Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

ЖКХ. ЖКХ без малого



Источник: ЖКХonline

Эксперты уверены: малый бизнес не может стать полноценным игроком на рынке ЖКХ.
 
Сегодня мощности жилищно-коммунального хозяйства изношены до предела и нуждаются в обновлении. Около 30% основных фондов ЖКХ уже полностью отслужили нормативные сроки, и их износ продолжает расти. Потребители не имеют возможности влияния на качество и количество представляемых им услуг. Реформа ЖКХ подразумевает под собой модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны. Цель реформы может быть достигнута, если будут решены основные задачи: модернизация мощностей ЖКХ и жилищного фонда, достижение высокого уровня качества коммунальных услуг, упразднение государственной монополии, привлечение частного бизнеса и создание конкуренции. Иными словами, первоочередная задача реформы – перевод ЖКХ на рыночные правила работы. Тем не менее, участие малого бизнеса в жилищной сфере пока не велико. На рынке по-прежнему доминируют государственные структуры в лице Жилкомсервисов.
 
Отторжение реформы
Жилищный кодекс определил три способа управления многоквартирным домом. Власти признали, что управление с помощью объединений собственников жилья – основной из них. Но при этом жильцы продолжают сталкиваться с трудностями и препятствиями на пути создания ТСЖ. Председатель Ассоциации жилищно-строительных кооперативов, жилищных кооперативов и товариществ собственников жилья Санкт-Петербурга Марина Акимова уверена, что по данному способу управления существуют законодательные несовершенства. «Это приводит к противоречиям, как со стороны населения, так и со стороны властей, - говорит она. -   Выбрав способ управления ОСЖ, граждане не принимают должного участия в его жизнедеятельности для обеспечения полноценного функционирования этого объединения. Власти же демонстрируют готовность создавать ТСЖ, но не решают существующие проблемы: отсутствует система межевания земельных участков, не определен комплекс недвижимости, передаваемый в управление, нет защиты от беспредела монополистов, четких правил оплаты коммунальных услуг и пр. Процесс реформирования вызывает беспрерывные споры дискуссии и скорее отторжение населением реформы, чем участие в ней».
Как показала практика, власть на местах стала для реформы ЖКХ основным тормозом. С одной стороны государство предлагает вступить на новый путь рыночных отношений, а с другой – препятствует этому. Президент Ассоциации товариществ собственников жилья Центрального района Санкт-Петербурга Владимир Семенов определил основную суть реформы так: платить приходится все больше, а качество услуг и состояние жилого фонда продолжает ухудшаться. Государство хочет переложить всю ответственность на жильцов, передать жилой фонд в частное управление, но при этом не решило основные проблемы жилищного хозяйства. Долг властей по текущему и капитальному ремонту слишком велик, жильцы не могут взвалить его на свои плечи. Генеральный директор ООО «РЭС ТСВ» Сергей Тихонов утверждает, что город пока не готов к передаче домов в управление частным управляющим компаниям. «Это показали проводимые конкурсы, где основная масса победителей это ЖКС. А частные компании отстраняли от участия по формальным признакам, несмотря на то, что объемы инвестиций в капитальный ремонт были значительно выше, чем у ЖКС», - говорит Сергей Тихонов.
 
Власть и бизнес
Частные управляющие компании часто сталкиваются с противодействием власти на местном уровне. Конечно, голос городской власти очень важен для управляющих компаний, но их взаимодействие требует координации, иначе конфронтация неизбежна. Сергей Тихонов предлагает преодолеть как экономические, так и психологические препятствия для того, чтобы реформа ЖКХ состоялась. «Властям придется отработать нормативную базу, особенно в части передачи многоквартирных домов, а также найти средства ликвидации недоремонта, - говорит специалист. – Только после этого будет создано поле для активного взаимодействия собственников жилья, нанимателей и частного бизнеса без участия государственных структур, которые следили бы за законностью и не вмешивались в хозяйственную деятельность управляющей организации. Формирование этого взаимодействия и является целью жилищной реформы». Но на практике оказывается так, что частные эксплуатирующие организации на рынок практически не допускаются и поэтому не имеют возможности динамично развиваться и увеличивать объемы.
Специалисты предлагают отделить жилищные услуги от коммунальных. Коммунальные услуги – это энерго-, газо- и теплоснабжение, отопление, водоснабжение и водоотведение. Поставщиками этих услуг являются монополисты и в данной области перспектив для развития малого бизнеса нет. В сфере жилищных услуг совсем другая ситуация. Они слагаются из таких составляющих, как управление жилым фондом, капитальный ремонт общего имущества и оказание услуг по ремонту жилых помещений принадлежащих определенным собственникам.
Такой точки зрения придерживается исполнительный директор Ассоциации «Жилищный комплекс» Алексей Степаненко. Он попытался примерно оценить рынок жилищных услуг и приводит следующие данные. В Санкт-Петербурге эксплуатируется 20 500 жилых домов, или 100 млн. кв. м. жилья. Если учесть, что за управление жилым фондом ежемесячно отчисляется от 8 до 10 рублей за кв. м., то общий объем рынка составит 1 млрд. рублей в месяц или 12 млрд. в год. Объем рынка капитального ремонта может составить до 20 млрд. рублей в год (10 млрд. руб. – бюджетные средства и 10 млрд. рублей – средства собственников). Таким образом, эксперт подсчитал, что общий объем рынка жилищных услуг может достигать порядка 30 млрд. рублей в год.
«Для поддержки малого предпринимательства в жилищной сфере необходимо, в первую очередь, способствовать созданию ТСЖ и налаживать информационный обмен в сфере ЖКХ между заказчиком и потребителем жилищных услуг», - говорит Алексей Степаненко.
 
Нужна конкуренция
Председатель Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций Санкт-Петербурга Евгений Пургин уверен, что сегодня малого бизнеса в сфере ЖКХ практически нет. Для этого просто не хватает определенных условий, не хватает конкурентной среды. ТСЖ нельзя считать сегментом малого бизнеса, ведь они создаются для того, чтобы содержать дом в порядке, а не с коммерческой целью.
Председатель Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Санкт-Петербурга Сергей Федоров считает, что Жилкомсервисы в своем нынешнем виде не способны качественно и эффективно оказывать жилищно-коммунальные услуги. Но с другой стороны, малые предприниматели сами не готовы к серьезной конкуренции с другими участниками рынка. «Необходимо при помощи государства модифицировать систему Жилкомсервисов путем продажи коммерческим структурам тех, которые работают неудовлетворительно, и разделением Жилкомсервисов, работающих положительно, на более мелкие коммерческие структуры», - объясняет Сергей Федоров. По его мнению, малый бизнес пока не готов войти на рынок ЖКХ, так как в этой сфере не созданы для этого необходимые условия. Сегодня при проведении конкурсов на оказание услуг по технической эксплуатации жилого фонда, выставляют слишком большие жилищные площади. Величину лота надо установить не более 100 тыс. кв. м – считает Сергей Федоров. Это позволит малым предприятиям получить на обслуживание площади меньше тех, которые сейчас предлагаются.

Елена Смирнова, ЖКХonline



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ