Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

lex@g-k-h.ru  Skype: lexconsalting

 

По кочкам и колдобинам – в рынок



Источник: Квартирный ряд


Не надо бояться перемен, потому что хуже не будет. Хуже быть уже не может. Так сказал глава Минрегиона РФ Владимир Яковлев, открывая заседание общественного совета. Обсуждалась на заседании актуальная проблема – как создать конкурентную среду на рынке жилищно-коммунальных услуг.

Все больше сфера жилищно-коммунального хозяйства России напоминает поле боя, где сошлись разные силы – политики, чиновники, коммерсанты, жильцы. Кто бьется за деньги, кто за власть, а кто и за жизнь. Увлеченные схваткой, бойцы не замечают, как, пользуясь неразберихой, на рынок проползают мошенники, притворяясь управляющими компаниями. Собрав деньги с жильцов, исчезают. Ситуация еще больше накаляется. И вот уже впереди замаячил призрак бунта обманутых собственников. Как бы не дорефомироваться до этого.

«Хватит с нас и обманутых дольщиков», – сказал министр.

Болевые точки

Действительно, хватит. Но куда-то надо двигаться, для чего требуется сперва определить основные препятствия на дороге к светлому рыночному будущему. Этим и занялась недавно созданная российская Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере. Ассоциация проанализировала ситуацию в нескольких городах (Петербурге, Новосибирске, Иванове) и пришла к выводу, что очень часто местные власти используют всю свою безграничную фантазию, лишь бы не дать заработать Жилищному кодексу, а значит, и рынку, и управляющим компаниям. Только бы самим остаться у руля.

Способы борьбы с конкурентами следующие. Умелое проведение заочных выборов. Причем, большинство жителей слыхом не слыхивали, что проходило какое-то собрание. Иначе как фальшивкой такое голосование и назвать нельзя.

Агитируя жителей за нужный выбор, чиновники пользуются некорректной, мягко говоря, информацией. Например, чтобы собрать необходимое количество голосов за «нужную» компанию, они обещают жителям огромные дотации из бюджета, которых никогда не будет.

Если же управляющей компании удалось вызвать симпатии жителей, и они за нее проголосовали, то муниципалитеты бьют другим оружием. Просто… не передают дома в управление и все. Несмотря на требования закона и решение собственников. На депутатские запросы не реагируют, прокуратуры не боятся. Судов, видимо, тоже.

Управляющая компания ничего не может потребовать от муниципалитета – она полностью от него зависит. Пока компанию еще не выбрали жители, она работает по договорам подряда с муниципалитетом. Который может перекрыть финансовый поток – задерживать платежи сколько угодно, или расторгнуть договор в любой момент.

До сих пор не подготовлены реестры управляющих компаний, чтобы люди знали, из кого им выбирать. А там, где списки созданы, чиновники в первую очередь записывают «своих». Неангажированные частные компании в заветный поминальник попасть не могут.

Конкурсы окутаны тайной. Попасть на конкурс – целое искусство, а уж победить… Кому достается лавровый венок – догадайтесь с трех раз. По данным Ассоциации, частные компании получили менее 10 проц. домов, выставленных на конкурс. Хотя, наверное, и с этим результатом их стоит поздравить.

Достается от чиновников и жильцам. С одной стороны, людей призывают создавать ТСЖ, с другой, – спешно распродают или сдают в аренду принадлежащие собственникам помещения – технические подвалы и чердаки.

Удастся ли с наказанием

Как найти управу на чиновника? Ассоциация предлагает создать специальную комиссию при Минрегионе, которая будет заниматься конфликтами такого рода (правда, со статусом и полномочиями этой структуры предстоит еще определиться). Ну а пока комиссия еще не сформирована, Ассоциация сама может докладывать министерству обо всех безобразиях, которые попадут в поле ее зрения.

Прозвучало предложение внести в Административный кодекс норму о санкциях за нарушение жилищного законодательства органами местного самоуправления. В главу «Административные правонарушения, посягающие на права граждан».

Через полтора месяца окончательно будет принят план мероприятий по реформированию ЖКХ на 2007-2008 гг. Возможно, часть этих предложений туда и войдет. А пока министерство решило провести две заметные акции – всероссийские совещания ТСЖ и управляющих компаний.

Что еще надо сделать, чтобы заработало

  • Принять законы о саморегулирующихся организациях; о страховании материальной ответственности управляющих компаний перед жителями.
  • Определиться со статусом управляющих компаний, термином «управление».
  • Разработать систему добровольной сертификации.
  • Утвердить список обязательных услуг, от которых собственникам крайне нежелательно отказываться, так как они связаны с безопасностью проживания – обслуживания газового оборудования, вентиляционных каналов, технического контроля над конструкциями дома, санитарного контроля.
  • Разработать типовой договор на управление, которого до сих пор нет во многих регионах, и документ, представляющий собой перечень общего имущества.
  • Научиться вести диалог с жителями. Может быть, включить в штат управляющих компаний специального менеджера «по работе с населением».


Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ