Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

lex@g-k-h.ru  Skype: lexconsalting

 

Коррективы к незыблемым основам



Источник: Журнал «Коммунальный комплекс России»


Какие изменения требуется внести в Жилищный кодекс РФ , основные положение которого должны оставаться незыблемыми? Как учесть при этом интересы всех слоев населения, сбалансировать задачи бизнеса и государства, обеспечить развитие конкурентного рынка услуг управляющих компаний в жилищной сфере?

Анализ правоприменительной практики Жилищного кодекса РФ, действующего с 1 января 2005 г., показал, что он требует серьезных доработок, прежде всего потому, что ущемляет права определенных групп граждан, а также не в полной мере регулирует новые жилищные отношения.

Министерство регионального развития РФ, созданное после принятия Жилищного кодекса и других законов «жилищного» пакета, целенаправленно работало над решением этой сложнейшей задачи и 1 января 2007 г. представило более 300 поправок и изменений в законодательство по развитию рынка доступного жилья. Неоценимую помощь министерству оказал Общественный совет по жилищной политике, созданный почти сразу после начала работы Минрегиона России.

Девятое заседание Общественного совета было посвящено наиболее актуальной теме: анализу практики правоприменения законодательства РФ и создания конкурентного рынка услуг управляющих организаций в жилищной сфере (см. «Коммунальный комплекс России», № 3 (33), 2007). В работе заседания приняли участие депутаты Государственной Думы, представители различных политических партий, руководители департаментов министерства, представители региональных министерств, бизнес-структур, единых рассчетных жилищных центров, региональных управляющих компаний и др.

Развернувшаяся дискуссия выявила наболевшие вопросы, требующие незамедлительного решения. Среди них – предложения, изложенные в докладе президента «Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере» Е. Пургина. Остановимся на них более подробно.

1. Назрела реальная необходимость нормативно определить, что такое управление в жилищно-коммунальном хозяйстве. Здоровая конкуренция и качественное обслуживание в условиях правовой неопределенности существовать не могут.

Жилищный кодекс определил три равноправных способа управления многоквартирным домом, но описал подробно лишь один – управление товариществом собственников жилья. Следствием такой однобокости явилось то, что на местах органы местного самоуправления стали активно навязывать населению только один способ управления многоквартирным домом – ТСЖ.

Жилищный кодекс должен быть скорректирован и дополнен нормами, определяющими следующие понятия: что такое управляющая организация в жилищной сфере, каковы ее права, обязанности и пределы собственности, где проходят границы ответственности тех участников жилищных правоотношений, которые соприкасаются с управляющей компанией ( УК).

2. Нужно обеспечить законодательную защиту вложений инвестора, работающего на рынке управления многоквартирными домами. Сегодня УК, вкладывая собственные средства в модернизацию дома, переданного ей в управление, не имеет никаких гарантий возврата этих средств, поскольку собственники вправе в любой момент отказаться от ее услуг.

3. По отношению к поставщикам жилищных и коммунальных услуг УК должна быть определена как агент. Соответственно, она должна получать за свои услуги агентское вознаграждение. Законодательная неопределенность статуса управляющей организации приводит к значительным налоговым затратам.

4. Необходимо привлекать профессиональные УК к приемке домов и обеспечению их ввода. Это обеспечит безопасность проживания будущих собственников жилья.

5. Следует нормативно установить переходный период для объектов законченного строительства, а также обязать застройщиков привлекать к участию в приемочных комиссиях и передавать дома в управление местным управляющим организациям.

6. Для формирования конкурентного рынка и создания его привлекательности для бизнеса нужны четкость, полнота, определенность и равенство прав и обязанностей участников жилищных правоотношений: управляющих организаций, поставщиков услуг, собственников помещений и органов местного самоуправления.

7. Необходима конкретизация ответственности чиновника за нарушение жилищного законодательства в области управления жилищным фондом.

8. Принципиальные положения Жилищного кодекса должны оставаться незыблемыми:

- способы управления многоквартирным домом могут быть только равноправными;

- собственники и наниматели должны оплачивать услуги напрямую управляющей организации или ТСЖ;

- все социальные выплаты в ЖКХ должны переводиться гражданам на их личные счета;

- собственники должны устанавливать размер платежей за содержание своего дома самостоятельно;

- собственники и наниматели несут ответственность за неоплату или несвоевременную оплату ЖКУ. Система взыскания долгов с нерадивых должна работать быстро и эффективно.

Многие предложения по нормативно-правовому обеспечению работы управляющих организаций, прозвучавшие на заседании Общественного совета, были приняты и переданы на рассмотрение в соответствующие департаменты Министерства. На девятом заседании было объявлено об изменении структуры и состава Общественного совета, а также расширении его полномочий и задач. Теперь совет будет заниматься не только жилищной политикой, но и другими направлениями, входящими в сферу ответственности Министерства регионального развития РФ. Информацию о работе и новый состав совета можно найти на сайте Минрегиона. В связи с изменениями в структуре было принято решение отказаться от информационных услуг портала I-STROY.RU (учредитель ЗАО «Домком.Ру») и вывести его из состава ОС. В ближайшее время планируется создать самостоятельный сайт Общественного совета при Министре регионального развития РФ.

Е. Соколова



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ