Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Новый Жилищный кодекс



Источник: Н Бондаренко / www.udmpravda.ru

Вот уже почти два года страна живет по новому Жилищному кодексу, который содержит ряд норм, в корне меняющих существующую систему жилищно-коммунального хозяйства.

Одна из них - впервые собственники жилья, проживающие в муниципальном жилищном фонде, должны самостоятельно выбрать способ управления своим домом. Второе не менее важное нововведение - новый Жилищный кодекс предусматривает принципиально иные взаимоотношения между собственниками жилья и эксплуатирующими организациями. Заключив договор на эксплуатацию конкретного дома, управляющая компания должна отчитаться перед жильцами за каждый потраченный рубль, а все работы по благоустройству эксплуатационщики обязаны согласовывать с жильцами. Такой подход к обслуживанию жилья должен если не снизить цену, то уж точно повысить качество предоставляемых коммунальных услуг.

Уже этой весной россияне должны были определиться, кому доверить управление своей самой большой и зачастую единственной ценностью - квадратными метрами. Однако депутаты Госдумы в очередной раз отодвинули этот срок еще на год. Основной аргумент: россияне не готовы к выбору. Вопрос, конечно, спорный. Кто готов, а кто нет. По мнению многих аналитиков, в стране пока не создано реальных предпосылок к тому, чтобы сформировать конкурентную среду в ЖКХ, которая позволила бы собственникам реализовать право выбора. Например, до сих пор не ясно, что передается в управление ТСЖ или частной управляющей компании. Ведь самостоятельным собственникам необходимо не просто передать дом и прилегающую территорию, а передать ее, предварительно оценив техническое состояние, и провести межевание земли. Кто должен провести обследование домов и разграничить территории и за чей счет - неизвестно. До сих пор не решен вопрос с налогами на ТСЖ - если жильцы копят деньги на капремонт, их могут обложить государевыми поборами. С капремонтом тоже проблема - вообще-то дома должны быть переданы в надлежащем состоянии, но для этого в ремонт необходимо вложить огромные средства, чего государство делать пока не хочет. Цена вопроса только в Ижевске - 3,5 млрд. рублей, а в масштабах страны - два федеральных бюджета, больше 12 трлн. рублей. Поэтому собственники просто боятся, что им придется заплатить за все. И не спешат проявлять самостоятельность, наивно надеясь, что как-нибудь само все рассосется, - муниципалитет все равно возьмет дома на обслуживание.

Нет реестра управляющих компаний, есть только поручение Минрегиона о его создании. Граждане не знают, из кого им выбирать. А ведь принцип «собственник отвечает за свою собственность» есть краеугольный камень всей реформы ЖКХ. По большому счету, это правильный принцип. Если отвлечься от деталей, то не важно, кто должен выступить в роли собственника - муниципалитет ли, владелец ли «доходного дома», сдающий квартиры в аренду, или гражданин. Важно, что все они самостоятельно содержат свой жилфонд. И делают это, основываясь на свободном выборе обслуживающих компаний.

Короче, все, как всегда: вы там войну начинайте, а мы подъедем. Понятно, что любая реформа - механизм сложнейший, включающий в себя множество составляющих - структурных, финансовых, технических, управленческих, психологических. Но почему всякая реформа кроится по одному и тому же шаблону: придумали общую схему, отложили самые острые вопросы на потом, в срочном порядке разработали, в срочном приняли, а далее незамедлительно начали поправлять, отодвигать, переносить? Или, что еще хуже, спустя незначительное время признали, что реформа провалена.

..Многие обыватели сегодня вздрагивают при слове «реформа». Только не надо их ругать: мол, боятся расстаться с привычным болотом. Да, боятся. И правильно делают. У нас еще нет опыта положительных реформ. Всякая сводится к тому, что растут наши обязанности и расходы, но съеживаются наши права и доходы. А ведь прими власть ясные, простые и защищающие права собственников правила, нашлось бы немало желающих изменить систему взаимоотношений в ЖКХ. Для этого хватило бы года, который ушел на ожидание всплеска активности жильцов. Увы. Имеем то, что имеем, - в очередной раз отложенное начало перемен. И все более крепнущее убеждение, что лучше вообще без реформ, чем с такими реформами.



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ