Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Актуальные проблемы предоставления услуг в процессе обращения твердых бытовых отходов



Источник: Кодекс-Info N 3-4 за 2006 год


Урбанизация городов, приведшая к образованию мегаполисов, и постоянно возрастающая хозяйственная деятельность человека создают одну из острейших проблем - проблему защиты природной среды от негативного воздействия отходов производства и потребления.

В России накоплено огромное количество твердых промышленных и бытовых отходов. Общая площадь загрязненной отходами земли в РФ занимает более 200 тысяч гектаров. Свалки оказывают значительное отрицательное воздействие на состояние атмосферы, почвы, загрязнение поверхности и грунтовых вод. Количество отходов стремительно возрастает, а положение с их утилизацией остается на крайне низком уровне. Степень переработки твердых отходов в Российской Федерации крайне низкая по сравнению со странами ЕС.

Сложившаяся в России ситуация в области использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью будущих поколений страны. Ежегодно в стране образуется около 7 млрд тонн отходов, из которых используется лишь 30%. Под полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) ежегодно отчуждается десятки тысяч гектаров пригодных для использования земель, не считая площади земель, загрязняемых многочисленными несанкционированными свалками.

Ситуация в сфере обращения с отходами в России остается сложной вследствие:

- несовершенства законодательной базы и организационной структуры;

- отсутствия достоверной информации о количестве и структуре образующихся отходов;

- недостатка квалифицированных кадров и их заинтересованности в результатах своего труда;

- неразработанности действенных экономических инструментов для влияния на участников процесса обращения с отходами.

Главной проблемой является отсутствие долгосрочной программы действий по совершенствованию существующей системы переработки бытовых отходов.

В этой сложной ситуации возрастает роль региональных и муниципальных органов власти, которым необходимо проводить дальновидную политику, стимулирующую использование отходов и уменьшение их негативного воздействия на окружающую среду.

В силу различных причин, таких как непонимание важности финансирования решения природоохранных задач, отсутствие средств на природовосстановительные программы и недостаточное экологическое воспитание, в РФ концепция устойчивого развития практически не работает. Подавляющее большинство программ, связанных с ресурсосбережением, ориентировано на решение краткосрочных проблем и не учитывают такие факторы, как реальные источники финансирования, издержки производства, возможность своевременного возврата заемных средств.

Одним из необходимых условий рационального ресурсопотребления является комплексная переработка отходов. Комплексное использование имеющихся ресурсов путем комбинирования различных производств позволяет использовать отходы одного производства в качестве исходного сырья для другого. По мнению специалистов, максимально полное использование сырья возможно только при объединении в единую структуру нескольких перерабатывающих предприятий. Следовательно, для рационального использования сырьевых ресурсов необходимо создание территориальных межотраслевых производственных объединений.

Создание производственно-хозяйственных систем, включающих в себя предприятия различных отраслей промышленности, вызывает необходимость формирования общей технологической цепи. В этом случае возможна разработка технологии, которая представляет собой совокупность технологий отдельных производств, размещенных на территории данного муниципального образования и связанных между собой задачей максимального использования исходного сырья с наименьшими затратами. Подобный подход к переработке материальных и энергетических ресурсов способствует сокращению потерь сырья, материалов, энергии, снижает транспортные расходы и трудозатраты, расширяет ассортимент продукции, изготавливаемой из используемого сырья.

Концепция комплексного управления отходами должна содержать следующие положения, подтвержденные мировым опытом:

- не существует какой-то одной технологии, способной без вреда для человека и окружающей среды переработать весь поток отходов;

- даже комплекс технологий не приведет к решению проблемы, если он не применяется вместе с экономическими и социальными инструментами.

Современная политическая ситуация, при которой муниципалитетам РФ предоставлена большая самостоятельность, создает благоприятные предпосылки для реализации такой концепции.

Составляющие эффективности организации сбора вторичного сырья:

1. С точки зрения государства:

- уменьшение использования природных ресурсов за счет замены их вторичными в различных технологических процессах;

- улучшение экологии территории за счет уменьшения количества отходов, подвергающихся сжиганию и захоронению;

- уменьшения социальной напряженности за счет предоставления малоимущим слоям населения возможности получения дополнительных доходов от сдачи вторичного сырья;

- улучшение сырьевой обеспеченности предприятий, использующих в производственном процессе вторичное сырье;

- снижение цен на товары на потребительском рынке за счет удешевления их производства с учетом использования вторичных ресурсов.

2. С точки зрения собственников предприятий:

- доходы, полученные как разница между ценой продажи вторичных ресурсов перерабатывающим предприятием и ценой покупки их у населения;

- доходы, полученные от продажи населению сданных в приемные пункты, но отремонтированных предметов бытовой техники.

3. С точки зрения населения:

- получение дополнительных доходов теми, кто сдает вторичное сырье в приемные пункты;

- улучшение санитарного состояния и эстетического облика города, что важно для всего населения.

В настоящее время в России в сфере переработки бытовых отходов действуют в основном крупные предприятия, образованные в форме государственных или муниципальных унитарных предприятий, реже - акционерных обществ с участием государства. Эти предприятия, как правило, отличаются косностью в отношении применяемых технологий, обладают устаревшим оборудованием, персоналом невысокой квалификации и в результате применения заниженных тарифов имеют крайне низкую эффективность производства.

Так, переработка бытовых отходов на мусороперерабатывающих заводах Санкт-Петербурга МПБО-1 и МПБО-2 осуществляется по технологии, разработанной в 70-х годах прошлого века. Для своего времени это была передовая технология, но сегодня она остро нуждается в усовершенствовании, а предприятия - в модернизации производства. Из-за несоответствия установленных тарифов реальной величине затрат и несовершенства рынка продуктов вторичной переработки, средств, находящихся в распоряжении предприятий, хватает фактически только на поддержание технологического процесса.

Специалисты утверждают, что чистоты в Северной столице и в Ленинградской области не добиться до тех пор, пока оба субъекта не скоординируют свои действия в вопросах утилизации и переработки ТБО. Санкт-Петербург ежегодно производит более 5 млн куб. м бытовых отходов. С этим «монбланом» управляются два мусороперерабатывающих завода и несколько полигонов, которые занимают более 530 гектаров - почти в четыре раза больше площади Монако. Полигоны отходов уже давно не соответствуют никаким санитарно-эпидемиологическим требованиям. Почти все они превратились в экологически опасные объекты: горы мусора выделяют угарный газ, метан и другие соединения.

В Ленинградской области 99% отходов размещается на свалках. Причем, большинство их расположено в неприспособленных для этого местах: бывших песчаных карьерах, торфяных выработках, а то и в городской черте. Отравленные свалочные стоки попадают в грунтовые воды и разносятся по подземным горизонтам, являясь угрозой для местных жителей.

Основные проблемы Санкт-Петербурга и Ленинградской области в сфере обращения с отходами:

1. Загрязнение территорий токсическими веществами, вымываемыми или выделяемыми из скоплений отходов: загрязнение почв, воды, воздуха; сокращение рекреационных территорий, сельскохозяйственных угодий.

2. Схема сборов отходов и материально-техническое оснащение в сфере обращения с отходами не соответствуют реальным потребностям: недостаток мощностей для промышленной переработки отходов (только 30% отходов СПб перерабатываются на заводах МПБО); большая степень износа оборудования на мусороперерабатывающих заводах; низкий уровень рециклинга отходов (около 15%).

3. Отсутствие надлежащей системы учета отходов: отсутствие единой информационно-справочной системы по обращению с отходами, слабый контроль за образованием отходов и их движением.

4. Неэффективная тарифная политика: тарифы на захоронение отходов на полигонах ниже, чем на переработку на заводах МПБО, тарифы на захоронение отходов в Ленинградской области ниже, чем в СПб, распределение финансовых средств между перевозчиками и переработчиками отходов нуждается в коррекции (транспортировка отходов оплачивается дороже, чем переработка, более чем в два раза).

5. Несовершенство действующей законодательной и нормативной базы: принцип «загрязнитель платит» во многих случаях не соблюдается, отсутствие законодательной базы, основанной на совместном участии Санкт-Петербурга и Ленинградской области как двух субъектов Федерации в решении общих проблем.

Чтобы изменить ситуацию, требуется принципиальный пересмотр подхода к организации системы переработки отходов: внедрение экономических стимулов, расширение числа предприятий, предоставляющих услуги по переработке отходов, разработке и внедрению новых технологий, привлечение инвестиций для развития производства.

Одной из задач по решению проблем предоставления услуг в процессе обращения твердых бытовых отходов, активизации инновационной деятельности в сфере переработки твердых отходов и извлечения пользы из вторичных ресурсов является привлечение в сферу вторичной обработки частного бизнеса, который отличается большей гибкостью и мобильностью в отношении внедрения новых технологий. Эта задача должна решаться как на муниципальном, так и на региональном уровнях.

Органы МСУ в связи с этим должны заниматься:

- оказанием помощи предпринимателям в получении льготных кредитов, в оформлении оборудования в лизинг;

- содействием кадровому обеспечению вновь создаваемых предприятий по переработке отходов, решая одновременно проблемы занятости населения муниципального образования;

- выделением структурных подразделений, ответственных за работу с частными предпринимателями;

- контролем за соблюдением предприятиями установленных законодательных норм.

На региональном уровне должны обеспечиваться:

- законодательная база развития предпринимательства в сфере переработки отходов путем принятия актов, определяющих механизм оформления налоговых льгот и льготных кредитов, получения лицензий;

- ведение единого информационного банка данных технологий переработки отходов и вариантов использования продуктов вторичной переработки, позволяющего предпринимателям получить сведения о капитальных и текущих затратах, уровне потенциальных доходов.

Развитие предпринимательства в сфере переработки отходов позволит решить целый ряд проблем, связанных с ростом объемов производимых в Северной столице отходов. И в первую очередь: улучшение экологии вследствие совершенствования системы санитарной очистки на стадии переработки отходов; ускорение процесса модернизации сферы переработки отходов; увеличение прибыльности предприятий в сфере переработки отходов; увеличение разнообразия изделий, производимых из вторичных материалов.

В европейских странах действует целая индустрия по переработке вторичных бытовых отходов, а у нас это дело пока считается невыгодным. Потенциальные инвесторы часто отказываются от участия в проектах, в которых удается оформить аренду земельных участков лишь на 3-5 лет. Необходимы стабильные перспективы на более длительный период.

Одним из направлений деятельности может стать создание Центра по координации предпринимательской деятельности по предоставлению услуг в процессе обращения твердых бытовых отходов. Такой Центр будет способствовать сотрудничеству муниципальных и акционерных предприятий с малыми предприятиями, действующими в этой сфере. Это может быть какая-либо форма субконтрактных отношений.

В настоящее время малому предпринимательству в сфере экологии не достаточно пространства для самореализации. Малый бизнес в сфере экологии должен иметь конкретную государственную и муниципальную поддержку. Нужны стимулы для участия малых предприятий в сборе мусора, сортировке отходов для дальнейшей переработки. Для малых предприятий нужно ввести упрощенную систему прохождения документации. Важно создать в этом секторе реальный рынок. Сложится рынок - появятся инвестиции.

Очевидным фактом является то, что предприятия, расположенные вокруг Санкт-Петербурга, должны иметь одну систему переработки отходов. Учитывая, что затраты на переработку одного кубометра отходов тем меньше, чем больше мощность перерабатывающих предприятий, ясно, что необходимо объединять усилия. И после тщательного технико-экономического обоснования где-то построить перерабатывающие заводы, а где-то - мусоросжигающие.

Кроме того, необходимо срочно завершить и реконструкцию завода МПБО-1 с расширением мощностей до 8 млн куб. м в год. Факторы, диктующие необходимость реконструкции опытного завода МПБО-1:

- увеличение эксплуатационных затрат и снижение эффективности работы завода в целом в связи со значительным износом оборудования (завод находится в эксплуатации более 30 лет);

- неудовлетворительное качество получаемого компоста;

- установка дополнительной газоочистки;

- с увеличением мощности переработки отходов на заводе резко снизится нагрузка на другие действующие полигоны;

- возрастание объемов образования отходов в мегаполисе;

- необходимость скорейшего увеличения механизированной переработки бытовых отходов в связи с низким процентом объемов переработки бытовых отходов.

Опыт природоохранной деятельности показывает, что экологические проблемы весьма сложны и не могут быть решены в один прием. Поэтому в настоящее время главнейшая задача - поэтапное создание ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих снижение количества отходов и экономию материально-энергетических ресурсов.

Отечественный и зарубежный опыт убеждают: своевременные инвестиции в природоохранную деятельность могли бы быть в несколько раз меньше тех средств, которые тратит общество на восполнение нанесенного ущерба. Капитальные вложения на эти цели окупаются в несколько раз быстрее, чем в целом по народному хозяйству. Именно поэтому сокращение расходов ресурсов дает значительный экономический и экологический эффекты.

Политика охраны окружающей среды от загрязнения, основанная на обезвреживании отходов, должна уступить место политике ресурсосбережения, основанной на комплексном использовании сырья, максимальном вовлечении в хозяйственный оборот вторичных ресурсов, ускоренном внедрении малоотходных технологий и утилизации отходов.

Одним из важнейших направлений деятельности органов власти должна стать мобилизация инвестиций частного сектора в сферу предоставления услуг в процессе обращения твердых бытовых отходов. Наиболее эффективными являются те инвестиции в сферу переработки бытовых отходов, которые учитывают как экологические, так и экономические аспекты, включая сохранение энергии, безотходные системы в городском хозяйстве (1).



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ