Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Региональные законодатели - за чистоту придомовых территорий (часть 1)



Источник: http://www.advocate-realty.ru/press/unitpress/?id=387025


В современных условиях обеспечение надлежащего состояния территорий около многоквартирных домов требует решения трех сложных стратегических задач:

  1. формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, - с тем, чтобы включить землю в состав общего имущества и, соответственно, определить пределы обязанностей собственников помещений в многоквартирном доме по содержанию земельного участка как элемента общего имущества;
  2. эффективная организация управления многоквартирным домом с тем, чтобы создать условия для надлежащего содержания общего имущества, включая земельный участок;
  3. установление государственного контроля за содержанием общего имущества в соответствии с установленными правилами и нормами, а также установление ответственности за замусоривание, захламление придомовой территории.

Формирование земельных участков

Необходимость решения первой задачи - формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, - обусловлена тем, что, согласно части пятой статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно части четвертой статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Согласно части пятой статьи 41 Градостроительного кодекса РФ при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.

Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

Согласно части шестой статьи 45 Градостроительного кодекса РФ не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий и градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц.

Согласно части седьмой статьи 46 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.

Согласно части седьмой статьи 46 Градостроительного кодекса РФ, в случае если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведения процедур, предусмотренных частями 1 - 16 данной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

В случае если подготовка градостроительного плана земельного участка осуществлялась органом местного самоуправления на основании заявления физического или юридического лица, границы и размер земельного участка определяются с учетом требований настоящего Кодекса и земельного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Таким образом, возможны две стратегии органов власти в отношении формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома: "сплошное" либо "точечное" формирование.

По предложению председателя комитета законодательного собрания Нижегородской области по жилищной политике и градостроительству А.А. Серикова, формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, должно стать предметом соответствующих программ и систематической работы органов власти по осуществлению "сплошного" межевания территорий поселений. При этом будут выделены территории общего пользования, содержание которых является обязанностью муниципалитета, определены границы жилых кварталов, и в границах кварталов осуществлено межевание земли под многоквартирными домами. Для организации решения данной задачи законодательным собранием Нижегородской области по инициативе А.А. Серикова принято Постановление от 24 мая 2006 г. N 79-IV "О необходимых мерах по реализации Жилищного кодекса Российской Федерации на территории Нижегородской области", которым, в частности, предложено правительству Нижегородской области разработать программу формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома.

Аналогичным образом "сплошной" порядок формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, предусмотрен подпунктом 1.5 Указа мэра Москвы от 5 апреля 2002 г. N 20-УМ "Об основах регулирования земельных отношений в городе Москве", согласно которому "размер и границы земельного участка определяются в соответствии с проектами межевания территории, разрабатываемыми на жилой квартал в целом".

Распоряжением губернатора Томской области от 21 июля 2005 г. N 179-ра "О мерах по реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации о формировании земельных участков под многоквартирными домами в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в целях урегулирования отношений по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома, рекомендовано органам местного самоуправления:

  1. сформировать земельные участки, на которых расположены многоквартирные жилые дома;
  2. обеспечить постановку этих земельных участков на государственный кадастровый учет.

Предусмотренное частью третьей статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" право уполномоченного на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме лица обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, безусловно, должно повсеместно уважаться и реализовываться.

В целях создания механизма реализации данного права "точечный" порядок формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, выбран при издании серии нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Так, правительством Санкт-Петербурга принято Постановление от 29 марта 2005 г. N 25-рп "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом". Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 20 апреля 2005 г. N 500-рк "О формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом" утверждены Инструкция по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом; форма схемы границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом; форма заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом; форма запроса в Комитет по градостроительству и архитектуре; форма запроса в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры; примерная форма запроса в управление Федеральной регистрационной службы.

Приказом министра земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 21 ноября 2005 г. N 453 утверждены Рекомендации по формированию земельных участков, находящихся в государственной собственности, занимаемых многоквартирными домами и иными входящими в состав таких домов объектами недвижимости. Рекомендации описывают порядок и правила формирования земельных участков, находящихся в государственной собственности, в случае если до 1 марта 2005 года в отношении земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав таких домов объекты недвижимого имущества, не проведен государственный кадастровый учет, и направлены на оказание практической помощи администрациям районов и городов Республики Татарстан, органам местного самоуправления, органам исполнительной власти Республики Татарстан в организации этой работы (далее - уполномоченный орган). Решение о формировании земельных участков, занимаемых многоквартирными домами и иными входящими в состав таких домов объектами недвижимого имущества, принимается уполномоченным органом при обращении лица, уполномоченного общим собранием собственников помещений многоквартирных домов. Уполномоченный орган вправе принять решение о формировании земельных участков без поступления заявлений.

Уполномоченный орган в течение 30 рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления осуществляет все предусмотренные законодательством действия, необходимые для его государственного кадастрового учета, в том числе подготовку проекта установления границ земельного участка, и подает в соответствующий территориальный орган управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан необходимые для проведения государственного кадастрового учета земельного участка документы.

Выданная территориальным органом, удостоверенная в установленном законодательством порядке кадастровая карта (план) земельного участка в течение трех рабочих дней со дня выдачи такого документа передается уполномоченным органом лицу, обратившемуся к ним с заявлением.

Определение границ земельного участка осуществляется с учетом Свода правил по проектированию и строительству СП 30-101-98 "Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах", утвержденных Приказом Минземстроя РФ от 26 августа 1998 г. N 59.

В земельный участок под многоквартирным домом и относящимися к нему объектами не включаются:

  • земельные участки общего пользования, в том числе занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами;
  • земельные участки, используемые для прохождения магистральных инженерных сетей в границах их охранных зон;
  • земельные участки, которые находятся на праве собственности или постоянного (бессрочного) пользования у физических и юридических лиц;
  • земельные участки, занятые инженерными сооружениями, обслуживающими более чем один многоквартирный дом;
  • земельные участки, определенные в качестве санитарно-защитных зон от промышленных предприятий и объектов, вредные выбросы которых представляют угрозу здоровью людей.

Если размер фактически используемой площади земельного участка превышает максимальные размеры земельных участков, предоставляемых в качестве общей долевой собственности помещений в многоквартирном доме, то сверхнормативная территория, которая не может использоваться в качестве самостоятельного объекта недвижимости, включается в границы земельного участка. Возможность использования сверхнормативной территории и наличие планов ее использования определяются местными администрациями, органами местного самоуправления.

Положение о порядке формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, утвержденное решением Думы Великого Новгорода от 27 декабря 2005 г. N 229, определяет перечень, порядок прохождения и рассмотрения материалов при формировании земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав таких домов объекты недвижимого имущества (далее - земельные участки), разработано в соответствии с Земельным кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статьей 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", Постановлением Правительства РФ от 26.09.1997 N 1223 "Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах".

Согласно Положению, инициаторами формирования земельных участков являются собственники помещений в многоквартирном доме. Границы действующих землеотводов, а также земельных участков, переданных в собственность, бессрочное (постоянное) пользование или аренду собственникам помещений в многоквартирном доме (ЖСК, ТСЖ и т.д.) до вступления в силу данного Положения, пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

Размеры земельных участков, передаваемых в собственность собственникам помещений в многоквартирном доме, на территории существующей застройки и на вновь отводимых территориях определяются в соответствии с градостроительной документацией, градостроительными нормативами и Методикой расчета нормативных размеров земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, утвержденной решением Думы Великого Новгорода от 28 ноября 2001 г. N 258. Границы земельных участков устанавливаются по красным линиям, границам смежных земельных участков (при их наличии) и проездов, естественным границам, границам отвода магистральных инженерно-транспортных коммуникаций, если градостроительными требованиями не установлено иное. Размер земельного участка уточняется при подготовке проекта границ земельного участка.

Если фактическая площадь земельного участка в существующей застройке меньше нормативных размеров и увеличение размеров земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, за счет смежных земельных участков не представляется возможным, то границы участка устанавливаются по фактически существующим. Сверхнормативная территория может быть передана в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме при условии, что она в соответствии с утвержденной градостроительной или землеустроительной документацией не может быть использована в качестве самостоятельного объекта.

Сверхнормативная площадь территории определяется при подготовке проекта границ земельного участка следующим образом: из фактической площади земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, вычитается нормативная площадь земельного участка, определенная по Методике расчета нормативных размеров земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, или из площади конкретного планировочного элемента вычитается суммарная нормативная площадь земельных участков, занимаемых всеми строениями, входящими и не входящими в состав имущества многоквартирного дома.

Территория общего пользования (основные проезды, детские, физкультурные и спортивные площадки и сооружения, массивы зеленых насаждений, иные объекты общего пользования) в границах квартала, микрорайона или другого элемента планировочной структуры может быть передана собственникам помещений в многоквартирном доме в собственность только при условии установления соответствующих сервитутов и ограничений.

Для формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, уполномоченное общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме лицо (далее - уполномоченное лицо) обращается в муниципальное учреждение "Муниципальная служба по работе с недвижимостью по Великому Новгороду" с соответствующим заявлением. К заявлению прилагаются:

а) технический паспорт на жилой дом с планами этажей и планом земельного участка (в том числе встроенно-пристроенной части);

б) первичные документы об отводе земельного участка для строительства объекта со схемой отвода этого земельного участка (при наличии);

в) исполнительная съемка территории, подлежащей формированию (в случае отсутствия в муниципальной геоинформационной системе объекта недвижимости);

г) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимости;

д) копия выписки из протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащая сведения:

о форме проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (собрание или заочное голосование);

о собственниках помещений в многоквартирном доме, принявших участие в общем собрании, и количестве голосов, которыми обладают указанные собственники;

о повестке дня общего собрания;

о решении об обращении в администрацию города по вопросу формирования земельного участка с указанием количества голосов, которым принято данное решение, и о выборе уполномоченного лица.

МУ "Муниципальная служба по работе с недвижимостью по Великому Новгороду" направляет заявление в комитет архитектуры и градостроительства администрации города для проверки градостроительной ситуации и подготовки заключения о перспективе использования участка для прокладки инженерных сетей, об отсутствии нарушений градостроительных регламентов, соблюдении норм застройки, законности возведения новых строений и сооружений на данном участке, о наличии ограничений (обременений, сервитутов), о возможности формирования земельного участка с учетом красных линий, о разрешенном виде использования земельного участка согласно Правилам землепользования и застройки в Новгороде, утвержденным решением Новгородской городской Думы от 19.12.1996 N 36.

Заключение комитета архитектуры и градостроительства администрации города со схемой формирования земельного участка в двухнедельный срок с даты обращения уполномоченного лица передается в комитет по земельным ресурсам и землеустройству администрации города (далее - комитет).

Комитет в течение одного месяца с даты обращения уполномоченного лица, согласно заключению комитета архитектуры и градостроительства администрации города, осуществляет подготовку проекта границ земельного участка или проекта распоряжения администрации города о невозможности формирования отдельного земельного участка для многоквартирного жилого дома в существующей застройке.

Проект границ земельного участка или распоряжение администрации города о невозможности формирования отдельного земельного участка для многоквартирного дома передается в МУ "Муниципальная служба по работе с недвижимостью по Великому Новгороду" для выдачи заявителю.

В случае когда земельный участок может быть сформирован, уполномоченное лицо обращается с проектом границ земельного участка в организацию, имеющую лицензию на выполнение геодезических работ, для заключения договора на проведение работ по межеванию земельного участка.

После получения землеустроительного дела уполномоченное лицо обращается с заявлением в МУ "Муниципальная служба по работе с недвижимостью по Великому Новгороду". Подготовка и выдача распоряжения об утверждении проекта границ земельного участка осуществляются комитетом в порядке, установленном Постановлением администрации города от 02.08.2002 N 127 "Об утверждении Положения о порядке разработки, согласования и утверждения проектов границ земельных участков".

Постановлением главы администрации г. Ростова-на-Дону от 9 июня 2006 г. N 644 "О порядке использования в 2006 году средств бюджета города на инвентаризацию, формирование земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, оформление документов для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным" утвержден Порядок распределения и использования средств бюджета города на формирование земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, который определяет механизм распределения и использования средств бюджета города на формирование земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, находившимися на обслуживании в МУФЗ ЖКХ районов до 1 января 2006 года (далее по тексту - многоквартирные дома).

МУ "Департамент ЖКХ и энергетики" распределяет средства бюджета на формирование земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, между районами, исходя из объема бюджетных средств, предусмотренных на эти цели, пропорционально количеству многоквартирных домов, расположенных на несформированных земельных участках.

При определении многоквартирных домов, под которыми планируется формирование земельных участков за счет бюджетных средств, МУ "Дирекция муниципального имущества и благоустройства" районов готовят поадресный перечень домов, составленный согласно критериям очередности:

  1. многоквартирные дома, находящиеся в аварийном состоянии;
  2. многоквартирные дома, в которых собственники жилых помещений избрали способ управления;
  3. многоквартирные дома со 100-процентной приватизацией жилых и нежилых помещений;
  4. остальные многоквартирные дома.

При составлении перечня многоквартирных домов, где планируется формирование земельных участков, необходимо учитывать наличие в МУ "Дирекция муниципального имущества и благоустройства" технических паспортов или сроки их изготовления в текущем году.

Размещение заказа для муниципальных нужд на выполнение работ по формированию земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, осуществляется МУ "Дирекция муниципального имущества и благоустройства" районов в установленном действующим законодательством порядке.

Между МУ "Дирекция муниципального имущества и благоустройства" районов и исполнителями работ по формированию земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, заключается муниципальный контракт. Техническое задание является неотъемлемой частью заключаемого муниципального контракта. Авансирование работ осуществляется в соответствии с условиями договора подряда в размере не более 30% от стоимости выполняемых работ. Оплата выполненных работ по формированию земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, осуществляется на основании актов выполненных работ, подписанных МУ "Дирекция муниципального имущества и благоустройства".

Финансирование работ по формированию земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, осуществляется на основе заявок МУ "Дирекция муниципального имущества и благоустройства" районов в порядке, установленном для исполнения бюджета города. МУ "Дирекция муниципального имущества и благоустройства" перечисляет полученные средства бюджета города на счет исполнителя работ в соответствии с условиями заключенного муниципального контракта.

МУ "Дирекция муниципального имущества и благоустройства" представляет МУ "Департамент ЖКХ и энергетики" отчет о выполнении работ по формированию земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, и перечислении средств исполнителю работ в порядке и по форме, установленными МУ "Департамент ЖКХ и энергетики".

Постановление главы г. Волгодонска от 28 декабря 2005 г. N 3291 "Об организации работы по формированию земельных участков под многоквартирными домами для целей налогообложения в целях обеспечения исполнения действующего законодательства в соответствии со статьей 36 ЖК РФ, статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", главой 31 Налогового кодекса РФ" распределило обязанности подразделений администрации города.

Комитет по управлению имуществом города должен обеспечить:

подготовку проектов постановлений главы города:

  • об утверждении проектов границ земельных участков под многоквартирными жилыми домами;
  • о переходе в общую долевую собственность земельного участка под многоквартирным домом собственникам помещений;

выполнение работ по определению размеров земельных участков, предназначенных для размещения многоквартирных домов и установления их границ на местности (межевание);

постановку земельных участков на государственный кадастровый учет.

Муниципальному унитарному предприятию "Бюро технической инвентаризации" предписано представлять по запросам Комитета по управлению имуществом города сведения о размере долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.

Начальнику территориального отдела управления Роснедвижимости по Ростовской области, руководителю филиала ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ростовской области предложено представлять по запросу Комитета по управлению имуществом города сведения о сформированных земельных участках, предназначенных для размещения многоквартирных жилых домов, и их кадастровой стоимости.

Финансовому управлению города предписано изыскать источники финансирования из бюджета города на оплату предусмотренных работ.

Приказом министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми от 18 июля 2005 г. N 124-ОД утверждено Примерное положение о порядке взаимодействия органов местного самоуправления и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Рекомендуется Комитету по земельным ресурсам и землеустройству принимать от уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме лица (далее - уполномоченное лицо) заявление о формировании земельного участка, к которому должны быть приложены следующие документы:

протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения:

- о собственниках помещений в многоквартирном доме, принявших участие в общем собрании, и количестве голосов, которыми обладают указанные собственники;

- о повестке дня общего собрания;

- о решении об обращении в комитет за формированием земельного участка с указанием количества голосов, которыми принято данное решение, и уполномоченного лица;

справка о размерах площадей помещений в многоквартирном доме, выданная филиалом ГУП РК "Бюро технической инвентаризации Республики Коми";

копия документов об отводе земельного участка;

протокол решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или иное соглашение всех участников долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Комитет регистрирует заявление и в пятидневный срок формирует дело по земельному участку, направляет запросы:

- в Главное управление Федеральной регистрационной службы по Республике Коми о предоставлении информации о зарегистрированных правах на помещения в многоквартирном доме;

- в комитет (отдел) по градостроительству и архитектуре о предоставлении сведений об ограничениях (обременениях, сервитутах) земельного участка.

Комитет (отдел) по градостроительству и архитектуре в 30-дневный срок с момента получения запроса из комитета представляет заключение о границах земельного участка и ограничениях (обременениях, сервитутах) земельного участка. Обязательным приложением к заключению является схема земельного участка в масштабе 1:2000, на которой указываются ориентировочные границы земельного участка.

Комитет в десятидневный срок с момента обращения топогеодезической организации, заключившей договор с уполномоченным лицом, выдает техническое задание на проведение работ по межеванию земельного участка.

Топогеодезическая организация, заключившая договор с уполномоченным лицом, представляет в комитет для приемки документы о межевании земельного участка в объеме, установленном техническим заданием.

При наличии спора, связанного с формированием земельного участка, комитет вносит рассмотрение вопроса о формировании земельного участка на комиссию по рассмотрению вопросов фактического землепользования в МО (далее - Комиссия).

Решение Комиссии является основанием для формирования земельного участка.

Комитет в 20-дневный срок с момента приемки документов о межевании земельного участка:

издает распоряжение об утверждении границ земельного участка;

обеспечивает проведение кадастрового учета земельного участка на основании заявления уполномоченного лица в органе, осуществляющем ведение Государственного земельного кадастра МО.

Комитет выдает уполномоченному лицу под роспись следующие документы:

копию распоряжения комитета об утверждении границ земельного участка;

кадастровый план земельного участка (в двух экземплярах).

Решением собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 29 марта 2006 г. N 27-ЗГО "О границах земельных участков под многоквартирными домами, передаваемых бесплатно в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирном доме", "учитывая высокую плотность застройки и отсутствие сервитутов на инженерные коммуникации, проходящие по придомовым территориям, а также отсутствие методики расчета нормативных размеров земельных участков под многоквартирными домами", установлено, что в границы земельного участка, передаваемого бесплатно в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирном доме, включать непосредственно земельный участок под жилым домом по периметру дома: с боковых сторон и со стороны заднего фасада по отмосткам, со стороны подъездов - с учетом газонов. Земли общего пользования (основные проезды, детские, физкультурные и спортивные площадки и сооружения, массивы зеленых насаждений и др.) могут быть переданы собственникам помещений в многоквартирном доме в собственность (за плату) или аренду только при условии установления соответствующих ограничений и сервитутов.

Данное решение собрания депутатов Златоустовского городского округа интересно тем, что орган местного самоуправления фактически берет на себя максимальные обязательства по обеспечению чистоты города, а также явно не преследует цели собрать максимальную сумму земельного налога с собственников помещений в многоквартирных домах.

По мнению автора, органы государственной власти и органы местного самоуправления не должны рассматривать "точечный", заявительный механизм формирования земельных участков как основной, он представляется экономически неэффективным.

А.Б. Рыжов, консультант аппарата комитета законодательного собрания Нижегородской области по жилищной политике и градостроительству.



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ