Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Реформа ЖКХ . Переоценка ценностей



Источник: Журнал Коммунальный комплекс России, №2(32), Февраль 2007


Реформа ЖКХ
Переоценка ценностей (часть 1)

Журнал «Коммунальный комплекс России», №2(32), Февраль 2007, Тема
Ф. Кармазинов, Д. Карлик, Г. Воробьев, М. Пименов, Д. Будницкий.

Одна из главных проблем в сфере ВКХ – заниженная стоимость основных фондов. Из-за этого невозможно производить их реновацию за счет амортизационных отчислений. Это приводит к снижению качества оказываемых коммунальных услуг и угрожает нормальному функционированию отрасли.

Стоимость основных фондов занижена

Одной из главных проблем ВКХ является заниженная стоимость основных фондов.
В результате либерализации в 1991 г. цены на товары и услуги выросли в сотни и тысячи раз. Однако соответствующей переоценки имущества предприятий сделано не было. Кроме того, не был в достаточной степени проработан механизм определения экономически обоснованных затрат. Применялись не всегда оправданные ограничения в области налогообложения. В условиях несовершенного законодательства многие предприятия не имели экономических возможностей воспользоваться правом на переоценку основных фондов в необходимых размерах.
Вследствие этого реальная стоимость работ и материалов, которые требуются для обновления и поддержания в рабочем состоянии основных фондов, стала значительно превышать их бухгалтерскую стоимость.
Единственным источником реновации имущественного комплекса предприятия остаются амортизационные отчисления, которые рассчитываются на основе бухгалтерской восстановительной стоимости. Они учитываются в себестоимости реализуемых услуг и при формировании «экономически обоснованных» тарифов. Однако балансовая стоимость основных средств не соответствует их реальной цене. В итоге собственных средств предприятиям, источником которых являются амортизационные отчисления, не хватает для обновления имущественного комплекса.
Например, бухгалтерская стоимость участка трубы длиной 100 м составляет 100 тыс. руб. Исходя из этой суммы, начисляется амортизация. В то же время реальная стоимость его замены в текущих ценах составляет 1 млн руб. Таким образом, к моменту выхода из строя данного участка трубы накопленные амортизационные отчисления позволят переложить всего лишь 10 м вместо необходимых 100 м. С другими видами оборудования ситуация складывается аналогичным образом.

ВКХ стареет

Состояние основных фондов ВКХ характеризуется:
- большой степенью износа, что приводит к повышенной аварийности и значительным затратам на ремонт;
- низкой балансовой стоимостью (в первую очередь того оборудования, которое было введено в «дорыночную» эпоху) при высокой фактической стоимости в настоящее время;
- невозможностью осуществлять необходимые затраты на реновацию основных фондов за счет амортизационных отчислений, рассчитанных исходя из их балансовой стоимости;
- недостаточным уровнем технической оснащенности, что обусловлено отсутствием средств для внедрения эффективных технологий. Это не позволяет повышать качество оказываемых услуг и сокращать текущие издержки.
Сохранение сложившегося порядка и существующих объемов инвестирования ведет к нарастающему износу и ухудшению общего состояния имущественного комплекса ВКХ. Данная тенденция не только приводит к снижению качества оказываемых услуг, но и угрожает нормальному функционированию отрасли в целом.

Что делать

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, необходимо произвести переоценку основных фондов и довести их стоимость до рыночной величины.
При этом возникают две серьезные проблемы. Во-первых, разовая переоценка вызовет резкий рост тарифов. Например, продукция ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» подорожает примерно в два раза. Этот показатель может превысить предельные индексы изменения установленных тарифов, что противоречит принципу доступности услуг.

Реформа ЖКХ
Переоценка ценностей (часть 2)

Во-вторых, налоговое законодательство не позволяет предприятиям относить сумму амортизационных отчислений, которая начислена в результате переоценки, на затраты, учитываемые в целях налогообложения. В результате искусственно завышается размер налогооблагаемой прибыли. Вследствие этого неоправданно увеличивается налог на прибыль и уменьшается объем инвестиций на величину налога.
Для решения данных проблем предлагается ввести обязательную постепенную переоценку основных фондов до реальной стоимости, определяемой независимыми экспертами. В дальнейшем следует ежегодно индексировать ее на величину инфляции. Определяя срок переоценки, нужно сохранять доступность услуг предприятий ВКХ для потребителей.
Кроме того, предлагается внести изменения в главу 25 Налогового кодекса РФ. Они должны предусматривать освобождение от налогообложения той части амортизационных отчислений, которая образовалась в результате переоценки, при условии 100%-го использования начисленной амортизации для обновления основных фондов.
Данные меры позволят обеспечить предприятия ВКХ необходимыми средствами для инвестиций. При этом сохранится существующий темп роста тарифов.

Поправки в закон о тарифном регулировании

В настоящее время основным нормативным правовым актом в области тарифного регулирования услуг ВКХ является Закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» № 210-ФЗ от 30.12.2004 г.
В целом, данный закон является прогрессивным. По сути, это первый нормативный правовой акт, создающий механизм и обеспечивающий возможность развития предприятий ЖКХ.
Однако у этого документа есть и недостатки. Основным из них является существование предельных индексов изменения установленных тарифов.
Такие индексы устанавливаются на федеральном уровне с учетом надбавок к тарифам на коммунальные услуги. Это существенно ограничивает возможности местных органов власти по проведению модернизации инженерной инфраструктуры.
В результате происходит недофинансирование производственных и инвестиционных мероприятий в сфере ВКХ. Соответствующие программы не выполняются полностью и корректируются в сторону уменьшения. Следовательно, снижается качество предоставляемых услуг, повышается аварийность, нарастает износ основных фондов отрасли, увеличивается загрязнение окружающей среды.
Следует внести в п. 4 ст. 19 закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» изменения, закрепляющие действие норм об установлении и применении предельных индексов до 1 января 2008 г. Как минимум, нужно сохранить норму данного закона о действии положений, регулирующих установление и применение предельных индексов, до 1 января 2009 г.
При разработке нормативных правовых актов и иных документов должны неукоснительно соблюдаться положения вышеуказанного закона, в первую очередь – нормы о срочном характере предельных индексов, устанавливаемых ФСТ. Это необходимое условие финансового оздоровления предприятий ВКХ и привлечения инвестиций в отрасль.



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ