Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Региональные законодатели - за чистоту придомовых территорий (часть 3)



Источник: http://www.advocate-realty.ru/press/unitpress/?id=387025


Установление государственного контроля за надлежащим содержанием общего имущества многоквартирного дома

Государственная политика по обеспечению надлежащего состояния придомовых территорий как важного фактора, влияющего на качество жизни населения, в Нижегородской области, в частности, обеспечивается методами законодательства об административных правонарушениях.

Статья 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях предусматривает, что нарушение установленных органами местного самоуправления правил содержания закрепленных за гражданами или организациями территорий влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до 25 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда. Нарушение установленного графика или режима вывоза твердых бытовых отходов специализированными предприятиями, производящими вывоз твердых бытовых отходов, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от десяти до 20 минимальных размеров оплаты труда.

Статья 3.7 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях предусматривает, что повреждение или нарушение правил содержания тротуаров и внутридворовых проездов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 20 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

При применении указанных норм следует иметь в виду, что исключительная особенность нарушений правил содержания территорий, нарушений режима вывоза мусора, правил содержания жилых зданий, сооружений и других объектов, правил содержания и эксплуатации тротуаров и внутридомовых подъездов и т.п. состоит в том, что они представляют собой проявления нарушения нормального хода технологических процессов, организуемых управляющей многоквартирным домом организацией, предприятиями ЖКХ.

В Нижегородской области предприятия ЖКХ нередко являются убыточными. Наложение административного наказания в виде крупного штрафа на убыточные предприятия ЖКХ, а также на их работников является неэффективным и несправедливым, противоречащим общественным интересам. Предприятия ЖКХ финансируются за счет граждан и бюджета. Поэтому и административный штраф убыточное предприятие платит из средств граждан и бюджета, что только ухудшает качество работы экономически ослабленных предприятий ЖКХ, а следовательно, ухудшает и качество жизни населения в целом.

Из сказанного не следует, однако, что указанные статьи Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях должны быть отменены. Речь идет лишь о том, что наложение административных взысканий никоим образом не может заменить структурной реформы в управлении многоквартирными домами.

Часть вторая статьи 22 Закона Московской области N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области" устанавливает:

"2. Несвоевременная очистка или отсутствие в установленных местах урн, мусорных контейнеров, наличие навалов мусора вокруг урн, на контейнерной площадке и вне ее, отсутствие графика вывоза отходов производства и потребления влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц - в размере от пяти до 50 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - в размере от 50 до 250 минимальных размеров оплаты труда".

Закон Санкт-Петербурга от 15 мая 2003 г. N 239-29 "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге" предусматривает:

"Статья 24. Нарушение установленных норм и требований по размещению мест и (или) сооружений для сбора и временного хранения мусора, отходов производства и потребления.

1. Отсутствие на отведенной территории оборудованных в соответствии с установленными нормами и требованиями мест и (или) сооружений для сбора и временного хранения мусора, отходов производства и потребления -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

2. Те же действия (бездействие), совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному наказанию за одно из правонарушений, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до 20 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда.

...Статья 36. Непринятие владельцем животного мер по уборке территории Санкт-Петербурга от загрязнения экскрементами животного.

Непринятие владельцем животного мер по уборке территории Санкт-Петербурга от загрязнения экскрементами животного -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной второй до двух минимальных размеров оплаты труда".

Закон Алтайского края от 10 июля 2002 г. N 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края" справедливо рассматривает засорение улиц в числе административных правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность:

"Статья 26. Засорение улиц и иных общественных мест.

Засорение улиц и иных общественных мест (оставление и разбрасывание оберточной бумаги, упаковочного материала, окурков, шелухи семечек и иного мусора) -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до двух минимальных размеров оплаты труда.

...Статья 36.1. Засорение мест общего пользования жилых домов

Засорение мест общего пользования жилых домов (лестничных клеток, подъездов, подвалов, чердаков) -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда".

Административный кодекс Камчатской области от 30 августа 2005 г. N 390 предусматривает:

"Статья 3.13. Сброс или сжигание мусора, выбрасывание отходов производства и потребления с балконов и из окон жилых домов, а также засорение улиц и иных общественных мест.

Сброс или сжигание мусора вне специально отведенных в установленном порядке и оборудованных территорий свалок, а также невывоз сброшенного мусора, равно как и выбрасывание отходов производства и потребления с балконов и из окон жилых домов, а также засорение улиц и иных общественных мест (оставление и разбрасывание оберточной бумаги, упаковочного материала, окурков, шелухи семечек и иного мусора) -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до 20 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда".

Закон Кировской области "Об административной ответственности в Кировской области" от 26 июля 2002 г. N 88-ЗО устанавливает:

"Статья 4.1. Нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов.

...5. Выбрасывание бытового мусора, бумаг, окурков, использованных упаковок, бутылок в подъездах и во дворах жилых домов, на улицах и площадях, в парках и скверах, в других общественных местах и в общественном транспорте

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до четырех минимальных размеров оплаты труда.

...11. Нарушение иных правил благоустройства, действующих в муниципальных образованиях,

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

12. Действия, указанные в частях 1 - 11 настоящей статьи, совершенные повторно в течение года со дня наложения за их совершение административного наказания,

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до 15 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 200 до 700 минимальных размеров оплаты труда".

Закон Мурманской области от 6 июня 2003 г. N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" устанавливает:

"Статья 2. Нарушение правил благоустройства населенных пунктов

...5. Выбрасывание бытового мусора, бытовых приборов, бумаги, окурков, использованных упаковок, бутылок в подъездах и дворах домов и придомовых территориях, на улицах, площадях, в парках и скверах, в общественном транспорте, а также иных общественных местах -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до десяти минимальных размеров оплаты труда..."

Закон Республики Алтай от 24 июня 2003 г. N 12-8 "Об административных правонарушениях в Республике Алтай" устанавливает:

"Статья 20. Засорение улиц и иных общественных мест.

Засорение улиц и иных общественных мест (оставление и разбрасывание оберточной бумаги, упаковочного материала, окурков, шелухи семечек и иного мусора) -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до двух минимальных размеров оплаты труда.

...Статья 84. Нарушение установленных требований по уборке и содержанию объектов дорожной инфраструктуры.

Нарушение установленных требований по уборке и содержанию дорог, улиц, остановочных площадок, парковочных карманов, иных объектов дорожной инфраструктуры -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до 20 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда.

...Статья 87. Сжигание мусора на улицах, в парках, скверах, контейнерах.

Сжигание веток, листьев деревьев, сухой травы, тополиного пуха на улицах, в парках, скверах, контейнерах и иных местах, не предназначенных для этого, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от десяти до 20 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда".

Закон Республики Коми от 30 декабря 2003 г. N 95-РЗ "Об административной ответственности в Республике Коми" устанавливает:

"Статья 7. Административные правонарушения в сфере благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства.

...9. Выбрасывание бытового мусора, бумаг, окурков, использованных упаковок, бутылок в подъездах, во дворах жилых домов, на улицах, площадях, в парках, скверах, других общественных местах, в общественном транспорте вне мест их утилизации (сбора) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до четырех минимальных размеров оплаты труда.

...14. Действия, указанные в частях 1 - 13 настоящей статьи, совершенные повторно в течение года со дня окончания исполнения постановления о наложении за их совершение административного наказания, влекут наложение административного штрафа: на граждан в размере от трех до 15 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 200 до 700 минимальных размеров оплаты труда".

Закон Республики Северная Осетия-Алания от 1 августа 2003 г. N 31-РЗ "Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений" предусматривает аналогичные нормы.

Закон Республики Тыва от 14 февраля 2003 г. N 153 "Об административной ответственности на территории Республики Тыва" предусматривает:

"Статья 4.1

...5. Выбрасывание бытового мусора, бумаг, окурков, использованных упаковок, бутылок в подъездах и во дворах жилых домов, на улицах и площадях, в парках и скверах, а также отправление естественных нужд в подъездах, лифтах, в общественном транспорте и на остановках -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до четырех минимальных размеров оплаты труда...

10. Действия, указанные в частях 1 - 9 настоящей статьи, совершенные повторно в течение года со дня наложения за их совершение административного наказания, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до 15 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от 200 до 700 минимальных размеров оплаты труда..."

Закон Тюменской области от 4 февраля 2003 г. N 115 "Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений" устанавливает:

"Статья 1.4. Загрязнение или засорение (выбрасывание бытового мусора, бумаг, окурков, использованных упаковок, бутылок и т.д.) помещений домов культуры, театров, кинотеатров, магазинов, а также пляжей, рынков, остановок общественного транспорта и других общественных мест.

Загрязнение или засорение (выбрасывание бытового мусора, бумаг, окурков, использованных упаковок, бутылок и т.д.) помещений домов культуры, театров, кинотеатров, магазинов, а также пляжей, рынков, остановок общественного транспорта и других общественных мест -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда".

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 апреля 2003 г. N 24-оз "Об административных правонарушениях" устанавливает:

"Статья 24.1. Загрязнение или засорение территорий общественных мест.

Загрязнение или засорение мест массового отдыха населения, территорий общего пользования поселений путем выброса (сброса) вне специально отведенных мест бытовых и промышленных отходов (в том числе бумаг, окурков, бутылок и иного мусора) -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до 15 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до 40 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда".

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 декабря 2004 г. N 81-ЗАО устанавливает:

"Статья 3.1. Загрязнение территории в общественных местах.

Загрязнение или засорение (выбрасывание бытового мусора, бумаг, окурков, использованных упаковок, бутылок, битье стекла) помещений учреждений культуры, магазинов, а также пляжей, рынков, остановок общественного транспорта и других общественных мест -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до трех минимальных размеров оплаты труда".

На обеспечение чистоты населенных пунктов направлено предложение заместителя председателя законодательного собрания Нижегородской области Н.Н. Карманова, согласно которому статья 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях дополняется новой частью 31, а глава 3 Кодекса дополняется статьей 3.15 следующего содержания:

"Статья 3.15. Засорение улиц и иных общественных мест.

Засорение (разбрасывание или оставление вне мест утилизации (сбора) бумаг, окурков, упаковок, бутылок, шелухи семечек и иного бытового мусора) улиц, площадей, парков, скверов, рынков, остановок городского транспорта, иных территорий общего пользования поселений, а также мест массового отдыха населения -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до двух минимальных размеров оплаты труда".

Данный законопроект разработан на основе анализа норм федерального законодательства, глав 3 и 6 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях в сопоставлении с законодательством об административных правонарушениях других субъектов РФ, решения Судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 14 февраля 2006 г. N 3-53/05 по заявлению прокурора Нижегородской области о признании недействующими отдельных норм Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ по делу N 9-Г05-8, соотношения понятий "благоустройство территории" и "содержание территории", сложившейся практики обеспечения чистоты улиц и иных общественных мест в населенных пунктах Нижегородской области и предусматривает установление административной ответственности по двум новым составам административных правонарушений:

1) отсутствие или выставление в недостаточном количестве на закрепленной территории улиц, площадей, парков, скверов, вокзалов, пристаней, рынков, остановок городского транспорта, у входа в метро, мест массового отдыха населения оборудованных в соответствии с установленными требованиями урн, иных сооружений для сбора мусора;

2) засорение улиц и иных общественных мест.

Законопроект призван обеспечить надлежащую чистоту улиц, иных общественных мест населенных пунктов в Нижегородской области и касается отношений по обеспечению санитарного содержания поселений, сбору мусора в мусорные урны в общественных местах, уборке населенных мест, установке уличных урн.

Данные отношения регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Градостроительным кодексом РФ.

Согласно статье 6 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, контроль за их исполнением относятся к полномочиям субъектов РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно статье 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" принятие в соответствии с законодательством РФ законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, контроль за их исполнением относятся к полномочиям субъектов РФ в области обращения с отходами.

Согласно статье 6 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

Согласно пункту 3 статьи 7 Градостроительного кодекса РФ утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области градостроительной деятельности. Так, например, Постановлением правительства Москвы от 6 августа 2002 г. N 623-ПП, принятым в соответствии с Законом г. Москвы от 3 октября 2001 г. N 64 "О градостроительных нормативах и правилах города Москвы", утверждены Нормы и Правила проектирования комплексного благоустройства на территории г. Москвы МГСН 1.02-02, согласно пункту 4.6.6.2 которых: "Для сбора бытового мусора на улицах, площадях, объектах рекреации следует применять малогабаритные (малые) контейнеры (менее 0,5 куб. м) и (или) урны, устанавливая их у входов в объекты торговли и общественного питания, другие учреждения общественного назначения, подземные переходы, жилые дома и сооружения транспорта (вокзалы, станции метрополитена и пригородной электрички). Интервал при расстановке малых контейнеров и урн (без учета обязательной расстановки у вышеперечисленных объектов) должен составлять: на основных пешеходных коммуникациях центрального ядра - не более 60 м, других территорий города - не более 100 м. На территории объектов рекреации расстановку малых контейнеров и урн следует предусматривать у скамей, некапитальных нестационарных сооружений и уличного технического оборудования, ориентированных на продажу продуктов питания. Кроме того, урны следует устанавливать на остановках общественного транспорта. Во всех случаях расстановка не должна мешать передвижению пешеходов, проезду инвалидных и детских колясок".

Близкая по предмету регулирования норма установлена Постановлением правительства Нижегородской области от 12 декабря 2005 г. N 309 "Об утверждении Типовых правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области". Согласно пункту 3.2.11 указанных Типовых правил: "На рынках, в парках, садах, зонах отдыха, учреждениях образования, здравоохранения и других местах массового посещения населения, на улицах, у каждого подъезда жилых домов, на остановках пассажирского транспорта, у входа в торговые объекты должны быть установлены урны. Очистка урн производится балансодержателями домовладений по мере их заполнения, но не реже одного раза в день. Мойка урн производится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Урны, расположенные на остановках пассажирского транспорта, очищаются и дезинфицируются организациями, осуществляющими уборку остановок, а урны, установленные у торговых объектов, - торговыми организациями. Покраска и санитарная обработка урн осуществляется балансодержателями по мере необходимости".

Пунктом 4.1 Санитарных правил содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, утвержденных Приказом главного государственного санитарного врача СССР от 5 августа 1988 г. N 4690-88, установлено, что "на всех площадях и улицах, в садах, парках, на вокзалах, в аэропортах, на пристанях, рынках, остановках городского транспорта и других местах должны быть выставлены в достаточном количестве урны. Расстояние между урнами определяется органами коммунального хозяйства в зависимости от интенсивности использования магистрали (территории), но не более чем через 40 м на оживленных и 100 м - на малолюдных. Обязательна установка урн в местах остановки городского транспорта и у входа в метро. Очистка урн должна производиться систематически по мере их наполнения. За содержание урн в чистоте несут ответственность организации, предприятия и учреждения, осуществляющие уборку закрепленных за ними территорий". В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории РФ действуют федеральные Санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством РФ. Государственные Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - Санитарные правила), согласно статье 1 указанного Федерального закона, - это нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Статьей 51 названного Закона полномочиями по утверждению Санитарных правил наделен главный государственный санитарный врач РФ. Следовательно, СанПиН 42-128-4690-88 не относится к федеральным нормам в смысле пункта 3 части первой статьи 1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно части четвертой статьи 24 Градостроительного кодекса РФ региональные и местные нормативы градостроительного проектирования содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории). Таким образом, требования к оснащению площадей и улиц, садов, парков, вокзалов, пристаней, рынков, остановок городского транспорта урнами и к расстояниям между урнами могут устанавливаться региональными нормативами градостроительного проектирования комплексного благоустройства территории городских и сельских поселений в Нижегородской области, а также местными нормативами градостроительного проектирования. За нарушение требований региональных и местных нормативов градостроительного проектирования законом Нижегородской области может быть установлена административная ответственность.

Согласно пунктам 18 - 20 части первой статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, благоустройства и озеленения территории поселения, что включает также и принятие нормативных правовых актов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений.

Согласно статье 26 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты субъекта РФ, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта РФ органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта РФ. В случае если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта РФ.

Согласно пункту 8 части первой статьи 31 Устава Нижегородской области к ведению законодательного собрания относятся установление административной ответственности за нарушение норм и правил, предусмотренных законодательством области. При этом установление Кодексом Нижегородской области, в соответствии с установленной федеральным законодательством компетенцией законодательного собрания Нижегородской области, нормы, указывающей границы правомерного поведения, следует считать основанием установления административной ответственности за нарушение данной нормы.

Следует отметить, что частью второй статьи 11.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрен состав административного правонарушения "выбрасывание мусора или иных предметов на железнодорожные пути и платформы либо за борт судна морского или внутреннего водного транспорта". Статьей 11.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрен состав административного правонарушения "вываливание мусора... в водоотводные сооружения или резервы на полосе отвода автомобильной дороги". Других составов административного правонарушения, связанных с выбрасыванием мусора, Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит.

Согласно части первой статьи 1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Согласно Конституции РФ вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (статья 73); административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов (статья 72, пункт "к" части первой).

В соответствии с названными конституционными нормами в пункте 3 части первой статьи 1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях определено, что к ведению РФ в области законодательства об административных правонарушениях относится, в частности, установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, при этом под вопросами, имеющими федеральное значение, в данной статье понимается круг вопросов, отнесенных в соответствии со статьей 71 Конституции РФ к ведению РФ.

Что касается законодательства об административной ответственности вне сферы, определенной статьей 1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то оно относится к ведению субъектов РФ, чьи законы - в силу конституционно-правовой природы совместного ведения и исходя из статей 72 и 76 Конституции РФ - не должны противоречить федеральным законам, в том числе Кодексу РФ об административных правонарушениях.

Кроме того, вопрос о полномочиях органов государственной власти субъектов РФ в области законодательства об административной ответственности урегулирован Федеральным законом от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, относится решение вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных правовых актов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (подп. 39 п. 2 ст. 26.3). Вместе с тем в силу пункта 2 статьи 3 названного Федерального закона субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов; после принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев. Такая правовая позиция выражена Конституционным Судом РФ в официально опубликованном Определении от 1 декабря 2005 г. N 429-О.

Из изложенного следует вывод, что законодательное собрание Нижегородской области вправе осуществить собственное правовое регулирование, касающееся установления административной ответственности за нарушения в сфере обеспечения санитарного содержания, благоустройства поселений, в частности, сбора мусора в мусорные урны в общественных местах, требований региональных и местных нормативов градостроительного проектирования к оснащению площадей и улиц, садов, парков, вокзалов, пристаней, рынков, остановок городского транспорта уличными урнами и к размещению таких урн.

Согласно пункту 2.4.19 раздела 2.4 "Санитарное содержание" приложения к Постановлению главы администрации г. Нижнего Новгорода от 4 июня 2002 г. N 49 "Об утверждении Временных правил благоустройства г. Нижнего Новгорода", "на вокзалах, пристанях, рынках, в аэропортах, парках, садах, зонах отдыха, учреждениях образования, здравоохранения и других местах массового пребывания людей, на остановках городского пассажирского транспорта, у входа в торговые объекты собственниками (владельцами) данных объектов должны быть установлены урны в достаточном количестве. Расстояние между урнами устанавливается соответствующими органами управления жилищно-коммунального хозяйства в зависимости от интенсивности использования магистралей (территорий), но не более чем 40 м - на оживленных и 100 м - малолюдных". Анализ норм глав 3 и 6 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях показывает, что для достижения надлежащей чистоты территорий общественного пользования поселений в Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях целесообразно внести дополнения, содержащиеся в предлагаемом проекте закона области.

Так, согласно части первой статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях нарушение установленных органами местного самоуправления правил содержания закрепленных за гражданами или организациями территорий, а также прилегающих территорий влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до 30 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 30 до 70 минимальных размеров оплаты труда. Таким образом, размер административного штрафа за нарушение требований к наличию оборудованных в соответствии с установленными требованиями урн, иных сооружений для сбора мусора может быть ниже, чем стоимость такой установки (в том числе, согласно части 3 указанной статьи, и за то же действие (бездействие), совершенное повторно в течение года). Таким образом, цель законодательства об административных правонарушениях не достигается из-за отсутствия экономического стимула для профилактики нарушений требований к наличию оборудованных в соответствии с установленными требованиями урн, иных сооружений для сбора мусора. В связи с изложенным указанную статью предлагается дополнить новой частью 3.1 следующего содержания:

"3.1. Отсутствие или выставление в недостаточном количестве (на оживленных улицах, пешеходных дорожках, проходах рынков, тротуарах площадей - реже, чем через 40 метров, на малолюдных - реже, чем через 100 метров, если иное не установлено региональными или местными нормативами градостроительного проектирования) на закрепленной территории улиц, площадей, парков, скверов, рынков, остановок городского транспорта, у входа в метро, мест массового отдыха населения оборудованных в соответствии с установленными требованиями урн, иных сооружений для сбора мусора -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до 50 минимальных размеров оплаты труда за каждое недостающее или не оборудованное в соответствии с установленными требованиями сооружение для сбора мусора; на юридических лиц - в размере от 50 до 250 минимальных размеров оплаты труда за каждое недостающее или не оборудованное в соответствии с установленными требованиями сооружение для сбора мусора".

Предлагаемый Н.Н. Кармановым законопроект позволит обеспечивать более высокую степень чистоты улиц и иных общественных мест в поселениях Нижегородской области.

В средствах массовой информации проблема обеспечения чистоты населенных мест нередко обсуждается как вопрос национального престижа. Нет никаких сомнений, что при надлежащем внимании со стороны органов власти он может быть решен в ближайшие годы.

Обеспечение чистоты поселений требует эффективного взаимодействия представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, принятия ими необходимых нормативных правовых актов, администрирования исполнения норм законодательства, их заботливого отношения к состоянию местных бюджетов, энергии и творческого подхода руководителей органов местного самоуправления.

А.Б. Рыжов, консультант аппарата комитета законодательного собрания Нижегородской области по жилищной политике и градостроительству.



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ