Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

lex@g-k-h.ru  Skype: lexconsalting

 

Недоступная казна



Источник: http://www.gazeta-yurist.ru/article.php?i=826


Исполнительные документы о взыскании долгов с муниципальных учреждений всегда были сложно исполнимыми. С введением в действие Бюджетного кодекса РФ порядок их исполнения изменился, но и это не гарантировало взыскателю реальное получение долга. Поскольку дефицит бюджета в муниципальных образованиях не редкость, возвращение исполнительного документа взыскателю без исполнения — обычное дело. Однако выход нашелся.

Бюджет

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и нормы БК РФ практически не позволяют судебному приставу-исполнителю повлиять на исполнение документов о взыскании долга с муниципального учреждения.

В силу ст. 7 Закона об исполнительном производстве в случаях, предусмотренных Законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.

Исполнение судебных актов об обращении взыскания на средства бюджетов возложено на органы казначейства (глава 24.1 БК РФ). Общий порядок известен: взыскатель направляет исполнительный документ и ряд других установленных БК РФ документов для исполнения в казначейство (финансовый орган муниципального образования), которое осуществляет исполнение либо при невозможности взыскания по истечении трех месяцев возвращает исполнительный документ взыскателю.

По правилам главы 24.1 БК РФ, если счета бюджетной организации открыты в Центральном банке РФ или в иных кредитных учреждениях, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Законом об исполнительном производстве.

После отказа казначейства удовлетворить требования исполнительного документа взыскатель обращается в службу судебных приставов. Но полномочия пристава невелики: проверить наличие счетов в банках и иных кредитных организациях, при наличии денежных средств обратить на них взыскание, при отсутствии счетов или денежных средств — вернуть без исполнения взыскателю. На практике либо у таких учреждений счетов нет, либо денежные средства на них отсутствуют.

А как же право на судебную защиту, ведь оно предполагает реальное исполнение?

 

Казна

Обычно в исполнительных документах по долгам муниципальных образований в качестве должника выступают их администрации или иные органы местного самоуправления, которые являются по своей организационно-правовой форме учреждениями и на основании ст. 120 ГК РФ отвечают по своим долгам только денежными средствами.

Органы местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях представляют муниципальное образование и от его имени приобретают и осуществляют права и обязанности.

Если в исполнительном документе установлено взыскание определенной суммы с органа местного самоуправления за счет казны муниципального образования, порядок принудительного исполнения несколько изменяется.

Кстати, если при вынесении решения суда не было указано на взыскание за счет казны муниципального образования, а в исполнительном листе назван лишь орган местного самоуправления, можно обратиться в суд с заявлением об изменении порядка и способа исполнения.

Согласно ч. 3 ст. 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. Подобное имущество обычно неликвидно (например, заброшенные здания клубов в поселках и т. п.) — за счет его реализации долги не покроешь.

Те же администрации местного самоуправления сдают в аренду муниципальное имущество и получают арендные платежи, однако последние в денежном выражении на счете — все те же бюджетные средства, а на них БК РФ установлен «иммунитет».

На основании ч. 2 ст. 40 БК РФ денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета. Часть 1 ст.223 ГК РФ оговаривает, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Итак, до зачисления на бюджетный счет денежные средства (те же арендные платежи) не бюджетные и представляют собой казну муниципального образования.

 

Имущественные права

В ч. 2 ст. 298 ГК РФ указано, что если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то полученные от нее доходы и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Орган местного самоуправления (учреждение) по заключенному договору аренды обладает имущественным правом требования оплаты по договору.

В силу ст. 68 Закона об исполнительном производстве к мерам принудительного исполнения относится обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по аренде (ст. 75 Закона). При обращении взыскания на имущественные права в виде права получения арендных платежей судебный пристав-исполнитель выносит постановление, в котором обязывает арендатора перечислять арендные платежи на депозитный счет службы судебных приставов.

Указанные действия при исполнении требований исполнительных документов о взыскании долга с администрации местного самоуправления за счет казны муниципального образования, а также с самого муниципального образования признаны законными судом общей юрисдикции и арбитражным судом (решения АС Республики Карелия от 24.06.2009 № А26-2437/2009, АС Тверской области от 26.08.2008 № А66-5311/2008, Лахденпохского районного суда от 16.03.2009 № 84-101/2009 ).

Суд пришел к выводу, что денежные средства, не зачисленные на счет бюджета муниципального образования, по п. 1 ст. 223 ГК РФ не являются бюджетными, следовательно, взыскание в общем порядке обращается также на них как на имущество, приобретенное за счет доходов от деятельности (п. 2 ст.298 ГК РФ), а также на незакрепленное имущество, находящееся в казне публично-правового образования при обращении взыскания на казну этого образования (абз. 2 п.3 ст. 215 ГК РФ).

 

Существуют сложности

Порядок обращения взыскания на арендные платежи в отношении должника — муниципального образования понятен, но получение денежных средств с арендаторов в некоторых случаях затруднительно. Ведь гражданско-правовые отношения должника и арендатора свободны, и вмешательство в них судебного пристава-исполнителя недопустимо.

Очевидно, что в случае неисполнения требования судебного пристава-исполнителя по перечислению платежа на депозитный счет службы судебных приставов (перечисление их на счет арендодателя (должника) арендатор может быть привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст.17.14 КоАП РФ.

Так, Решением АС Республики Карелия от 24.07.2009 № А26-5930/2009 постановление судебного пристава-исполнителя о привлечении арендатора к административной ответственности отменено в связи с тем, что в суд не представлено доказательств перечисления денежных средств арендатором на счет арендодателя. Суд указал, что состав правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 17.14 КоАП РФ, в действиях арендатора будет иметь место только в случае перечисления арендной платы не на депозитный счет отдела судебных приставов.

Таким образом, если арендатор и арендодатель производят оплату путем взаимозачетов, наложение штрафа на арендатора будет невозможным, а соответственно и требование о перечислении денежных средств на депозитный счет службы судебных приставов неисполнимым.

 

Татьяна Ермолинская,
начальник отдела правового обеспечения УФССП России по Республике Карелия



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ