Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Рынок в ЖКХ: проблемы и ожидания



Источник: «ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера»


Автор: Л.Д. Соловьева, начальник отдела нормативно-правового регулирования инфраструктуры Департамента ЖКХ Минрегиона России 

Рынок в ЖКХ : проблемы и ожидания

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее – ЖКХ) – одна из крупнейших отраслей российской экономики, расходы на которую в консолидированном бюджете страны составляют около 8% от общей суммы бюджетных затрат. Для поддержания отрасли в рабочем состоянии требуется все больше средств:

– в 1996 г. на дотации ЖКХ из бюджетов всех уровней ушло около 4% ВВП;

– к 2000 г. – около 8%;

–по результатам 2006 г. ожидается более 10%.

Несмотря на значительные инвестиции, в настоящее время более 2/3 из 52 тыс. организаций ЖКХ находятся на грани банкротства. Ситуация усугубляется невозможностью оценить реальное положение дел, так как в отрасли не проведены полномасштабная инвентаризация основных фондов и их технического состояния, а так же рыночная оценка имущества.

Согласно официальным данным Росстата на начало 2006 г. кредиторская задолженность российских предприятий в секторе ЖКХ превысила 320 млрд руб., а дебиторская – 280 млрд руб. В последние годы задолженность постоянно растет. По сравнению с 2000 г. задолженность за 2005 г. увеличилась более чем на 40%, что свидетельствует об углублении финансового кризиса в ЖКХ . Долги поставщикам ресурсов и в бюджеты всех уровней по-прежнему в 1,5 раза превышают долги потребителей и заказчиков услуг предприятий ЖКХ . Значительная часть этой суммы приходится на государство, поскольку составляет задолженность бюджетов различных уровней перед организациями ЖКХ .

В течение последнего времени принимались определенные меры по наведению финансового порядка и устранению причин, препятствующих реформированию ЖКХ . В частности, с 2003 г. проводится инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности организаций ЖКХ, анализируются причины ее возникновения. На основании полученных данных установлено, что основными причинами возникновения дебиторской задолженности у организаций ЖКХ явились несвоевременные и неполные расчеты бюджетов всех уровней по своим обязательствам перед коммунальными службами:

– задолженность бюджетов всех уровней по финансированию предприятий ЖКХ, направленному на возмещение убытков от реализации услуг по регулируемым ценам, разницы в тарифах на жилищно-коммунальные услуги, льгот и субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставленных гражданам;

– задолженность муниципальных и государственных предприятий (учреждений) перед поставщиками энергоресурсов;

– задолженность потребителей жилищно-коммунальных услуг – бюджетных организаций.

По данным видам задолженности практически невозможно оформить документы, позволяющие провести процедуру ее востребования в рамках действующего законодательства Российской Федерации, а в некоторых случаях нельзя определить, кто, собственно, является заказчиком.

Основной причиной просроченной кредиторской задолженности у организаций ЖКХ является непогашенная и (или) неурегулированная дебиторская задолженность. В основном структура кредиторской задолженности состоит из:

– задолженности за энергоресурсы (электро- и теплоэнергию, газ, мазут, уголь) субъектам естественных монополий;

– задолженности бюджетам всех уровней по налогам, сборам и начисленным неустойкам;

– задолженности по платежам в государственные внебюджетные фонды.

К сожалению, мероприятия по инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности лишь подтвердили наличие проблемы, но не привели к устранению причин ее возникновения и не позволили в полной мере реализовать программы финансового оздоровления организаций ЖКХ .

С принятием нового Жилищного кодекса , внесением изменений в ряд нормативно-законодательных актов, подготовкой проектов федеральных законов «Об особенностях регулирования оборота имущества в сфере коммунального хозяйства», «Об инвестиционных соглашениях в сфере коммунального обслуживания» часть причин дестабилизации работы организаций ЖКХ устранена (или будет устранена в ближайшее время). Однако по-прежнему не урегулированы вопросы освобождения организаций от долговой нагрузки и определения механизмов, обеспечивающих формирование рынка добросовестной конкуренции в отрасли.

Наличие долговой нагрузки субъектов рынка ЖКХ резко ограничивает активность привлечения частных инвестиций в эту сферу, лишает отрасль инвестиционной привлекательности. По данным Росстата доля инвестиций в основной капитал в отрасль ЖКХ по отношению к общему итогу по всем отраслям экономики Российской Федерации с 27,3% в 1992 г. сократилась до 12,1% в 2004 г., т. е. за 12 лет – более чем в 2,2 раза. Естественно, при таком положении дел экономическое состояние и технологическое оснащение организаций ЖКХ продолжает ухудшаться.

Сложившаяся ситуация требует экстренного проведения комплекса мероприятий по финансовому оздоровлению организаций ЖКК , поскольку отдельные несистемные попытки, которые, по большому счету, сводились к увеличению тарифов, не привели к нужному результату. Финансовое оздоровление требует реструктуризации всех видов финансовой задолженности организаций, а также разработки и реализации мероприятий по созданию рыночных отношений в отрасли при условии обеспечения защиты прав и интересов потребителей жилищных и коммунальных услуг. Решение этих задач осложняется тем, что подавляющая часть используемого в ЖКХ имущества находится в ведении муниципальных и государственных предприятий и имеет существенную степень износа. Тем не менее имущество является основным активом отрасли, и именно на его сохранении и модернизации может быть построена система оздоровления.

Главным направлением решения обозначенных проблем и поставленных задач является создание принципиально новых механизмов, которые позволят успешно реализовать ключевые аспекты реформы ЖКХ . Центральное звено этого процесса – разработка и принятие Федерального закона «О финансовом оздоровлении организаций жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации». Согласно закону осуществлять финансовое оздоровление организаций ЖКХ предполагается поэтапно, посредством проведения реструктуризации задолженности и принятия программ финансового оздоровления организаций, направленных на изменение условий их функционирования в целях недопущения ухудшения финансового состояния в будущем.

Таким образом, исправлять ситуацию планируется путем решения следующих задач:

– определения рыночной стоимости основных фондов (имущественного комплекса) субъектов РФ, муниципальных образований и организаций ЖКХ;

– освобождения от долговой нагрузки имущественного комплекса организаций;

– стимулирования преобразования муниципальных и государственных предприятий, задействованных в сфере предоставления жилищных и коммунальных услуг населению, в хозяйственные общества;

– снижения влияния накопленной задолженности перед федеральным и местным бюджетами на развитие бизнеса в сфере ЖКХ ;

– решения проблемы долгов организаций ЖКХ перед организациями – поставщиками энергоресурсов;

– конвертации задолженности местных бюджетов и муниципальных предприятий перед организациями ЖКХ в преференции для бизнеса;

– внедрения эффективной системы учета обязательств в сфере ЖКХ с целью недопущения образования новых нереальных для взыскания долгов потребителей и управляющих компаний;

– принятия органами местного самоуправления мер по недопущению накопления долговой нагрузки в сфере ЖКХ и создания условий для поступательного развития бизнеса в отрасли на основе принятия и реализации программ развития рынка в сфере ЖКХ муниципального предприятия.

Для решения указанных задач в законопроекте предлагается применение комплексного подхода, под которым подразумеваются следующие мероприятия:

– инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 1 января 2006 г.;

– реструктуризация задолженности (списание нереальных к взысканию долгов, секьюритизация активов и погашение долгов ценными бумагами, предоставление рассрочки погашения долгов, предоставление скидок, обременение имущества и т. д.);

– проведение переоценки стоимости основных фондов (имущественного комплекса) субъектов РФ, муниципальных образований и организаций ЖКХ по состоянию на 1 января 2006 г.;

– формирование организациями ЖКХ и утверждение органами местного самоуправления программ финансового оздоровления;

– реализация программ финансового оздоровления организаций, мониторинг и контроль их исполнения;

– создание систем измерения, считывание и учет данных о потреблении населением коммунальных услуг и осуществлении расчетов с потребителями на основе данных о фактическом потреблении коммунальных услуг с использованием единых данных участниками рынка ЖКХ (поставщиками и потребителями);

– создание эффективной системы учета потребления услуг, платежей и задолженности потребителей на основе использования комплексных информационных систем;

– перевод расчетов с потребителями коммунальных услуг на расчеты с применением интервально-временных тарифных планов;

– создание системы муниципального контроля и финансовых гарантий деятельности организаций ЖКХ .

Законопроект предусматривает утверждение программ финансового оздоровления организаций ЖКХ органами местного самоуправления, на территории которых данные организации предоставляют услуги, и включение в них ряда мероприятий, обеспечивающих устойчивое функционирование организаций в дальнейшем.

Основные положения рассматриваемого законопроекта, нормативные правовые документы, которые потребуется принять в целях его реализации, а также мероприятия, необходимые для финансового оздоровления предприятий отрасли, найдут свое приложение в бюджетной и налоговой политике государства и затронут все аспекты экономической деятельности организаций ЖКХ . Принятие закона в предлагаемой редакции будет иметь положительные социально-экономические последствия, так как позволит реально изменить экономическую ситуацию в отрасли и продолжить ее реформирование.



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ