Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Законодательные предпосылки реорганизации муниципальных унитарных предприятий ЖКХ



Источник: Консалтинговая группа «Лекс»


26.04.2007

Наталья Сандалова,
ведущий консультант ООО «Лекс-Консалтинг»
Консалтинговая группа «Лекс»

Законодательные предпосылки реорганизации муниципальных унитарных предприятий ЖКХ

Ни для кого не секрет, что преобладающей организационно-правовой формой организаций, работающих в сфере ЖКХ, все еще остается МУП. Во многом это объясняется тем, что долгие годы предоставление ЖКУ было муниципальной монополией, в том числе и потому, что ЖКХ являлось планово-убыточной отраслью.

МУП не могут рассматриваться как полноценные бизнес-единицы вследствие их правового статуса и, особенно, правового режима их имущества. Приведем доказательства.

 

Особенности правового статуса МУП:

1) Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" в статье 8 ограничивает случаи создания МУП. Для сферы ЖКХ характерны следующие случаи:

  • необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;
  • необходимость осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам).

 

2) являясь коммерческой организацией, МУП имеет специальную правоспособность, то есть имеет право выполнять только те виды деятельности, которые закреплены в его уставе. Следовательно, гибкость МУП как коммерческой организации значительно снижена, тем более что, чаще всего эта форма организации используется именно для решения социальных задач, как это определено ст. 8 вышеуказанного закона.

Итак, МУП хотя и наделено правом извлекать прибыль, как коммерческая организация, однако фактически не является инструментом ведения бизнеса, так как его назначение тесно связано со статусом собственника – органа местного самоуправления, который чаще всего заинтересован в решении вопросов местного значения, а не в получении прибыли от своих предприятий. Поэтому МУП используются преимущественно в убыточных и/или в неконкурентных сферах.

 

Особенности правового режима имущества муниципальных унитарных предприятий:

Согласно ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие не наделяется правом собственности на передаваемое собственником имущество, а использует его на праве хозяйственного ведения. Это влечет за собой, как минимум, два следствия.

 

Следствие первое. Имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, может находится на праве хозяйственного ведения у МУП.

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ст. 50 определено, что в собственности муниципальных образований может находиться ограниченный перечень имущества, в частности, имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. В сфере ЖКХ:

  • имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, для водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов (для муниципальных поселений и городских округов);
  • жилищный фонд социального использования (для обеспечения малоимущих граждан);
  • имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не относящееся к указанным видам (в сфере ЖКХ), указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению.

Таким образом, ограничения, налагаемые на состав имущества органов местного самоуправления, автоматически создают ограничения для состава имущества и видов деятельности МУП.

 

Следствие второе. Право хозяйственного ведения позволяет МУП отказаться от него (от права) в случаях, когда это не влияет на осуществление видов деятельности, предусмотренных уставом предприятия.

Это негативно сказывается на имидже МУП в отношениях с контрагентами. В частности, при возникновении угрозы банкротства предприятия ЖКХ могут использовать свое право отказа от права хозяйственного ведения на имущество, лишая тем самым кредиторов возможности получить долги в полном объеме.

 

Таким образом, МУП не представляют собой эффективных участников рыночных отношений. Именно поэтому при формировании конкурентных отношений в отрасли роль этих предприятий существенно снизится.

Фактически политика государства уже направлена на снижение роли МУП в рыночных отношениях. Так, в постановлении Правительства РФ от 17.11.2001 N 797 "О Подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утратившем силу, предлагалось до 2005 года завершить акционирование и приватизацию МУП, выполняющих подрядные работы по обслуживанию жилищного фонда, а большую часть муниципальных предприятий, занимающихся управлением муниципальным жилищным фондом, акционировать в течение срока реализации подпрограммы.

Кроме того, в докладе Министра регионального развития Российской Федерации В.А. Яковлева на заседании Правительства Российской Федерации по теме «Реформа жилищно-коммунального хозяйства» (19.10.2006) предлагалось завершить приватизацию всех нерентабельных МУПов уже в 2007 году.

В проекте федерального закона «О финансовом оздоровлении предприятий ЖКХ» указаны условия финансирования организаций ЖКХ. Принципиальным является одновременное осуществление мероприятий организационно-правового, экономического и финансового характера.

 

На основании вышеизложенного можно предположить, что МУП ЖКХ ожидают следующие перемены:

- в сфере предоставления жилищных услуг, признанной конкурентоспособной, ожидается ликвидация или приватизация МУП;

- в сфере предоставления коммунальных услуг возможно сохранение муниципальной собственности на объекты коммунального хозяйства, однако, предполагается передача последних по договорам концессии в эксплуатацию частным организациям. Таким образом, нерентабельные МУП будут ликвидированы, а рентабельные приватизированы.

 

Следует сказать, что перемены всегда неизбежны и сопротивление им отнимает много энергии, давая обратный эффект. В то же время, предвидя такие перемены, необходимо проанализировать возможные стратегии реструктуризации муниципальных унитарных предприятий ЖКХ, выбрав для себя оптимальный вариант Именно таким образом мы можем влиять на сценарий будущих событий.

 

Статья опубликована в журнале «Строительный вестник Тюменской области», № 1 (39), 2007



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ