Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

РКЦ больше не командуют



Источник: В Прокофьев / Квартирный ряд


Вроде не так давно появилась на свет очередная аббревиатурная абракадабра - ЕИРЦ. Поначалу люди не могли разобраться: для чего, зачем? А жалоб сколько было! На очереди, на невесть откуда взявшиеся долговые платежки, на неосведомленность сотрудников. Ситуация изменилась после того, как навели порядок в структуре этой службы. Районные ЕИРЦ передали в подчинение окружных центров, которые не только руководили, но и занимались обучением кадров, проводили среди населения разъяснительную работу, готовили аналитику. За последние год-два исчезли очереди, поток жалоб иссяк, люди если и обращаются, то в основном за справочной информацией. Словом, система сейчас отлажена как швейцарские часы. А главное, она очень удобна для большинства жителей. И все же, несмотря на очевидные достоинства, ЕИРЦ могут оказаться не у дел...

Миссия выполнена

Первые расчетно-кассовые центры начали создавать в российских городах с 1999 года. Это было рекомендовано принятой тогда концепцией реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Своим появлением РКЦ (в Москве это ЕИРЦ. - Прим. ред.) обязаны решениям местных администраций, которые создавали их в форме муниципальных учреждений или муниципальных предприятий. Какой-либо законодательной основы федерального уровня, оправдывающей «рождение» РКЦ, не было.

Тем не менее, появились они неспроста. Население платило от силы треть стоимости жилищно-коммунальных услуг. Остальное финансировалось из бюджетов. Все деньги поступали в жилищные организации, которые затем должны были расплачиваться с коммунальными предприятиями. Однако городских средств не хватало - государство не выделяло местным бюджетам достаточно средств на оплату дотаций, льгот и субсидий, которые оно предоставляло. В выгоде были жилищные организации: оставляли себе сполна то, что им причиталось за выполненную работу, а «сдачу" перечисляли за электричество, тепло и воду. Естественно, предприятия-поставщики недополучали денег.

Покончить с такой несправедливостью и отрегулировать систему расчетов намеревались с помощью РКЦ. «Первую ласточку» организовали и обкатали в Великом Новгороде по инициативе нынешнего руководителя федерального агентства по строительству и ЖКХ Сергея Круглика, а затем создали и в других российских городах.

Идея заключалась в том, чтобы поступающие деньги расщеплялись пропорционально между всеми их получателями. Так, чтобы никого не обижать. При этом убытки от бюджетных неплатежей несли все.

Что дальше...

Ситуация изменилась. Бюджеты рассчитываются по своим долгам, вовремя перечисляют текущие платежи. И сейчас при ныне действующем законодательстве неправильно, что посторонняя организация - РКЦ - решает, кому и сколько платить. Деньги за услугу должен получать тот, кто ее предоставляет. Управляющая организация, к примеру, ДЕЗ, отвечает перед жильцами за поставку тепла, воды, газа, за неубранный двор и невымытый подъезд. Значит, средства должны поступать на ее расчетный счет, она должна распределять их между поставщиками услуг.

В этой ситуации задача РКЦ не собирать и распределять деньги, а помочь управляющей компании начислять платежи, готовить квитанции. Понятно, что УК выгоднее поручить эту работу специализированной организации, чем делать ее самой. Причем по договору, определяющему объем услуг. Так, в некоторых городах центры не только рассчитывают квартплату, но и ведут претензионную работу в судах.

РКЦ никто не собирается уничтожать, их ставят в рыночные условия. Формально любая управляющая компания решает самостоятельно взять эти функции на себя, нанять РКЦ или пригласить другую организацию. При этом заказов на услуги по расчету и сбору платежей будет больше у тех, кто готов де­лать это дешевле. К примеру, в Великом Новгороде центр работает так лихо, что даже связисты поручили ему начислять плату за телефон. Это оказалось более выгодным, чем содержать свою абонентскую службу.

Вхождению в рынок РКЦ противятся органы местного самоуправления, особенно в крупных городах. Причина очевидна. Платежи населения - это огромный финансовый поток, владея которым, можно решать разные проблемы. Классический пример, который часто приводят финансисты: каждый из сидящих за столом передает соседу кусок масла. Его никто не ест, он в целости доходит до конца, но при этом у каждого руки в масле.
Не останутся без работы и столичные ЕИРЦ, если их услуги окажутся по карману управляющим компаниям. В ближайшие годы в Москве сохранятся бюджетные дотации ЖКХ. А это мощный административный ресурс, который может использоваться для того, чтобы не разломать отлаженную систему. На переходном этапе реформы это правильно. Главное - в дальнейшем мягко и разумно перейти от монопольного положения этой структуры к конкурентному.

Законодательно судьба РКЦ предрешена. Жилищным и Гражданским кодексами, постановлениями правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» и № 491 от 13 августа 2006 г. «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» определено: деньги должны поступать от потребителя услуги на расчетный счет поставщика. Значит, в платежках должен указываться расчетный счет управляющей компании. Сейчас по закону у РКЦ нет права выбора – куда, кому и сколько направлять денег.



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ