Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Реформа есть, а где же кадры?



Источник: www.moskv.ru

Сколько специалистов для реформы ЖКХ нужно уже сегодня, сейчас? Тайна сия велика есть... Во всяком случае, подобных расчетов никто не проводил.

Пока «пилот» наберет высоту...

При всем том, по самым скромным прикидкам, только для Москвы их требуются десятки тысяч – при предполагаемом приросте ТСЖ по пять–шесть тысяч в год. Понятное дело, в каждом доме должен быть хотя бы один председатель. Нужны руководящие и технические кадры для управляющих организаций.
К сожалению, между спросом и предложением на рынке – огромный разрыв. Как правило, получение академического образования предполагает длительные сроки. Даже если начать сейчас, первые выпускники придут в ЖКХ через четыре–пять лет. А реформа ждать не будет.
Только сейчас определяется круг специальностей для жилищного управления, разрабатываются учебные программы. Вузы пытаются искать свой путь. Чаще они решают начать с адаптации существующих программ по управлению недвижимостью к потребностям управления многоквартирными домами. Академическая среда достаточно консервативна и не любит реагировать на изменения спроса быстро. Сказывается слишком длительная процедура утверждения программ. Да и работодатель не готов сегодня платить за длительный срок обучения. Кроме того, выпускник вуза получает практику на рабочем месте, а это дополнительная нагрузка для работодателя.
Итак, что же предлагают академические вузы?
Возьмем, к примеру, Московский государственный социальный университет (МГСУ). Там разработано и утверждено несколько программ профессиональной переподготовки для руководителей управляющих жилищных организаций и для руководящего состава муниципалитетов и управ. Рассчитаны они на 72–200 учебных часов.
Многому ли можно научить за 72 часа? Многому! Вот темы, укладывающиеся в эти рамки: эксплуатация жилищного фонда; практика работы ТСЖ и управляющих организаций; структура управления ЖКХ города; бюджетирование и порядок финансирования, связанного с управлением жилыми домами; налогообложение ТСЖ и управляющих организаций; планирование деятельности; работа с оценщиками;
земельно-правовые отношения.

Да, в этой программе нет ничего лишнего. Зато есть все, что сегодня нужно знать управляющему многоквартирным домом.
Поскольку в таком ликбезе кровно заинтересован город, обучение будет дотироваться из бюджета, следовательно, окажется доступным.

В Московской академии делового администрирования (МАДИ) впервые в России образована кафедра управления многоквартирными домами. Обучение по системе «Школа-дом» начинается с профильной подготовки в общеобразовательном учреждении, затем – учеба в вузе (с акцентом на практику, которая будет проходить с первого курса на базе ТСЖ «Зеленоградский проект-2000»). Проект поддержала префектура Зеленоградского округа, выделила помещение для занятий. Предполагается, что выпускники будут работать в жилищной сфере Зеленограда. Эта пилотная технология может быть изучена и распространена во всех округах столицы. Проект стартует не ранее будущего учебного года, первый учебный центр откроется по адресу: Зеленоград, корп. 1051. За консультациями можно обращаться в Союз жилищных объединений г. Москвы (Авиационный пер., 5; телефон: 743-61-52).

Есть проблема? Вот вам кейс!

Очевидно, что система подготовки кадров для управления многоквартирными домами сложится нескоро. Сейчас ЖКХ нужны краткосрочные курсы переподготовки и тренинги. Это востребовано и удобно для бизнеса, потому что длится недолго – от нескольких дней до недели, а по затратам сопоставимо с годовым или двухгодичным обучением в вузе. Тренинги широко используют для подготовки кадров сетевые структуры, риэлторские компании. Обучение происходит в интенсивном режиме. Фокусные группы небольшие. Преподаватель большую часть времени уделяет практическим вопросам.

Основа метода практического обучения – кейс («дело, случай», а в нашем понимании – «чемоданчик»).
Программа строится на проблемных точках. В жилищной сфере их, условно, десять. Основные: общее собрание, заключение договоров, взаимодействие с поставщиками, органами власти, налоговыми органами...

Содержимое кейса основано на реальных событиях, на практическом опыте компаний, участвующих на рынке, с описанием конкретных ситуаций. Для жителей, которые создают ТСЖ, важно, разумеется, не теоретическое понимание того, как должно быть, а то, как на самом деле это происходит в конкретном доме, районе, городе. У человека формируется представление о том, что нужно делать для достижения цели, вырабатываются модели действий, а по большому счету, типовые формы деятельности участников рынка.
Освоив практический опыт, человек может сказать: я специалист, меня можно поставить на этот участок работы, и я буду работать эффективно сразу! Без периода адаптации. Ведь она происходит во время тренинга.

Шаг вправо, шаг влево

Считается, будто тренинги приучают человека ходить по проторенной дорожке. Поэтому в ситуации, когда надо сделать шаг вправо или влево, он теряется. Вуз дает базу, владея которой, специалист способен искать решения. Здесь обратная ситуация: задана схема, а правильно сориентироваться знаний не хватает.
Сразу скажу, что такое мнение о тренингах устарело. Они как раз направлены на выработку умения мыслить и принимать решения. Ставится задача, для решения которой мобилизуются интеллектуальные возможности, а в дальнейшем даются типовые решения, которые существуют на рынке. С помощью этого конструктора можно принимать решения, в том числе и в незнакомой обстановке. Тренинг – не шпаргалка, не конспект.
За содержимым для кейса далеко ходить не надо. В нашем Союзе жилищных объединений г. Москвы состоят и ТСЖ, и управляющие компании, и эксплуатирующие организации. Обмениваемся опытом на заседаниях учредителей, за «круглым столом», там и происходит отбор материала для занятий. Кейс формируется из комплекта документов и сопровождается лекцией, на которой рассказывается о том, как была достигнута цель. Эта система позволяет быстро реагировать на изменения в законодательстве. Две–три недели проходит после события – и материал уже лежит в кейсах.

Не «корочки» ради

По законодательству об образовании только вузу дозволяется выдавать легитимный (государственного образца) документ, который может быть использован для трудоустройства. Вот почему мы взаимодействуем с вузами. Усовершенствуем кейсы, тренинги, то есть являемся полигоном для отработки новых форм, тем, программ. А потом имплантируем их в систему академического образования – более длительного по срокам.
Если говорить о зеленоградском проекте, то для утверждения специальности «управление многоквартирными домами» это будут курсы повышения квалификации. И свидетельство будет – об их окончании. Авторитет таким «корочкам» придаст качество обучения, успехи выпускников.
Наша задача – уже сегодня удовлетворить значительный спрос на управленцев многоквартирными домами. В ситуации, когда людям не могут предложить ничего «комплексно-полезно-эффективного», это хороший вариант ликбеза.

Константин Крохин, председатель Союза жилищных объединений г. Москвы



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ