Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

lex@g-k-h.ru  Skype: lexconsalting

 

Оптимизация управления муниципальным сектором ЖКХ



Источник: www.gkh.ru

В России нет более запущенного сектора экономики, чем жилищно-коммунальное хозяйство, материально-техническая база которого в масштабах страны десятилетиями практически не обновлялась. Расходы на ЖКХ в консолидированном бюджете России составляют около 8% от общей суммы бюджетных затрат. Для поддержания сектора в рабочем состоянии требуется все больше средств.
В 1996 г. на дотации ЖКХ из бюджетов всех уровней ушло около 4% ВВП, к 2000 г. этот показатель составил порядка 8%, а по итогам 2006 г. превысил 10%. Финансовое состояние отрасли не просто критическое, оно до сих пор не подлежит адекватной оценке в силу крайней непрозрачности и монополизированности.
Основными препятствиями для развития и нормального функционирования организаций ЖКХ являются:
– непрогнозируемая политика региональных властей, и как следствие – риск потери инвестиций;
– отсутствие адекватных механизмов управления учетными процедурами предоставления жилищных и коммунальных услуг и связанная с этим неэффективная организация расчетно-сервисного обслуживания потребителей;
– отсутствие единого подхода к решению задач по управлению задолженностью на основе учета взаимодействия всех контролируемых процессов;
– несоответствие современным стандартам ведения бизнеса, автоматизации ключевых бизнес-процессов деятельности.
Следствием этого являются большая затратность производства, высокая стоимость капитального строительства, долгий срок окупаемости инфраструктурных инвестиционных проектов, непредсказуемость тарифной политики и непрозрачность финансовых потоков.
Минрегионом России и Росстроем в рамках своих полномочий и сферы ведения предпринимались и предпринимаются меры по наведению финансового порядка и устранению причин, препятствующих реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Однако нет ни одного завершенного, целостного проекта реформирования ЖКХ (отрасли, затрагивающей интересы практически каждого жителя страны), который внушал бы оптимизм в случае его реализации. При таком положении дел экономическое состояние и технологическое оснащение организаций ЖКХ продолжает ухудшаться. Сложившаяся ситуация требует экстренных мер по финансовому оздоровлению. Отдельные несистемные попытки, которые сводятся в основном к увеличению тарифов, не дают нужных результатов.
Еще одной проблемой жилищно-коммунального комплекса до сих пор остается экономически необоснованный рост стоимости услуг при невозможности потребителей самостоятельно контролировать и оценивать потребленные ими коммунальные услуги. Отдельные муниципальные образования, ресурсоснабжающие и управляющие организации занимаются этим вопросом, но комплексное решение проблемы до сих пор не реализовано ни в одном нормативно-правовом акте.
В связи с тем, что узлы учета поставки-потребления коммунальных ресурсов устанавливаются на границах раздела прав собственности коммунальных сетей, вопрос использования снятых показателей о потреблении одной стороной и принятия данных измерений другой стороной юридически может регулироваться только договорными отношениями. Спорные вопросы подлежат рассмотрению в суде. Органы местного самоуправления вообще не располагают подобной информацией.
Решить большинство проблем и первоочередных задач государства в сфере реформирования ЖКК представляется возможным за счет создания принципиально новых механизмов по реализации ключевых аспектов реформы. Центральным звеном этого процесса, по мнению автора, является создание в муниципальных образованиях специализированных сервисных расчетно-измерительных компаний. Руководствуясь экономической целесообразностью, такие компании призваны решать следующие задачи:
– привлекать инвестиции для создания, технического оснащения, монтажа средств и систем коммерческого учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, программно-аппаратных комплексов, позволяющих учитывать потребляемые услуги и производить расчеты за них;
– интегрировать и обслуживать действующие системы коммерческого учета, совершенствовать их;
– организовывать документооборот между ресурсоснабжающими компаниями, управляющими организациями и финансовыми учреждениями, отражающий динамику потребления ресурсов и представляющий собой массив данных, на основе которого могут решаться задачи оптимизации управления сектором ЖКХ;
– соблюдать действующее российское законодательство в области учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в частности требований Законов РФ “Об обеспечении единства измерений” и “О защите прав потребителей”.
Одновременно с этим нужно сформировать прозрачную и понятную всем участникам рынка товаров и услуг ЖКХ систему договорных отношений. Однако это должно происходить поэтапно, по мере создания функционально и организационно выделенных структур, способных контролировать и регулировать рынок жилищно-коммунальных услуг, а также предоставить систему финансовых и социальных гарантий конечным потребителям, в т. ч. социально не защищенным категориям граждан. В противном случае нерегулируемый переход к конкурентным рыночным отношениям между организациями жилищно-коммунального комплекса может обернуться для граждан полной или частичной незащищенностью и отсутствием каких-либо гарантий при ликвидации поставщиков жилищно-коммунальных услуг.
В целях исключения подобных ситуаций в первую очередь необходимо предусмотреть механизмы:
– мониторинга и контроля деятельности организаций ЖКХ со стороны органов местного самоуправления;
– обеспечения финансовых гарантий конечным потребителям жилищно-коммунальных услуг вновь создаваемыми и выходящими на рынок организациями ЖКХ.
Для осуществления функций мониторинга и контроля органам местного самоуправления нужны централизованные информационные ресурсы (базы данных проживающих и зарегистрированных граждан, потребителей и жилищных, и коммунальных услуг, параметров и характеристик состояния жилого и нежилого фонда, инженерно-коммунальной инфраструктуры и т. п.). В целях обеспечения логической и физической целостности данных, а также их защиты в соответствии с Федеральным законом от 27.07.06 № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и защите информации” функции создания, сопровождения и актуализации указанных информационных баз данных следует возложить на органы местного самоуправления.
Эффективная практическая реализация комплекса перечисленных мер, подкрепленная соответствующей нормативно-законодательной базой, позволит решить ключевые задачи реформы жилищно-коммунального комплекса:
– провести финансовое оздоровление организаций жилищно-коммунального сектора;
– сформировать условия для снижения издержек и повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг;
– обеспечить инвестиционную привлекательность комплекса.

Авторы: В.К. Чаадаев, зам. генерального директора ЗАО “Ресурсинвест”



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ