Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Реформирование ЖКХ: нужна государственная поддержка



Источник: Маркетинг и Консалтинг

Жилищный кодекс Российской Федерации определяет отношения пользователя коммунальных услуг и их производителя исключительно коммерческими. Жильцы и иные собственники по своему усмотрению обязаны выбрать способ управления домом и в полном объеме нести затраты по его содержанию, равно как и организации, предоставляющие услуги по коммунальному обслуживанию, обязаны рассчитывать на свои силы.
Жилищно-коммунальным предприятиям поселений гораздо сложнее выжить в создавшихся условиях в сравнении с аналогичными предприятиями городов. В селах не готовы работать рентабельно по ряду причин. Во-первых, это наличие дебиторов у предприятий, предоставляющих коммунальные услуги, т.е. задолженность потребителей за фактически предоставленные услуги. Так, дебиторская задолженность потребителей услуг перед УМП «Краснояржилкомхоз» в 2006 году составила около 2 млн. руб. Во многих случаях в результате судебных разбирательств выясняется, что у должника отсутствуют средства и ликвидное имущество для оплаты долга. Долги превращаются в непокрытые убытки коммунального предприятия и медленно, но верно ведут его к банкротству. Отключить неплательщика от услуг по теплоснабжению или водоотведению довольно сложно, особенно в многоквартирном доме.
Вторым фактором является изношенность коммуникаций. Инфраструктура пришла в упадок, и предприятиям, предоставляющим услуги, приходится систематически ликвидировать аварийные ситуации. Текущий ремонт требует немалых затрат. К тому же коммунальная инфраструктура поселений устарела как технически, так и морально и не дает возможности применять энергосберегающие технологии.
Важным фактором, тормозящим развитие жилищно-коммунального хозяйства поселений, остается несоответствие фактических затрат на производство услуги и окупаемости ее потребителем. Имею в виду небольшое количество пользователей услугой. Данная проблема в большей степени стоит перед предприятиями, предоставляющими услуги по теплоснабжению. Зачастую котельные по своей мощности и энергозатратности рассчитаны на большее количество потребителей, чем обслуживают фактически. Причиной тому является переход ряда потребителей на автономные системы теплоснабжения. Примером тому может послужить ситуация, сложившаяся в котельной УМП «Краснояржилкомхоз» по ул. Садовой, 1к. Она проектировалась в расчете на обеспечение теплом центральной районной больницы. Последняя за оказываемую услугу платила по 300 тыс. руб. Однако впоследствии ЦРБ перешла на автономное отопление, ввиду чего предприятие несет убытки. Реконструкция же котельных и коммуникаций в расчете на меньшее количество потребителей требует больших затрат, которые предприятия не способны нести самостоятельно.
Несмотря на указанные факторы, предприятия, предоставляющие услуги, обязаны в срок уплачивать налоги, своевременно производить выплаты сбытовым компаниям за предоставленные энергоресурсы, платить заработную плату рабочим, нести затраты по содержанию и развитию производства. Складывающаяся ситуация губительна для жилищно-коммунального хозяйства поселений и ведет его к развалу. Местные органы власти неправомочны компенсировать задолженность предприятий перед кредиторами, равно как и задолженность населения перед предприятиями. К тому же зачастую поселения имеют недостаточные источники доходов для решения вопросов местного значения, определенные законодательством Российской Федерации.
В создавшейся ситуации жилищно-коммунальное хозяйство поселений нуждается в государственной поддержке. Она может иметь характер налогового послабления, к примеру, по налогу на добавленную стоимость. Серьезным подспорьем стала бы налоговая льгота по НДС в виде налогообложения по налоговой ставке 10 процентов для унитарных муниципальных предприятий, специализированных на предоставлении услуг по теплоснабжению и водоотведению. Данная льгота помогла бы выжить коммунальным предприятиям поселений в период реформирования жилищно-коммунального хозяйства и снизила бы риск их банкротства.

О. Мещеряков,
руководитель аппарата Красноярского сельсовета



Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ