Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

ЖКХ. Реформа. Стартует ли реформа ЖКХ в запланированные сроки?



Источник: www.dailystroy.ru


Ну что ж, премьера сменили, правительство обновили, с выборами всё определили, так что - за работу товарищи! Пора, наконец, заняться нерешёнными проблемами, разобраться с долгостроем и "незавершёнкой". Например, с реформой жилищно-коммунального хозяйства. Одна из первых, объявленных в новой России, эта программа так и не стартовала - до сих пор ЖКХ фактически остаётся единственной отраслью, не вставшей на рыночные рельсы. Теперь задача её запуска возложена на Дмитрия Козака. Старт назначен на 1 мая 2008 года, сообщает РИА Новости.

Между тем через пару месяцев эта реформа отметит "юбилей": 15 лет назад был принят закон, предусматривающий переход отрасли на самоокупаемость. На его исполнение положили пять лет - считалось, что за это время экономика выберется из кризиса и граждане смогут полностью оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Не получилось, и срок отодвинули на 10 лет, затем - ещё на пятилетие. Выйдет ли на сей раз?

России досталось тяжёлое наследство: с одной стороны, гигантский и малоэффективный механизм социалистического жилкоммунхоза, помноженный на иждивенческую психологию граждан, привыкших к государственной опеке, с другой - крайне запущенное хозяйство, поднять которое одному государству не под силу.

Статистика рисует удручающую картину. Объём ветхого жилья в России превысил 100 млн, а аварийного - 11,2 млн. квадратных метров. Только за минувшую пятилетку он увеличился в полтора раза. Две трети зданий построены до 70-х годов прошлого века, и 40% из них требуют капитального ремонта. А средний износ коммунальных инфраструктур составил 57%.

В то же время государство год от года урезало финансирование ЖКХ - за полтора десятилетия средства, выделяемые на ремонт жилья, сократились в 10 раз. Эта ноша всё больше перекладывается на плечи граждан. По данным Росстата, только с января по август нынешнего года стоимость услуг отрасли по стране подскочила на 13,2%, а в целом с 2001 года возросла вшестеро. Сегодня россияне оплачивают жильё и "коммуналку" уже на 95,5%, а во многих регионах и полностью.

Так что по этой статье реформа, можно сказать, выполняется. Чего не скажешь о других. Практически полностью провалилась одна из главных целей - денационализация отрасли. Желающих взять на себя разорённое хозяйство единицы. Что и понятно: затраты огромные - Минрегионразвития суммарно оценивает их в 2,14 трлн рублей, и риск огромен. В результате, скажем, в Москве, из 40 тыс. многоквартирных домов жильцы только 1,7 тыс. осмелились взять управление в свои руки, создав товарищества собственников жилья.

В свою очередь, ДЕЗы, монополизировавшие отрасль, не собираются отдавать свои "делянки". Быстренько акционировались и сообща, при явной поддержке муниципалитетов навалились на малочисленных конкурентов. Да и на жильцов тоже, заставляя их всеми правдами и неправдами отдать голоса "своим" коммунальщикам.

Реформа забуксовала, и чтобы её спасти, по инициативе президента было решено привести жилой фонд в порядок - в расчёте на то, что уж тогда охотники на него найдутся. Для этого весной был разработан, а затем и принят закон о Фонде содействия реформированию ЖКХ. Это государственная корпорация, призванная за пять лет освоить 250 млрд рублей - средства, полученные от нефтяных сверхдоходов и распродажи активов ЮКОСа. Из них 100 млрд потратят на переселение жильцов ветхих и аварийных домов, остальные - на капитальный ремонт.

Что ж, хотели, как лучше... Но обставили двумя десятками условий, которые могут эту, в общем-то, хорошую идею похоронить. Так, муниципалитеты, чтобы получить деньги, к 1 января 2009 года должны довести долю коммерческих предприятий, работающих в сфере ЖКХ, до 25%, а к 2011-му - до 80%. А долю многоквартирных домов, управляемых товариществами, - до 5% и 20% соответственно.

К тому же программа будет осуществляться не только за государственный счёт. Её соинвесторами должны выступить муниципалитеты и сами жильцы, которые обязаны оплатить 5% капремонта. По мнению авторов закона, если собственники жилья вложат свои кровные, то уж не допустят превышения смет и приписок. На деле же, население обложат дополнительным оброком, который далеко не всем под силу.

На эти "прорехи" в законе указали руководители муниципалитетов 67 российских городов, которые в сентябре послали письмо в Госдуму и правительство, требуя отказаться от "ударных темпов" реформирования и поборов с жителей. В те же дни внесла свои поправки в нижнюю палату парламента и известный эксперт в области ЖКХ, депутат Галина Хованская, которая обосновала их так: "То, чего не было сделано за предыдущие 14 лет, региональные власти, если они хотят получить финансирование из фонда, должны будут выполнить за полгода".

Дмитрию Козаку предстоит "разрулить" все эти, да и многие другие проблемы и несостыковки. Власти и полномочий у него теперь намного больше, нежели у его предшественника, которому оставалось лишь наблюдать за углубляющимся кризисом и докладывать об этом начальству. Ну и деньги теперь "под ним" - фонд на днях был отдан Минрегионразвития.

Новый министр уже заявил, что необходимо выстроить такой механизм, который бы стимулировал муниципалитеты к реформированию отрасли. Вот над этим ему и предстоит крепко подумать. Да, государство доказало, что оно -неэффективный собственник. Но ведь насильно в рынок не загонишь - любая спущенная "сверху" реформа неизбежно тормозит, если "внизу" нет ни условий, ни заинтересованности, ни, наконец, сильных игроков.

Бывший премьер-министр как-то заметил: "Административная реформа затевалась с тем, чтобы министры почувствовали безысходность ситуации". Не почувствует ли вскоре на своём новом министерском посту то же самое и инициатор той самой реформы?



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ