Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Туманное будущее петербургского ЖКХ



Источник: Ольга Мурашко www.bn.ru

В конце апреля в Петербурге вновь обратили внимание на проблемы, с которыми сталкивается реформа ЖКХ. За круглым столом, посвященным путям выхода из сложившейся ситуации, собрались представители бизнеса, городской власти и собственников жилья.

Поводом для встречи послужила дата – 1 мая. В этот день истекает срок, отведенный собственникам для добровольного выбора формы управления своей недвижимостью. Однако не все горожане до сих пор определились, кто будет следить за их домами.

Немного статистики

По данным Жилищного комитета Санкт-Петербурга, к концу апреля только 91% владельцев жилых площадей выбрали способ управления. Судьба оставшихся 9% будет решена в ходе проведения открытых конкурсов по выбору эксплуатирующих организаций.

На сегодняшний день, из общего числа домов, выбор уже сделавших, 14% собственников предпочли ЖСК, 25% объединились в ТСЖ (к слову, в Москве такая форма установлена только на 3% объектов), 45% решили довериться частным управляющим компаниям. На долевом управлении своей недвижимостью остановились жители двух многоквартирных домов (один во Фрунзенском, другой в Красногвардейском районах).

По словам руководителя управления Жилищного комитета Администрации Санкт-Петербурга Дениса Шабурова, к 1 июня весь жилищный фонд должен выбрать способ управления. Чиновник особо отметил, что либо собственники сделают это самостоятельно, либо решение будет принято за них.

С больной головы на здоровую

По мнению представителей общественности, основная проблема при передаче управления жилищным фондом из государственных рук в частные заключается в отсутствии конструктивного диалога собственников жилья с властью. Также серьезным препятствием являются недостатки действующего законодательства.

«Проблемы, связанные с управлением многоквартирными домами, в большинстве случаев проистекают от несовершенства федеральных правовых актов. Например, сложности при расчетах управляющих компаний с монополистами возникли с принятием федеральных постановлений №307 от 23 мая 2006 года и №491 от 15 августа того же года. Существующие сегодня проблемы - результат системных ошибок, заложенных в данных документах», - заявил Денис Шабуров.

Однако, по его словам, город не имеет полномочий не исполнять федеральные постановления. Пока чиновники могут лишь ходатайствовать об их отмене.

Председатель Совета Ассоциации управляющих и эксплуатирующих организаций в жилищной сфере Евгений Пургин считает, что к настоящему моменту реформа системы ЖКХ зашла в тупик.

«Если не будут предприняты радикальные меры, то через 2 года вся система рухнет. У города нет концепции управления жилищным фондом. Несмотря на то, что в 2004 году была принята программа реформирования ЖКХ, она уже устарела, а новой пока нет. И проблема тут вовсе не в федеральном законодательстве, а в бездействии местной администрации», - заявил он.

Кадровый голод

По мнению специалистов, на работе коммунальной сферы сказывается и непрофессионализм занятых в ней сотрудников. Большинство из них просто не обладают знаниями, необходимыми для управления многоквартирными домами.

«Я думаю, только 5% ТСЖ могут содержать дом в нормальном состоянии, - считает генеральный директор компании «Охта-сервис» Наталья Гарбуль - В основном это организации, где в правлении есть люди с техническим образованием. В большинстве же случаев, члены ТСЖ не проходят необходимого обучения, и это отражается на качестве их работы».

На сегодняшний день в России отсутствует программа целенаправленной подготовки людей для управления жилым фондом. Нет специализированных обучающих центров, а краткосрочные курсы «управдомов» существуют только в крупных городах.

Не способствует привлечению квалифицированных кадров в сферу ЖКХ и действующее законодательство. По словам Дениса Шабурова, постановление Правительства РФ №75 о порядке проведения открытых конкурсов не содержит квалификационных требований к организациям, претендующим на участие в тендере.

С точки зрения демократизации процесса это - хорошо. Но, с другой стороны, победу может одержать компания, не имеющая ни опыта работы, ни квалифицированного персонала, ни необходимых производственных мощностей. Создается ситуация, в которой строить дома будут только лицензированные организации, а управлять ими сможет кто угодно.

Кому платить?

Еще одной проблемой петербургского ЖКХ являются неурегулированные взаимоотношения управляющих компаний (в том числе ТСЖ и ЖСК) с организациями-монополистами (ТЭК, ТГК, Ленэнерго, Водоканал). Это существенно тормозит формирование в Петербурге цивилизованного рынка коммунальных услуг.

По словам представителей эксплуатирующих структур, сегодня до 80% коммунальных платежей уходит к ресурсоснабжающим организациям в виде платы за тепло, воду и электроэнергию. Между тем, взаимоотношения между ними, управляющими компаниями и конечным потребителем на сегодняшний день сформированы так, что руководство дома всегда находится в положение виноватого: перед монополистами - за неуплату, перед жильцами - за прекращение снабжения.

«Есть ряд очевидных ляпов, которые могут привести к массовому банкротству частных и государственных управляющих компаний, - говорит председатель Совета директоров ОАО «Сити-сервис» Олег Вихтюк - Как вы понимаете, собирая 95-98% платежей с населения, невозможно перечислять 100% оплату за услуги организаций-монополистов. До сих пор никто не знает, что делать с неплательщиками. Задолженность управляющих компаний постоянно возрастает».

В Ленинградской области несколько эксплуатирующих фирм уже находятся в состоянии банкротства. В Петербурге такого пока не происходит только потому, что процесс перехода к прямым договорам с ресурсоснабжающими организациями еще не завершен. По мнению экспертов, если в ближайшие полгода не найти выход из сложившейся ситуации, большинство частных управленцев окажется на грани разорения.



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ