Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Автоматизация муниципального хозяйства от А до Я



Источник: «Контуры ЖКХ»


Рынок автоматизации муниципального хозяйства постепенно набирает оборот. Ситуация напоминает ушедшие в небытие 90-е годы, когда во множестве рождались и умирали программы для бухучета. Сегодня это происходит в муниципальной сфере — растет количество программ, фирм, заказов, но качественная расстановка сил на этом рынке еще не произошла. Со стороны исполнителей здесь представлены как солидные, давно известные на рынке фирмы, так и совсем молодые, где работают 1-2 программиста. Со стороны заказчиков картина еще более пестрая — от администраций небольших муниципалитетов до крупных региональных структур и правительств, от ТСЖ на 20 квартир до крупных коммунальных и энергетических холдингов.

В области бухучета решающую атаку на рынок, приведшую к его переделу, произвела фирма 1С, причем основные силы были брошены с маркетинговых флангов, в то время сам продукт 1С не сильно отличался от своих аналогов. Рынок муниципального хозяйства возможно еще более подвержен влияниям маркетологов, но также есть надежда, что на поверхность выйдут действительно серьезные решения.

Работая в сфере разработки программного обеспечения для муниципальной сферы, поражаешься разнообразию систем, присутствующих на рынке. За этим разнообразием видится трудно поддающееся перечислению количество предприятий, комитетов, отделов, функций, свойств, необозримые массивы информации. Короче говоря, сходу объект автоматизации не поддается простой систематизации и классификации. Но это только сходу…и от страха.

Если же перестать бояться, то станет ясно, что огромное информационное поле большого города и маленькой деревни базируется практически на одном и том же наборе информационных объектов — человек, предприятие, здание, земельный участок, договор… да и все, пожалуй, из основных. Все эти объекты, конечно, имеют по сотне и более свойств, но каждое из которых в одном месте важно и необходимо, а в другом о нем и знать не знают. Например, при взаимодействии физического лица (человека) с юридическим лицом (предприятием), такое свойство человека, как "отношение к воинской службе" совершенно не важно, тогда как для военкомата (государственное учреждение, по сути то же предприятие) без этого никак нельзя.

Таким образом, можно выстроить модель примерно в такой иерархии "объект — свойства — отношения", где на верхнем уровне проявляется сравнительно небольшое количество объектов-сущностей, которые могут вступать в различные отношения (договора) между собой, а в этих отношениях уже важны те или иные свойства. Получается достаточно компактная и понятная модель муниципального хозяйства.

Теперь на основе единой модели можно строить различные информационные системы, автоматизирующие тот или иной участок сложной структуры городского хозяйства. Принцип единой модели дает следующие преимущества:

  1. Естественное взаимодействие отдельных систем в едином комплексе
  2. Быстрота разработки систем, а, следовательно, более низкая цена приобретения
  3. Упрощение процесса развития системы, а, следовательно, снижение стоимости владения системой
  4. Гибкость при изменении бизнес-процессов и законодательства, что также снижает стоимость владения

Список преимуществ можно было бы множить, но это слишком абстрактно. Что же мы имеем в более конкретном плане?

В более конкретном плане действительно создана информационная модель и формальный язык, описывающий область муниципального хозяйства. Теперь необходимо построить программный комплекс, который будет работать на основе данной модели. Причем большинство компонентов можно брать в готовом виде. Наиболее важным элементом такого комплекса является ядро системы, где реализуются правила перевода формального языка модели на формальный язык компьютерных систем. Реализация такого перевода позволит основным сотрудникам, погруженным в предметную область муниципального хозяйства, не знать тонкости и детали программирования, а высококвалифицированным программистам не вникать в сложности реальной жизни. Но понятно, что это только одно из преимуществ системы, которое носит рабочее название "A&Z 5.0" или говоря по-русски, "АвтоматизациЯ от А до Я".

Если ядро системы — это дело техники, то в процессе проектирования выявилось одно немаловажное обстоятельство — интерфейс системы, который позволяет пользователю общаться с системой и который, как правило, следует за логикой построения компьютерной программы, не всегда удобен в том привычном виде, какой сегодня предлагают программисты. И это понятно — реальная жизнь и реальные бизнес-процессы отличаются от информационных объектов и жесткой логики их отношений. Таким образом, возникает идея обобщенной модели интерфейса или языка построения систем на уровне пользователя.

Понятно, что детали проекта "A&Z 5.0" носят закрытый характер, да и вряд ли интересны публике, не избалованной специальной терминологией. Однако можно констатировать следующий факт — настало время перехода от лобового натиска в разработке прикладного программного обеспечения к вдумчивому проектированию. Основная задача такого проектирования — приблизить логику компьютерной программы к человеческой логике и передать все действительные сложности обработки информации компьютеру. В голове вертятся различные аналогии, типа — "компьютерная программа с человеческим лицом" или "человеку — человеческое, компьютеру — компьютерное".

В заключении хотелось бы обратить внимание на известный тезис классиков "о поверке теории практикой". Все выше обозначенные тезисы явились плодом не только чистого размышления, хотя этот факт нисколько бы не умалил их достоинства, но, что в не малой степени важно, они явились следствием активного опыта. Многим, например, известен программный комплекс "Контур — Актив ЖКХ", который автоматизирует процессы начислений, расчетов и сбора денег за жилищно-коммунальные услуги в Екатеринбурге и целого ряда городов поменьше. Те проблемы, с которыми СКБ Контур столкнулся при внедрении этих комплексов, и которые возможно даже не известны конкурентам, стали настойчиво требовать нового подхода к созданию программ.

И новый подход не замедлил явиться.



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ