Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

А у нас переплачивают за газ



Источник: www.e-vid.ru

По уверениям руководителей ЖКХ, тарифы на все виды услуг и энергоносители, включенные в счет-фактуры, выросли с 2005 года всего на 24-30 процентов. В действительности же рост оплаты за отопление и освещение МОП увеличился в разы, - говорит казанец Александр Дормидонтов, один из организаторов митингов, на которых горожане протестовали против резкого роста тарифов. И тут же протягивает счет-фактуры на свою двухкомнатную квартиру площадью 40,8 кв. метра, в которой проживают три человека.

И действительно: согласно этим счет-фактурам, рост тарифов за отопление с 2005 по 2007 год составил 148 процентов, оплата за освещение МОП за эти два года поднялась на 460 процентов.

Впрочем, об освещении МОП - разговор особый. Следуя непонятной логике, у нас изменили сам принцип оплаты. Если раньше за освещение подъездов и подвалов платили поквартирно, то в нынешнем году начинали взимать плату исходя из того, сколько человек живет в квартире. В темное время суток лампочки освещают подъезды, потребляя то количество электроэнергии, которое необходимо для определенной площади. При этом нет никакой разницы - один жилец пройдет в это время или пять, электричество-то все равно расходуется одинаково. Подсчитывать количество жильцов в квартире разумно для оплаты труда уборщицы: чем больше народа, тем больше грязи наносят. Но какое отношение число жильцов в квартире имеет к освещению подъезда?

Геннадий Сомов, бывший энергетик, (как уже писал “ВиД” (№№ 85-86) судился с администрацией Казани из-за завышенных нормативов. Он утверждал, что, исходя из завышенных нормативов, переплатит в 2007 году за отопление 1000 рублей, за горячую воду - 2,5 тысячи рублей. Переплата же всех казанцев в совокупности составит 370 млн. рублей за отопление и 670 млн. рублей за горячую воду. Кстати, судебный процесс по этому поводу он выиграл.

Геннадий Михайлович резонно напоминает, что норматив расхода тепловой энергии на отопление и подогрев воды до нормативной температуры должен определяться по группам домов и сериям или по фактически достоверным данным. Скажем, нельзя пользоваться одними и теми же нормативами, рассчитывая обогрев панельных и кирпичных домов. Как нужно делать расчеты, говорится в “Методике определения потребности в топливе, электроэнергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения”, утвержденной Госстроем РФ. Но по мнению ветерана-энергетика, про этот документ у нас забыли.

- Жалобы на завышенные нормы расхода природного газа, которые применяются в отсутствие счетчиков, поступают и в Общественную палату РТ от жителей Казани, Зеленодольска, Альметьевска, - рассказывает Аделя Конюшева, член Общественной палаты РТ. - Так, к нам обратился житель Зеленодольска из частного сектора. В течение года по нормативу он якобы потребляет 6630 кубических метров газа. Когда же, наконец, у него был установлен счетчик, выяснилось, что в 2002 году он потребил 1502 кубических метра газа, в 2002 году - 1650 кубических метра, а в 2005 году и вовсе 1292 кубических метра. Очевидно, что до установки счетчика с него брали плату в четыре раза больше, чем положено.

Исследования, которые провела Общественная палата, показали, что и в квартирах, где имеются газовые плита и колонка, переплата выходит солидная. Получается, что мы всей республикой подкармливаем и без того небедные естественные монополии.

В Общественной палате, после серии проведенных проверок, прошел круглый стол по этому вопросу. По его итогам были подготовлены предложения, в том числе и к заинтересованным ведомствам. В числе предлагаемых мер - общественная экспертиза нормативов, установка приборов учета газа в каждом доме или квартире. Для социально незащищенных граждан эта установка должна быть бесплатной, остальные жители республики заплатят 30 процентов от стоимости.

Установка приборов учета, безусловно, - самый разумный шаг. Тем более что в законе от 23 марта 2006 года “Об утверждении программы “Энергоресурсоэффективность” как одно из ведущих мероприятий в сфере ЖКХ прописана именно установка придомовых и поквартирных приборов учета топливно-энергетических ресурсов и воды при государственной и муниципальной поддержке социально уязвимых слоев населения. Кстати, когда Общественная палата РТ обратилась в Правительство России с запросом по поводу определения нормативов, директор департамента ЖКХ Министерства регионального развития РФ Р.Мукумов ответил, что, по их данным, повсеместная установка приборов учета в Татарстане - дело решенное. Поэтому ответ министра строительства, архитектуры и ЖКХ на запрос все той же Общественной палаты: “реализация указанной программы является экономически нецелесообразной”, мягко говоря, вызывает недоумение. Для кого это нецелесообразно? Для естественных монополий, которые привыкли получать легкие деньги? Согласна, им это совсем ни к чему. А вот рядовые татарстанцы придерживаются иного мнения.

Не случайно же в Казани сложилась инициативная группа, которая намерена последовательно отстаивать интересы жителей в судах, а если не получится, то и выводить народ на улицы. Думаю, поддержка населения им обеспечена, кому же приятно чувствовать себя простофилей, к которому ежемесячно залезают в карман? Может быть, не стоит дожидаться народных волнений, а взяться за установку счетчиков? Понятно, что в одночасье по всей республике их не поставишь, значит, параллельно нужно пересматривать нормативы, причем делать это гласно и открыто, чтобы каждый житель мог убедиться в правильности расчета.

Члены Общественной палаты РТ пришли к выводу, что Постановление Правительства РФ от 13 июня 2006 года “О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа” противоречит Жилищному кодексу РФ и имеет ярко выраженный лоббистский характер. Над ним так и витает тень “Газпрома”. Общественная палата направила в адрес Правительства РФ письмо с просьбой дать правовую оценку данного постановления, предварительно проведя его лексико-юридическую экспертизу. Вразумительного ответа на свой запрос члены палаты так и не получили. Правда, в устной беседе ответственные работники Департамента ЖКХ Минрегионразвития РФ согласились с тем, что постановление и впрямь противоречивое и сообщили, что они сейчас работают над внесением изменений в него.

В свою очередь Кабмин РТ тоже издал постановление, базируясь на постановлении российском, но в республиканском документе круг типов потребителей газа значительно расширен, а самое главное - норматив потребления газа на отопление в жилых домах с местным отоплением от газовых приборов более чем в десять раз превышает российский (в РФ 8,5 куб. м/кв.м, в РТ - 102 куб.м/кв.м). Почему, разве мы на Крайнем Севере живем? Трудно понять также расчет отопления индивидуальных бань газовыми приборами - 166,5 куб.м на одну баню в месяц. Так бани же разные. У одного хозяина - 6 метров, у другого - 30. Как у них может набежать одна сумма?

Когда в Минрегионразвития РФ внесут изменения в свой документ, когда татарстанцы последуют их примеру, неясно. Как известно, обещанного три года ждут. И пока мы продолжаем жить в условиях правовой неразберихи, самый разумный выход - повсеместная установка приборов учета, что и предлагает сделать Общественная палата РТ.

В самом деле, почему бы соответствующим ведомствам не потратиться один раз на установку всех необходимых счетчиков - газовых, водяных и ни жить потом спокойно, ориентируясь в оплате на показания приборов. “Социализм - это учет”, твердили нам в советские времена на лекциях по политэкономии. Но и при нынешней форме экономики учет нужен не менее тщательный. Единственная видимая причина, которая мешает установить счетчики, - привычка к легким деньгам, к тому, чтобы списывать все убытки от неисправностей в своем хозяйстве на жильцов. Куда им, дескать, деваться? Заплатят. Судя по росту тарифов, аппетиты монополий растут, но и число людей, готовых отстаивать свои интересы в судах и на улицах, тоже увеличивается.



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ