Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Когда из крана текут деньги



Источник: Квартирный ряд


Квартирные водосчетчики, слегка отодвинув на время проблему выбора частных компаний, оказались одним из основных сюжетов нынешней жилищно-коммунальной жизни. По уверениям спецов, через два–три года они станут столь же привычными, как приборы учета электроэнергии. Но пока это дело новое и непростое.

Дирекции не до того...

Наша компания обслуживает дома в Южном и Восточном округах столицы – всего 38 строений в районах Кожухово, Бирюлево-Восточное, Нагатино-Садовники, Нагорный. Большинство из них – новостройки, а потому объекты сдавались с уже установленными индивидуальными приборами учета. К этому обязывало строителей постановление правительства Москвы. А дальше? Приборы бездействовали. Не нашлось организации, которая дала бы им жизнь.

Нам передали дома примерно два года назад. Повышение жилищно-коммунальных тарифов, необоснованные нормативы (не может же каждый человек тратить на себя без малого 50 ведер воды в сутки!) – все это привело к тому, что одним из главных требований жителей стала возможность платить за воду по фактическому расходу. Собственно, это и подразумевает реформа ЖКХ. Но для начала требуется подключить счетчики к системе водоснабжения, наладить учет их показателей... Однако дирекции, как правило, этим не занимались: не хватало средств. Да и мороки с новыми приборами немало: нужно наладить их техобслуживание, выработать договоры с ЕИРЦ (чтобы там считались с показателями приборов). Между тем никаких правоустанавливающих документов на сей счет не существовало. К тому же у дирекций не было лицензий на работу с такими приборами.

С приходом частной компании ситуация изменилась. Вот наши конкретные шаги: каждый житель заключил с ООО «Жилфонд» (как управляющей организацией) соглашение, которое дает право включить в работу индивидуальные приборы учета. Эта работа потребовала определенных капиталовложений – их выделила компания (жителей беспокоить не стали). На что потребовались деньги? На получение лицензии, оборудование помещения, где мы могли бы своими силами производить мелкий ремонт, на закупку обменного фонда и другое. В принципе могли бы привлечь специализированную организацию, но такой, которая имела бы большой опыт обслуживания индивидуальных водосчетчиков, отыскать не удалось. Да и по финансовым соображениям выгоднее было взяться за дело самим.

«Мокрое дело» для компьютера

Цель, которую мы поставили, – наладить четкий, а главное, централизованный подсчет расхода воды в каждой квартире. Ведь в общую квитанцию эти данные не входят, а значит, жителю пришлось бы заполнять отдельный бланк, дополнительно навещать единый расчетный центр, выстаивать там очередь... Всю эту работу и взяла на себя наша управляющая компания. В настоящее время ведем учет расхода воды в 30 домах, в четырех тысячах квартир.

Что такое автоматизированное система? В общих чертах: программное обеспечение и соответствующее компьютерное оборудование. Приборы учета в каждой квартире выходят в конечном итоге на центральный компьютер дома. К слову, замечу: типовой техники нет. Методом проб и ошибок подобрали именно то оборудование, которое в наибольшей степени отвечает нашим требованиям. Дома соединены между собой, показатели выводятся либо в диспетчерскую, либо в специально оборудованное помещение, где уже установлен системный блок и монитор.

Какие данные появляются на экране? Практически в любой отрезок времени можно отследить расход холодной и горячей воды в каждой квартире. Информация может быть как цифровая, так и графическая. Сюда же выводятся показатели общедомового прибора учета. Таким образом, люди получили возможность оплачивать основные ресурсы не по надуманным нормативам, а по реальному их расходу. А раз так – то и регулировать этот расход, экономить жилищно-коммунальные траты.

Спроси меня: где?

Большая ли экономия? Сенсации не произошло. Конечно, те пресловутые 50 ведер (а точнее – 394 литра на человека) себя не подтвердили. Расход – согласно показателям – снизился, но не в разы, а примерно на 20–30%. Дело, стало быть, не только в учете, но и в психологии: беречь воду даже со счетчиками мы по-настоящему еще не научились.

И все же выгоду ощутили многие. По примерным подсчетам, семья из трех человек ежемесячно экономит на воде порядка 600 рублей. Таким образом, стоимость счетчика (а так или иначе, люди приобретают их за свои деньги, в том числе и в новых домах: там они входят в стоимость квартиры) окупается менее чем за год.

Впрочем, экономия достигается не только за счет бережливости. Не секрет, что в квартире порой живет больше людей, чем зарегистрировано. А плата взимается лишь по числу «прописанных»! Разницу приходилось восполнять остальным жильцам дома.

Теперь ситуация иная. Расход воды – объективный показатель того, сколько человек живет на данной площади. И уж он-то не обманет! Если после установки индивидуальных счетчиков жильцы платят даже больше, чем раньше (ведь на каждую квартиру «раскидываются» общедомовые траты), люди начинают беспокоиться, выяснять причины. Но и это еще не все.

Подсчет индивидуального расхода воды улучшил и само обслуживание. Речь идет об авариях инженерных систем, прорывах водопровода, когда вода затопляет квартиры, а ремонтники мечутся, не зная, где такая авария случилась. Конечно, выше этажом, но где именно? Не всякий хозяин еще и пустит в квартиру: «У меня все хорошо». Иди докажи... Теперь подобных проблем нет – достаточно бросить взгляд на монитор. Вот кривая потребления воды в какой-то квартире резко пошла вверх... Значит, здесь что-то неладно. То ли не выдержали стыки, то ли хозяин оставил без надзора стиральную машину, а гибкая подводка не справилась с напором. Одним словом, счетчики становятся объективными свидетелями причины и места аварии. А мониторы облегчают ремонтникам работу.

Пока автоматизированных систем индивидуального расхода воды по Москве немного. В некоторых районах к их организации подключается даже бюджет. И, тем не менее, наиболее эффективно они функционируют там, где домами управляют частные компании. Поэтому с ростом частного жилищно-коммунального обслуживания должно быть больше порядка в водопотреблении столицы в целом. А значит, выиграет весь город. Ведь экономия воды в каждом доме (водоснабжение, напомню, услуга дотационная) – это экономия для бюджета в целом.

Светлана Ремизова, заместитель генерального директора ООО «Жилфонд»



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ