. Такая возможность обеспечивается, например, преобладающим участием в уставном капитале «дочки» или договором, заключенным между материнской и дочерней компаниями. Управляемые компании, в свою очередь, тоже могут иметь собственные дочерние общества («внучки» основного), а те – своих «дочек» и т. д.

Таким образом, холдинговая структура подобна пирамиде, на вершине которой находится головная компания. При этом холдинг всегда имеет единый центр принятия решений.

* Наличие договора, согласно которому одно общество вынуждено подчиняться другому (договор доверительного управления, совместной деятельности, кредита, залога ценных бумаг, иной имущественный договор).

Как уже говорилось, холдинговой компанией признается предприятие, в состав активов которого входят пакеты акций других предприятий. При этом под пакетом акций понимаются не только собственно акции, но и любая другая форма участия в капитале предприятия. Главный признак такого участия – возможность влиять на решения организации, принимать или отклонять их на общем собрании участников (акционеров, пайщиков) и в других органах управления.

С экономической точки зрения положительным моментом создания холдинга является увеличение эффективности бизнеса по сравнению с разрозненными ресурсами, которые существовали в организациях до их интеграции в холдинговую структуру. Это, прежде всего, повышение общей рентабельности за счет исключения внутренней конкуренции и бартерных взаимоотношений.

К другим плюсам холдинговых структур относится возможность передачи активов между компаниями холдинга, которая в определенных законом случаях может не облагаться налогом на прибыль (подп.11 п. 1 ст. 251 НК РФ). Кроме того, наличие в холдинге нескольких компаний позволяет минимизировать гражданско-правовые риски по сделкам путем распределения их между несколькими компаниями. Еще одним несомненным плюсом является то, что взаимоотношения между участниками, в принципе, специально не регламентируются и подчинены общим правилам отношений между организациями.

Описание схемы

Предлагается способ приватизации государственного имущества путем преобразования государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество (рис. 2). Владельцем акций является казна г. Москвы (субъекта РФ), держателем – Комитет по управлению государственным (муниципальным) имуществом. Созданное открытое акционерное общество будет являться материнской (основной) компанией.

На основе ОАО (материнской компании) создаются дочерние компании путем реорганизации в форме выделения отдельных структурных единиц в самостоятельные хозяйственные общества.

Выделением хозяйственного общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего[3]. Важнейшей характеристикой выделения как способа реорганизации является то, что оно ведет к возникновению нового юридического лица (новых юридических лиц) и не является прекращением существования реорганизуемого.

Выделение как способ реорганизации характеризуется рядом основных тезисов:

  • вместо одного хозяйственного общества возникают два или более общества;
  • вновь созданным обществам передается часть прав и обязанностей реорганизуемого общества;
  • реорганизуемое общество продолжает существовать и в результате реорганизации может приобрести акции вновь созданного общества.

Именно эти особенности выделения как способа реорганизации способствуют созданию холдинговой компании.

Основу правового регулирования реорганизации в форме выделения составляют ст. 57–60 ГК РФ, ст. 50 НК РФ, ст. 15, 19 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ст. 51, 55 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и другие правовые акты.

Необходимо отметить, что при реорганизации в форме выделения вновь образованному юридическому лицу не могут быть переданы в порядке правопреемства какие-либо налоговые обязательства реорганизованного общества (п. 8 ст. 50 НК РФ).

Помимо приведенного способа реорганизации возможен и более традиционный вариант создания холдинговой компании – учреждение новых хозяйственных обществ на имущественной основе существующей организации путем внесения ею в качестве вклада в уставный капитал дочернего общества части принадлежащего имущества или активов.

Основное преимущество данного способа – возможность сохранения жесткого контроля организации-учредителя над учрежденной организацией. Если общество создается материнской компанией, то она, как правило, владеет всеми акциями (долями участия) дочернего общества. Возможен вариант, когда в качестве соучредителей приглашаются инвесторы, и тогда материнская компания владеет контрольным пакетом акций (долей участия) дочерней компании. Достоинство этого способа – наименьшая трудоемкость процесса структурных преобразований.

В результате формирования холдинговой компании путем учреждения новых хозяйственных обществ все гражданско-правовые и налоговые обязательства остаются у организации-учредителя, поскольку учреждение в отличие от реорганизации не влечет за собой правопреемства. В данном случае при наличии налоговых и других долгов велика вероятность обращения налоговыми органами либо кредиторами взыскания на имущество организации-учредителя.

В результате обоих вариантов вместо одного хозяйственного общества возникает холдинговая компания, имеющая значительные преимущества в эффективном осуществлении предпринимательской деятельности.

Приведенные варианты применимы не только при создании дочерних компаний материнской, но и при создании зависимых обществ дочерними компаниями.

В рассматриваемом случае можно предложить создать такое количество и качество «дочек», которое соответствовало бы районам или округам Москвы. Возможно создание отдельной (дочерней) компании под каждую конкретную задачу (производство, транспорт, лизинг и т. д.). Такой подход обусловлен: соображениями контроля (каждый крупный центр ответственности логично оформить как отдельное юридическое лицо, приведя тем самым в соответствие корпоративную и управленческую схемы холдинга); налоговыми требованиями (налоговая оптимизация нередко предполагает выбор организационно-правовой формы компании, системы ее налогообложения в зависимости именно от функционального назначения компании); а также необходимостью защитить активы (при возможном банкротстве одной из организаций холдинга остальные не пострадают).

Рассмотренный вариант реформирования не претендует на единственно верный, а носит исключительно концептуальный характер. Тем не менее, его несомненное отличительное достоинство в том, что он будет способствовать привлечению в структуру холдинга как инвестиционного, так и частного капитала. При данном способе очевидны эффективность управления предприятием и качественное снабжение потребителя услугами за счет грамотной оптимизации внутренних процессов. Важно также, что холдинговая компания, работающая по законам рынка, спроса и предложения, способна приносить стабильную прибыль.

---

[1] Указом Президента РФ от 16.11.92 № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» утверждено Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества.

[2] Законопроект № 99049555-2 «О холдингах» был снят с рассмотрения Государственной Думой РФ.

[3] Статья 19 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. от 05.02.07).



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ