Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Кто они – на рынок приходящие, блага сулящие?



Источник: Квартирный ряд

В ходе реформы ЖКХ предстоит сформировать рынок квалифицированных потребителей и исполнителей. Первые способны выставить грамотные требования, вторые – профессионально с ними справиться. Неквалифицированная среда – благодатное поле для монополий. И тогда рост тарифов неизбежен. Сдержать их могут рыночные условия и рыночная цена.

Хорошо, если бы управленцев было из кого выбирать. Если бы пришли профессионалы. А откуда они возьмутся? Нужна конкуренция. Для этого рынок надо "разбюрократить" и демонополизировать. Как? Обеспечить свободный доступ всем участникам. Но без поддержки властей в монопольном секторе не появится свободная конкуренция. Сейчас в кабинетах помаленьку начинают это понимать. А сколько времени потрачено на бездумную поддержку дирекций!

Об инертности

Необходимость выбора способа управления стимулирует жителей на создание инициативных групп, домовых комитетов, ТСЖ. Причем товарищество, решившееся на самоуправление, – идеальный вариант. Голосуя за управляющие компании , жители обрекают себя на повышение тарифов. Конечно, никто не может повысить расценки на коммунальные услуги , потому что это сфера монопольного регулирования. А вот ставки на техобслуживание – договорные, они утверждаются на собрании.

К сожалению, люди инертны. Подпишут любой договор, лишь бы от них отстали. Найдется в доме человек десять, которые ходят на семинары, интересуются реформой , изучают законодательство. Но хватит ли у них сил организовать безразличных соседей, разъяснить им, с какими условиями договора согласиться, а какие – отвергнуть?

Ситуация такова, что примерно в 15 процентах домов жители активны и могут самостоятельно организовать собрания. Задача власти – проинформировать их, подковать методически так, чтобы они выбрали способ управления и реализовали его без юридических изъянов. Остальным придется довольствоваться услугами управляющих компаний . Если человек не хочет голосовать, что с ним поделаешь?

О сроках

Населению реформу преподносили так: вот придут управляющие компании , и все будет хорошо. Не случилось... Отложили конкурсы. Пройдет год – будет то же самое. Реформируем ГУПы в ООО, но их на всех не хватит.

Не нужны реформе сроки. Надо честно сказать людям: процесс только начинается, переходный период будет долгим. Действовать надо без гонки, с правильным пониманием условий игры. Нужно дать стимулы, одинаково важные и для собственника, и для компаний. Решило правительство Москвы предоставлять дотации на техобслуживание всем УК, независимо от формы собственности. Это делает бизнес интересным. Очевиден мотив и для компаний, и для потребителей.

О препонах

Говорят, что московские власти пытаются перекрыть вход на рынок не совсем законными требованиями. Если так, то эти требования можно оспорить в суде. И потом, разве плохо, если "билет в ЖКХ " будет дорогой?Месячный бюджет одного многоквартирного дома составляет солидную сумму, так что мошенники могут захотеть снять кассу сразу... Такая опасность существует, и в случае чего разбираться придется органам исполнительной власти. С этой точки зрения их действия разумны. Хотя, с другой стороны, создавать нужно не только препятствия, но и условия. Условия, достаточные для того, чтобы понять: сюда войти непросто, надо побегать, попыхтеть, и если есть вариант заработать в другом месте, лучше податься туда.

Считается, будто на этот рынок смогут выйти только крупные, технически экипированные организации. Не согласен! В этом секторе много ниш. Есть дома по 300 квартир – это для больших организаций. Строениям на 20 квартир подойдет индивидуальный управляющий. Переходный период должен выявить оптимальный вариант управления для каждого дома.

Часто приходится слышать: на рынок не пускают новых игроков. Я видел таких "новых". Они постоянно приходят в наше ТСЖ . Им надо, чтобы хоть кто-то подписал с ними договор, чтобы у них пошла история, которую можно потом предъявить в других домах: вот, мол, какой я. Они уверены: идет реформа , входной билет дешевый, айда в ЖКХ ! А в багаже – ремонт квартир, строительство коттеджей... Попробовать многие хотят, но справятся ли? Ведь даже на подступах видно, что не потянут. Нет ни имущественного задела, ни опыта, ни кадров. А управлять – это не за дворником бегать. Надо владеть технологией обслуживания, выявления и устранения неисправностей, планирования ремонтных работ, взаимодействия с поставщиками. Не должен быть открытым доступ на этот рынок. Людям будет не легче, если им скажут: "Сами выбрали, сами и расхлебывайте!".


23.03.2007



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ